Эксплуатационные испытания воздушного судна
Решение о необходимости проведения эксплуатационных испытаний воздушного судна данного типа принимается органами Государственного регулирования гражданской авиации и авиационной промышленности совместно с заявителем, если финансирование создания этого типа воздушного судна осуществляется полностью или частично из государственного бюджета через государственный заказ. В том случае, когда финансирование создания типа воздушного судна осуществляется без привлечения средств из государственного бюджета, решение о необходимости проведения эксплуатационных испытаний может принять Заявитель или Заказчик.
Порядок проведения и обеспечения эксплуатационных испытаний, план и программа этих испытаний разрабатываются и утверждаются совместно Заявителем, Заказчиком и Сертификационным центром и согласовываются с другими организациями и предприятиями, привлекаемыми к проведению эксплуатационных испытаний воздушного судна. Указанные документы одобряются органами, принявшими решение о проведении эксплуатационных испытаний и Авиарегистром.
В случае выявления в процессе эксплуатационных испытаний недостатков воздушного судна, связанных с его летной годностью, Заявитель обязан выполнить процедуры, предусмотренные для этапа СЗИ.
Акт эксплуатационных испытаний разрабатывается и утверждается Сертификационным центром и согласовывается с Заявителем, эксплуатационным предприятием, проводившим эти испытания, и организациями, принимавшими участие в их проведении. Акт по результатам эксплуатационных испытаний одобряется органами, принявшими решение о его проведении и Авиарегистром. После завершения эксплуатационных испытаний Авиарегистр принимает решение о выдаче сертификата типа.
Анализ результатов сертификации воздушного судна.
Принятие решения и выдача Сертификата типа на образец
После одобрения Авиарегистром "Акта сертификационных контрольных испытаний" и "Акта эксплуатационных испытаний", если они проводились, Заявитель-Разработчик ВС - направляет в Авиарегистр "Представление на получение Сертификата типа воздушного судна". "Представление" должно быть согласовано с Независимой инспекцией в организации Заявителя. К "Представлению" прилагается:
1. Таблица соответствия ВС требованиям сертификационного базиса, уточненная по результатам СКИ, утвержденная Заявителем и согласованная с Независимой инспекцией в организации Заявителя;
2. Комплект эксплуатационной документации (учтенный), уточненный по результатам СКИ, согласованный с Сертификационным центром, утвержденный Заявителем и введенный в действие авиационной администрацией государства Разработчика. Эксплуатационная документация одобряется Авиарегистром в части, предусмотренной Авиационными правилами (Нормами летной годности);
3. Уведомление Заявителя и Изготовителя воздушного судна, согласованное с Независимыми инспекциями в этих организациях, о том, что контрольный и текущие комплекты рабочей конструкторской документации воздушного судна откорректированы по результатам сертификационных работ, отражают типовую конструкцию ВС, пригодны для серийного производства ВС данного типа, утверждены в установленном порядке и хранятся у Заявителя и Изготовителя. Технические условия на приемку и поставку образца, являющиеся неотъемлемой частью РКД, представляются Заявителем в Авиарегистр для одобрения.
На основании Анализа представленной документации Авиарегистр принимает решение о выдаче Сертификата типа на образец типовой конструкции воздушного судна (рис. 21). К Сертификату типа прилагается Карта данных.
Рис. 21. Сертификат типа воздушного судна
Лекция 17. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Основные понятия о сертификации производства авиационной техники.
Сертификация производства авиационной техники является неотъемлемой частью системы сертификации авиационной техники и обеспечивает контроль соответствия условий производства требованиям, заложенным в документацию на типовую конструкцию изделия. Поскольку производство авиационной техники является субъектом авиационной транспортной системы, то в основе сертификации производства авиационной техники лежит оценка соответствия организационной и технологической деятельности предприятия, обеспечивающих соответствие каждого экземпляра авиационной техники его типовой конструкции.
