Основные принципы работы билетных касс
На всех вокзалах билетные кассы обеспечивают пассажирам возможность быстро и качественно оформить проезд по желаемому маршруту в поездах различных категорий и вагонах разных типов. Билетные кассы предоставляют необходимую исходную и первичную информацию, являясь составной частью общей системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте, которая предназначена обеспечивать пассажирам в масштабе реального времени все транспортные услуги и сервис.
Железнодорожный билет – документ, удостоверяющий заключение договора перевозки, который состоит в том, что пассажир оплачивает проезд и провоз багажа по установленному тарифу, а железная дорога обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив место в поезде согласно купленному билету до указанной станции назначения.
На станциях организуют:
– предварительную продажу билетов;
– распространение их по заказам (через бюро заказов);
– продажу билетов транзитным пассажирам с прямой плацкартой и на обратный выезд;
– заблаговременную реализацию билетов в предварительных и суточных кассах на транзитные поезда.
Все железнодорожные билеты на сети распространяются через систему «Экспресс-3» независимо от принадлежности и формы собственности билетных касс. В день отправления проездные документы на дальние поезда оформляются только в суточных кассах на вокзале.
Билеты пригородного сообщения продают непосредственно в пригородных кассах либо через автоматы. Время продажи билетов и работы касс и автоматов устанавливает начальник станции в зависимости от расписания движения пригородных поездов.
Правильная организация продажи билетов имеет весьма важное значение в улучшении обслуживания пассажиров и должна обеспечивать:
- высокую производительность труда билетных кассиров;
- быстрейшую выдачу билетов, не создавая очередей у билетных касс;
- централизацию всех посадочных мест в одном пункте с организацией постоянного контроля за ходом их реализации;
- широкое применение передовых методов труда билетными кассирами и форм обслуживания пассажиров, и в первую очередь предварительной продажи билетов, в том числе билетов на обратный выезд и прямых плацкарт;
- правильное оформление проездных документов, максимальную механизацию и автоматизацию билетно-кассовых операций;
- полное поступление и сохранность денежных сумм.
Продажа проездных документов на поезда дальнего и местного сообщения производится в кассах суточной продажи билетов и в предварительных кассах.
В суточных кассах продажа билетов через систему «Экспресс-3» осуществляется в двух режимах: в режиме суточной продажи билетов с периодом резервирования в одни сутки до момента отправления поезда; в режиме текущей продажи с момента отправления поезда до момента его прибытия на предпоследнюю станцию.
Суточная продажа билетов производится на свободные места в вагоны поездов своего формирования и оборота, до отправления которых остается менее 24 часов, а также на транзитные поезда, в прицепные и беспересадочные вагоны.
В суточных кассах применяются следующие формы продажи железнодорожных билетов:
- в прямом сообщении;
- на обратный выезд.
В кассах суточной продажи билетов кассир выполняет следующие операции: продажу проездных документов; возврат неиспользованных проездных документов; гашение провозных плат по испорченным документам; получение справок о наличии мест в заданном номере поезда и типе вагона; отчет о проделанной работе за смену.
Продажа билетов на поезда пригородного сообщения осуществляется в пригородных билетных кассах. Пригородные кассы расположены в цокольном этаже вокзала. Работа касс организуется с учетом неравномерности отправления пассажиров и характера их распределения по зонам назначения. График работы билетных касс составляется с учетом неравномерности продажи билетов по дням недели и часам суток. Он предусматривает увеличение числа действующих касс в предвыходные и выходные дни, а также в часы «пик».
В пригородном зале установлены часы, схема пригородных участков с обозначением тарифных зон, станций и остановочных платформ, вывешены таблицы стоимости проезда, расписание движения пригородных поездов.
Для продажи пригородных билетов применяют билетопечатающие машины «ОКА».
