Отмена утилизационных сборов
Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, Беларуси Указом Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств».
Ставки утилизационного сбора установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2014 № 172 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64» в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 30.01.2016 № 74
Для электромобиля возрастом до 3-х лет утилизационный сбор составит порядка 425 долларов США, старше 3-х лет – порядка 2600 долларов США.
Сумма утилизационного сбора для автомобилей с ДВС, приобретаемыми физическими лицами, составляет порядка 250 долларов США за автомобиль не старше 3-х лет и порядка 370 долларов США если транспортное средство старше 3-х лет.
При анализе ставок утилизационного сбора следует отметить, что транспортные средства, оснащенные гибридной силовой установкой, освобождены от уплаты этого сбора.
Таким образом, утилизационный сбор при приобретении бывших в употреблении электромобилей составляет существенную часть его стоимости. Учитывая, что наибольший интерес у потенциальных покупателей электромобилей вызывают не новые транспортные средства ценой 5-6 тысяч долларов США, утилизационный сбор может увеличить затраты на приобретение электромобиля на 30-40%
С целью повышения привлекательности приобретения электромобилей электромобили освобождаются от уплаты утилизационного сбора до появления серийных электромобилей отечественного производства.
Снижение транспортного сбора
В соответствии с Законом Республики Беларусь № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» от 31 декабря 2013 года и статьей 249 Налогового кодекса Республики Беларусь собственникам автотранспортных средств необходимо оплачивать государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
Размер пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении сопоставим с затратами на техническое обслуживание электромобилей и может составлять 5-20% в общей структуре ежегодных затрат на использование электромобиля.
При таком соотношении затрат на пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, техническое обслуживание, питание электромобиля (электроэнергию), стоимости автомобиля, очевидно, что сама пошлина не является критичным заградительным фактором для развития электромобилей.
С целью создания благоприятного имиджа владения электромобилем вводится понижающий коэффициент 0,5 при уплате пошлины за выдачу разрешения на допуск электромобилей к участию в дорожном движении. После создания серийного производства отечественных электромобилей пошлину для их допуска к участию в дорожном движении обнуляется на 3 года после их выпуска.
Налоговые льготы производителям
Земельный налог
Земельный налог – налог, уплачиваемый владельцами земельных участков. Обязанность его уплаты может быть законодательно обусловлена самим фактом владения земельным участков или возникать при наличии некоторых дополнительных условий.
Земельным налогом в Республике Беларусь, согласно статье 193 Налогового кодекса, облагаются расположенные на ее территории земли, в том числе принадлежащие организациям на правах частной собственности, постоянного или временного пользования.
Для создания благоприятных условий развития производства электромобилей и зарядных станций организации-производители освобождаются от земельного налога на период проектирования строительства для новых объектов, реконструкции для существующих объектов, и в течение пяти лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию.
Налог на прибыль
Налог на прибыль – важнейший элемент налоговой системы, который занимает ведущее место среди прямых налогов, служа значительным источником пополнения государственной казны.
Плательщиками налога на прибыль являются организации, независимо от форм собственности, осуществляющие хозяйственно-предпринимательскую деятельность и отвечающие пяти требованиям. Они должны:
1. на основе Положения об организации (или иного нормативного акта), хотя бы примерного;
2. иметь расчетный (текущий) или иной счет в банковской системе;
3. вести обособленный бухгалтерский счет;
4. отвечать и требовать по суду;
5. иметь прибыль и право ею распоряжаться.
Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК, начисленные белорусскими организациями.
В соответствии со ст. 140 Налогового кодекса, от налогообложения освобождаются такие виды прибыли, как:
прибыль от реализации произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства – в течение трех лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соглашения об условиях производства легковых автомобилей, заключенного в установленном порядке с Министерством промышленности Республики Беларусь;
прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем, определенным Советом Министров Республики Беларусь;
прибыль организаций, полученная от реализации товаров соб-ственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с перечнем, определяемым Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, в случае, если доля выручки, полученная от реализации таких товаров, составляет более 50 процентов общей суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества.
Ставка налога на прибыль устанавливается в размере 24 процента, если иное не определено настоящей статьей.
Для стимулирования развития электромобилей предусматривается внесение в Налоговый Кодекс нормы об освобождении от налога прибыль от реализации произведенных электромобилей (легковых, электробусов и других) и зарядных станций собственного производства – в течение трех лет с момента начала производства.
Подоходный налог
Подоходный налог – налог которым облагаются доходы граждан. Один из основных видов налогов. Рассчитывается, обычно, как процент от суммы дохода. Уплачивается в бюджет.
Ставки подоходного налога определяются Налоговым кодексом.
С целью развития отечественного производства электромобилей, предусматривается установить ставку налога на прибыль физическим лицам (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), участвующим в производстве электромобилей, в размере 9%.
Реализация этого мероприятия осуществляется внесением в Налоговый Кодекс категории доходов «полученные физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от организаций-производителей электромобилей по трудовым договорам» со ставкой 9%.