Организационная и технологическая деятельность предприятия-Изготовителя регламентируется системой качества, которая описывает все стороны производства экземпляров авиационной техники в соответствии с установленными технологическими процессами изготовления. Таким образом, в основе сертификации производства авиационной техники лежит анализ системы качества предприятия, с точки зрения обеспечения соответствия выпускаемой продукции еетиповой конструкции, проверка безусловности выполнения требований системы качества во всех звеньях производства.
Документами, регламентирующими сертификацию производства авиационной техники являются:
- Авиационные правила, Часть 21 разделы F и G, в которых определяется порядок сертификации и требования к производству;
- "Руководство по сертификации и надзору за производством изделий авиационной техники" в котором детализированы требования разделов F и G АП-21, установлены процедуры оценки соответствия этим требованиям, содержатся подробные описания процедур сертификации предприятий-Изготовителей авиационной техники.
17.2. Авиационные правила, Часть 21. Разделы F “Производство только по Сертификату типа” и G “Сертификат на производство”
АП-21 разделы F и G являются основным документом, определяющим порядок сертификации, и содержит требования к производству ВС, двигателей, воздушных винтов, выполнение которых делает возможным выдачу:
1 Разрешения на производство при наличии только Сертификата типа (АП-21, раздел F);
2 Свидетельства одобрения или Сертификата производства типа авиационной техники (АП-21, раздел G).
АП-21, раздел F разрешает производство при наличии только Сертификата типа и предполагается, что система качества у Изготовителя не развернута в полном объеме, ограничена в системы контроля производства и поэтому предусмотрена приемка каждого экземпляра АТ представителем Авиационных властей.
АП-21, раздел G устанавливает, что производство должно иметь Свидетельство или Сертификат, а система качества производства у изготовителя развернута в полном объеме.
Производство только при наличии сертификата типа. (Требования руководства по сертификации и надзору за производством изделий авиационной техники Д21.2В)
Каждый изготовитель воздушных судов, не предназначенных для пассажирских и/или транспортных перевозок, может получить разрешение на изготовление ограниченного количества упомянутых изделий без получения Свидетельства одобрения или Сертификата на производство, если:
1. Авиарегистр на основе анализа доказательной документации, организации производства и производственной базы делает вывод, что упомянутое производство отвечает требованиям части АП-21 раздел F;
2. Изготовитель имеет для этого изделия Сертификат типа или право пользоваться Сертификатом типа по лицензионному соглашению или Соглашение с держателем сертификата типа, разрешающее серийное производство изделий, соответствующих типовой конструкции.
Если по результатам обследования предприятия комиссией Авиарегистра установлено, что система контроля производства образца у изготовителя соответствует требованиям Авиационных Правил АП-21 раздел F, Авиарегистр направляет Изготовителю письмо, разрешающее изготовление экземпляров образца при наличии только Сертификата типа. Указанное разрешительное письмо должно содержать:
- определение образца, разрешенного к производству;
- определение числа экземпляров, которые разрешается изготовить в рамках действия разрешительного письма;
- специальные требования (при необходимости) по надзору за системой контроля производства изготовителя, учитывающие особенности образца и его производства;
- указания по переходу к сертифицированному производству.
Требования к сертифицированному производству.
Каждый Изготовитель воздушных судов может получить Свидетельство одобрения или Сертификат серийного производства изделий определенного типа, если Авиарегистр на основе анализа доказательной документации, организации производства и производственной базы делает вывод, что упомянутое производство отвечает требованиям части АП-21, раздела G, и если Изготовитель имеет для этого изделия:
1. Сертификат типа или право пользоваться Сертификатом типа по лицензионному соглашению или
2. Соглашение с держателем Сертификата типа, разрешающее серийное производство изделий, соответствующих типовой конструкции.
Свидетельство одобрения или Сертификат производства не может быть выдано держателю Временного Сертификата типа, предусмотренного АП-21 раздел С.
Свидетельство одобрения производства или Сертификат производства не могут быть выданы Изготовителю, если его производственная база размещена таким образом, что доступ Авиарегистра для ее оценки и последующего надзора затруднен, а также если доступ Независимой инспекции для приемки в установленном порядке каждого экземпляра образца AT затруднен.