Работа ОДБ и ЛБК
Постоянный рост объема пассажирских перевозок, увеличение размеров движения пассажирских поездов, необходимость улучшения использования свободных мест в поездах и повышения производительности труда билетных кассиров потребовали найти новые формы организации продажи железнодорожных билетов. Такой формой стало централизованное руководство продажей билетов.
Централизованное управление продажей билетов в крупных узлах и линейных станциях из единого центра концентрирует учет наличия всех свободных мест в пассажирских поездах на данном направлении, позволяет наиболее полно и своевременно удовлетворять потребности населения в перевозках, улучшает использование свободных мест и передачу их на соседние участки, значительно повышает число услуг, оказываемых пассажирам при приобретении билетов, особенно на линейных станциях.
При этом все билетные кассы на станциях (вокзалах) равномерно загружаются, получая места для суточной и предварительной продажи билетов. В систему централизованного руководства продажей билетов входят дорожная группа по учету, распределению и использованию мест (ОДБ), отделенческая группа по учету, распределению и использованию мест (ЛБК).
Для осуществления централизованного руководства продажей билетов построена билетно-диспетчерская связь на полигоне свыше 80 тыс. км, установлены телетайпы.
Объединенное дорожное бюро (ОДБ) является головной организацией, выполняющей функции ЛБК на отделении, где оно расположено, и функции дорожной организации по оперативному руководству и контролю за работой всех ЛБК дороги.
Главные задачи бюро по распределению и использованию мест в поездах: внедрение в работу билетных касс дальнего следования централизованного управления продажей билетов, учет мест в пассажирских поездах; развитие и совершенствование передовых форм продажи билетов и услуг; повышение эффективности использования мест в пассажирских поездах; разработка прогрессивной технологии работы бюро и билетных касс, обеспечивающей постоянный рост производительности труда билетных кассиров и сокращение потерь времени населением в ожидании обслуживания; прогнозирование и планирование пассажиропотоков, своевременное обеспечение потребности населения в перевозках, особенно в часы «пик»; получение сведений о наличии свободных и освобождающихся в пути следования мест, организация передачи информации о высадке пассажиров в пути следования для многократного использования одного и того же места и др. В границах отделений дорог (кроме головного, где расположено управление дороги) централизованным распределением и использованием мест в пассажирских поездах ведает ЛБК.
ОДБ и ЛБК обслуживают предварительные и суточные билетные кассы на крупных вокзалах, городские кассы предварительной продажи билетов и их филиалы и кассы линейных станций отделений. В них сосредоточиваются все места на поезда своего формирования и транзитные, проходящие через узел. Организованы круги предварительной и суточной продажи билетов. Предварительная продажа билетов производится на все поезда, формирующиеся в узле, в прицепные и беспересадочные вагоны, а также на места, поступающие в ОДБ по предварительным телеграммам о высадке пассажиров. Круг предварительной продажи обслуживает все кассы линейных станций и городские билетные кассы с филиалами.
Круг суточной продажи билетов обеспечивает местами линейные станции отделения и головного вокзала и работает круглосуточно. Старшие билетные кассиры по распределению мест
ОДБ все запросы билетных кассиров станций на места для предварительной продажи билетов, оформления прямых плацкарт, обратных билетов и их выделение регистрируют в Книге заказов. Реализованные места исключают из перфокарт (графиков), против них указывают номер билетной кассы и станцию назначения для повторного использования освобождающегося в пути следования места. В конце дежурства старшие билетные кассиры сверяют выделенные места с кассирами линейных станций.
За сутки до отправления поезда предварительная продажа мест прекращается и перфокарты (графики) передают на суточный круг ОДБ. Старшие билетные кассиры по распределению мест суточного круга распределяют оставшиеся места в поездах по станциям участка. Они же обеспечивают линейные станции местами по предварительным заказам пассажиров на получение мест в транзитных поездах. Дежурные старшие билетные кассиры по распределению мест суточного круга ОДБ регистрируют заявки в специальном журнале и контролируют правильность приема заказов кассирами линейных станций.
