Грузопотоки порта (период, опасные явления, волнения, гарантированные глубины и др)
Грузооборот Мурманского морского торгового порта в 2012 году увеличился на 8,6% по сравнению с 2011-м — до 15,69 млн. т.
Основные виды грузов, переработанных в2012 году
Уголь (экспорт) — 11,633 млн. т.,
апатитовый концентрат (экспорт) — 985,9 тыс. т.,
железорудный концентрат (экспорт) — 1,628 млн. т.,
цветные металлы (экспорт) — 326,6 тыс. т.,
цветные металлы (каботаж) — 262,3 тыс. т.,
марганцевая руда (импорт) — 176,3 тыс. т.
Из общего объема грузооборота наибольший прирост был достигнут за счет увеличения объемов угля на 813,6 тыс. т. и железорудного концентрата на 448,2 тыс. т.За 2012 год обработано 511 судов (на 21 судно больше чем в 2011-м), в том числе: 173 судна с углем, 25 судов с железорудным концентратом, 58 судов с апатитовым концентратом, 255 судов с генеральными грузами, контейнерами и прочими. Обработано 223,157 тыс. вагонов (больше чем в 2011 году на 22,235 тысячи единиц или на 11,5%). Мурманский порт состоит из трёх частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский. В последние годы наблюдается тенденция вытеснения Торговым портом всех остальных из-за увеличения экспорта каменного угля и ряда других минеральных ресурсов, для приёма и хранения которых Мурманск имеет необходимую инфраструктуру. Значительно уменьшилось поступление рыбы, поскольку её стало выгоднее поставлять на экспорт, а не внутрь страны.
Мурманский морской торговый порт является крупнейшим и практически единственным крупным перевалочным пунктом угля в Северном морском бассейне. Через Мурманский порт сейчас экспортируется больше угля чем через порты Санкт-Петербург, Кандалакша, Выборг и Высоцк вместе взятые.
Основное направление экспорта - это страны Западной Европы, в частности - Испания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания и другие.
Положение в транспортных системах
Несмотря на свое северное положение, Мурманский порт отличает близость к европейскому и американскому рынкам. Кроме того, он может быть эффективно задействован в рамках сразу нескольких направлений мировой торговли: Европа - Восточная Азия, Европа - Южная Азия, Северная Америка – Азия, с использованием транспортных коридоров Северный морской путь, Транссиб, Север-Юг. Здесь стоит отметить огромное значение Мурманска с точки зрения использования существенного транзитного потенциала России, например, для транспортировки контейнеров по направлению Восточное побережье США – Китай, а также с точки зрения освоения новых транспортных коридоров, например, в Канаду через Арктику.
В перспективе порт Мурманск будет позиционироваться, как международный глубоководный хаб-центр, который гармонично впишется в структуру мировой транспортно-логистической системы.
Рис.1. 3 МТУ в перспективе
Условия навигации
Благодаря теплому течению Гольфстрим климатические условия в этой части Кольского полуострова относительно мягкие - залив не замерзает даже в суровые зимы, что дает возможность осуществлять круглогодичную навигацию без ледовой проводки. Ширина Кольского залива и глубины фарватера позволяют заходить и становиться на якорную стоянку практически любым судам - без ограничений по длине или осадке. Порт является незамерзающим, глубоководным, защищенным от штормов, круглогодичным портом - в отличие от многих мировых портов, потенциальных конкурентов МТУ.
Акватория:
1) Максимальная глубина у причалов – 19 м;
2) Глубины на рейде – до 60 м.
3) Круглогодичная навигация без ледовой проводки
Проблемы
1)Резкий рост грузопотока, особенно навалочных грузов, вызвал значительное повышение нагрузки на перегрузочную технику, особенно на портальные краны.
2) Недостаточно развитая железнодорожная инфраструктура.
3) Сложной проблемой остается вопрос брошенных и затонувших судов, большое количество которых угрожает безопасному мореплаванию на акватории порта.
4) Обустройство пункта пропуска в порту Мурманск.
Порты конкуренты
Порт Архангельск
Характеристика порта
Исторически Архангельск создавался как город - порт России на Белом море. И сегодня это его предназначение остаётся одним из основных.ОАО "Архангельский морской торговый порт" развивается сегодня как многопрофильный торговый порт для перегрузки генеральных грузов, целлюлозы, картона, контейнеров, лесоматериалов, металла, удобрений, тяжеловесного оборудования, насыпных и навалочных грузов. Мощности порта на сегодня позволяют перерабатывать 4,5 млн тонн грузов в год. В своём составе ОАО "Архангельский морской торгового порт" имеет: три грузовых района, контейнерный терминал, судоходная компания "Портофлот", морской вокзал, другие вспомогательные производства. Общая протяжённость причального фронта ОАО "Архангельский морской торговый порт" - 3,3 км. Возможности причалов порта позволяют принимать и ставить под грузовые операции суда с осадкой 9,2 м и длиной 175-200 м. Складские помещения предназначены для хранения широкой номенклатуры грузов. Общая полезная площадь для складирования грузов составляет 292 000 кв. м, в том числе закрытые склады - 40 000 кв. м, открытые бетонированные площадки - 250 000 кв. м. Таможенные склады 2000 кв. м.Единственный на Севере контейнерный терминал включает в себя открытую площадку 98000 кв.м, где могут храниться 5762 TEUs единовременно, в том числе до 200 рефрижераторных контейнеров и до 2200 с опасными грузами. Пропускная способность контейнерного терминала 75 000 TEUs в год.
Архангельск - порт круглогодичной навигации.Архангельский порт - ворота в Арктику. Именно отсюда был проложен Северный морской путь. Дальнейшее развитие судоходства по Северному морскому пути, должно учитывать возможности Архангельского порта, который может стать базовым на этой коммуникации, так как имеет наиболее короткий выход на сеть железных дорог, используемых для перевозок по транссибирской магистрали и по транспортному коридору "Север - Юг".Всё более пристальное внимание обращается специалистами морского транспорта разных стран, экспедиторскими компаниями, грузоотправителями на возможность транспортировки грузов по Северному морскому пути из Европы на рынки Юго -Восточной Азии.Архангельский порт связан постоянно действующими линиями с портами Западной Европы. Линейные контейнеровозы Северного морского пароходства связывают Архангельск регулярным судоходством с портами Италии и Северной Европы. Регулярность подходов каждые 10 -14 дней.
Рис.2.1 Схема расположения причалов порта Архангельск http://www.belomortrans.ru
Грузооборот
Рис. 2.2 Динамика грузооборота ОАО «Архангельский морской торговый порт»
Рис.2.3 Структура грузооборота ОАО «Архангельский морской торговый порт» за 2011г
Грузопереработка за 2012 г.
Номенклатура груза | 2011 отчет | 2012 отчет | Отклонение |
ОАО АМТП | 1736,2 | - | 1615,0 |
Экспорт | 451,9 | 624,2 | 172,3 |
Импорт | 493,2 | 121,5 | -371,7 |
Каботаж | 704,0 | 792,5 | 88,5 |
Не связанные | 87,1 | 76,8 | -10,3 |
Таблица 1