ТО кабины, платформы и дополнительного оборудования ГАЗ
При ЕО кузовов и кабин проверяют состояние дверей; платформы; стекол; зеркал; противосолнечных козырьков; оперения; номерных знаков; запорных механизмов: дверей, опрокидывающейся кабины, бортов платформы, капота, крышки багажного отделения, заднего борта автомобиля-самосвала. Автомобиль моют, сушат. При необходимости проводят санитарную обработку и уборку салона.
При ТО-1 кроме операций, предусмотренных ЕО, проверяют действие запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины, а также исправность замков, петель и ручек дверей. Проверяют и при необходимости подтягивают крепления платформы к раме автомобиля, подножек и брызговиков. Места, подвергнутые воздействию коррозии, зачищают, обрабатывают и на них наносят защитное антикоррозионное покрытие.
При ТО-2 выполняют все операции ТО-1. Дополнительно проверяют состояние и крепление механизмов и деталей опрокидывающейся кабины, уплотнителей дверей и вентиляционных люков, действие систем вентиляции и отопления. При необходимости устраняют неисправности. Тщательно контролируют состояние антикоррозионных защитных покрытий и окраску кузова или кабины.
СО включает весь комплекс операций ТО-2, работы по защите кузова или кабины и работы, связанные (в зависимости от сезона эксплуатации) с проверкой состояния уплотнений дверей, окон и исправности системы отопления, а также с установкой утеплительных чехлов на двигатель автомобиля.
Антикоррозионная защита кузовов и кабин является одной из наиболее сложных профилактических операций при техническом обслуживании автомобилей.
Битумные покрытия, наносимые при изготовлении автомобиля на днище и подкрылки, хорошо противостоят действию влаги и соли, но разрушаются при механическом воздействии частиц дорожного покрытия (гравий, песок). Срок эффективного действия антикоррозийных покрытий в зависимости от условий эксплуатации составляет от одного до двух лет.
Кроме того, кузов автомобиля содержит большое количество закрытых полостей, в которых скапливается влага и создаются благоприятные условия для возникновения и развития коррозии. Систематическая очистка дренажных отверстий улучшает вентиляцию внутренних полостей кузова и тормозит развитие процесса коррозии. Для антикоррозионной обработки закрытых пустотелых деталей кузова применяют автоконсервант «Мовиль». В закрытые полости препарат вводят методом распыления через технологические отверстия, предусмотренные в кузове, или через дополнительные отверстия, специально просверленные для антикоррозионной обработки внутренних полостей, которые по окончании работ закрывают пластмассовыми пробками.
Регулировка положения дверей в кузовах и кабинах осуществляется путем их перемещения. Зазоры по периметру дверных проемов должны быть одинаковыми. Если дверь провисает в пределах регулировки ее фиксатором, то, ослабив затяжку болтов крепления, фиксатор перемещают на необходимую величину и вновь закрепляют. При значительном провисании двери освобождают болты ее крепления к петлям, выставляют дверь в правильное положение по наружным зазорам проема и подтягивают болты. Правильность установки проверяют открыванием и закрыванием двери, по сопряжению фиксатора на стойке с замком двери, по сохранению одинакового зазора между проемом кузова и дверью. Затем окончательно затягивают болты крепления двери.
Регулировку замков дверей начинают очерчиванием контура фиксатора на стойке кузова. Если дверь закрывается туго, то после ослабления болтов крепления фиксатора его смещают наружу и затягивают болты. При неплотном закрывании двери фиксатор смещают внутрь. Если дверь при закрывании опускается, фиксатор поднимают, а если приподнимается — фиксатор опускают.
Если замок капота не открывается рукояткой из салона автомобиля, то регулируют длину троса с помощью петлевого крепления на крючке замка.
Регулировку механизма опрокидывания кабины торсионного типа выполняют, если усилие, необходимое для опрокидывания или опускания ее, велико. Для изменения прилагаемого усилия необходимо увеличить или уменьшить угол закручивания торсионов. Для чего кабину опрокидывают, освободив торсионы от нагрузки. Затем оси опор рычагов торсионов переставляют из верхних отверстий в нижние для увеличения угла закручивания, а для уменьшения — наоборот.
Неисправности механизмов дополнительного оборудования автомобиля вызваны, как правило, ослаблением крепежных соединений, нарушением герметичности сопряжений, механическими повреждениями отдельных деталей.
Ослабленные резьбовые соединения подтягивают при очередном ТО автомобиля. Опорно-сцепное и буксирное устройства в процессе эксплуатации автомобилей регулировок не требуют, а появляющиеся недопустимые зазоры и посторонние звуки устраняют заменой изношенных элементов новыми или восстановленными деталями или узлами.
При обслуживании стеклоочистителя необходимо контролировать наличие жидкости в бачке для обмыва ветрового стекла. Во избежание засорения жиклеров и фильтра насоса бачок заполняют отфильтрованной водой.
Если щетки стеклоочистителя при работе ударяются об уплотнитель ветрового стекла или после выключения останавливаются слишком далеко от уплотнителя, то изменяют установку рычагов, переставив их на оси. Очистку ветрового стекла считают удовлетворительной, если щетка вытирает очищаемую зону не более чем за 5 двойных ходов. Допустимая ширина невытертой полосы по краям зоны очистки не должна превышать 10% длины щетки.
Обслуживание спидометра заключается в проверке крепления гибкого вала к спидометру и коробке передач. Гайки должны быть завернуты до отказа, а наконечники не должны раскачиваться. Оплетку гибкого вала надежно закрепляют скобами на щите моторного отсека и коробке передач. Смазывают гибкий вал в том случае, когда стрелка спидометра колеблется при движении автомобиля или гибкий вал начинает стучать.
Обслуживание подъемного механизма платформы автомобиля-самосвала производят при поднятой платформе, установленной на страховой упор.
Отвернув запорный винт спускного отверстия в головке плунжера телескопического подъемника на два-три оборота и поставив рычаг управления коробкой отбора мощности в положение подъема, систему прокачивают для удаления воздуха на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя до появления из сливного отверстия смазочного материала без следов его вспенивания. После этого завертывают запорный винт и доливают смазочный материал.
Смену смазочного материала в гидросистеме механизма подъема платформы автомобиля-самосвала выполняют только при полностью опущенной платформе. Для слива смазочного материала из бака вывертывают сливную пробку, а для обеспечения полного опорожнения системы отсоединяют всасывающий патрубок насоса.