После отправления поезда своего формирования или проследования транзитного поезда дежурные старшие билетные кассиры по распределению мест суточного круга ОДБ подсчитывают на перфокартах число реализованных мест, устанавливают число оставшихся свободных мест и записывают постан-ционную высадку пассажиров. Эти сведения вручаются оператору-телетай- писту для передачи их соседнему ЛБК для реализации. Полученные от соседних ЛБК сведения о наличии мест в транзитных поездах оператор-телетайпист наносит на перфокарты (графики) и передает их на суточный круг, сверяет со сведениями о свободных местах в поездах, поступающими от механиков-бригадиров поездов, передает предварительные телеграммы о высадке и сообщает остаток свободных мест соседним ЛБК, ведет учет населенности пассажирских поездов.
Главные задачи бюро по распределению и использованию мест в поездах — это организация работы билетных касс дальнего следования на основе централизованного управления процессом распределения и учета мест в пассажирских поездах; развитие и совершенствование передовых форм продажи билетов и услуг; повышение эффективности использования мест в пассажирских поездах; разработка прогрессивной технологии работы бюро и билетных касс, обеспечивающей постоянный рост производительности труда билетных кассиров и сокращение потерь времени населением в ожидании обслуживания; прогнозирование и планирование пассажиропотоков, своевременное обеспечение потребности населения в перевозках, особенно в пиковые периоды.
Кроме того, организовано сетевое бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах (ЦЛБ), основной задачей которого является: общее руководство процессом централизованного распределения и использования мест в пассажирских поездах на сети железных дорог; координация деятельности дорожных бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах; контроль за выделением ОДБ и ЛБК мест по заявкам других дорог; контроль за разработкой и выполнением ОДБ и ЛБК технологических процессов работы, разработка предложений по назначению поездов, беспересадочных вагонов и вагонов с переменным трафаретом; анализ использования мест в пассажирских поездах и др.
Распорядителем всех имеющихся в продаже свободных мест на вокзалах является старший билетный кассир по учету и распределению мест, у которого места всех отправляющихся поездов нанесены на график или перфокарты, которые ведутся на каждый вагон. Для руководства продажей билетов установлен телефонный коммутатор, в который включены все билетные кассы.
Технология продажи билетов следующая: билетный кассир, выяснив у пассажира станцию назначения, номер поезда, род вагона и число необходимых ему мест, запрашивает их у старшего билетного кассира (для этого билетный кассир нажимает вызывную кнопку, и на коммутаторе у ключа соответствующей кассы загорается сигнальная лампочка). Старший билетный кассир включает кассу в коммутатор нажатием ключа и сообщает кассиру номера вагона и мест, а на графике или перфокарте в свободной клетке против номеров выданных мест соответствующего поезда указывает номер кассы, получившей места. Билетный кассир должен повторить номера вагона и мест, после чего старший билетный кассир отпускает ключ и отключает кассу.
Централизация продажи билетов на вокзале позволяет пассажиру в любой кассе купить билет на любой поезд, что равномерно загружает билетные кассы и тем самым повышает производительность труда билетных кассиров, их квалификацию, а также улучшает использование рабочего времени кассиров. Однако следует сказать, что этот способ продажи билетов имеет и свой недостаток — это дополнительное время, затрачиваемое билетным кассиром на вызов старшего билетного кассира по учету и распределению мест (диспетчера) и ожидание ответа от него.
Предварительная информация об освобождающихся местах в поездах. Централизованное руководство работой билетных касс дает возможность организовать предварительную информацию станций, лежащих по маршруту следования пассажирского поезда, об освобождающихся в нем местах.
Эффективность этого метода состоит главным образом в том, что на любой промежуточной станции, имеющей связь с ЛБК, и на более крупных станциях, непосредственно получающих сведения о высадке, пассажир может заблаговременно приобрести билет на проходящий поезд. Кроме того, этот метод позволяет лучше использовать пассажирские вагоны и тем самым повысить доходность пассажирских перевозок.