Для обеспечения сертификации типа воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта устанавливаемые на этой АТ комплектующие изделия (КИ) должны пройти процедуру одобрения.

По результатам одобрения КИ оформляются:

- на тип КИ категории А - Свидетельство о годности изделия или Одобрительное письмо, выдаваемые Авиарегистром МАК;

- на тип КИ категории Б - Одобрение на установку изделия.

Тип КИ категории А проходит квалификацию, а КИ категории Б - одобрение.

Разработчик типа КИ категории А может подать в Авиарегистр МАК заявку на получение Свидетельства о годности изделия или Одобрительного письма. (Одобрительное письмо выдается на тип КИ, который устанавливается только на конкретный тип АТ, а также на тип КИ, который выпускается серийно). К заявке прилагаются спецификация КИ и план-проспект его квалификационного базиса. Заявка действительна в течение трех лет, если Авиарегистр МАК не утвердил больший срок на основании обоснований Разработчика.

Основой квалификационного базиса (КБ) являются действующие авиационные правила, приложения к ним, а также утвержденные Авиарегистром МАК квалификационные требования. В КБ могут быть включены отдельные требования технического задания на разработку данного типа КИ, государственных и отраслевых стандартов. КБ создается Разработчиком и утверждается Авиарегистром МАК.

Этап макета типа КИ проходит в том же порядке, как и этап макета типа АТ.

Тип КИ категории А проходит квалификационные испытания, целью которых является:

- установление типовой конструкции КИ и ее соответствия требованиям КБ;

- определение эксплутационных ограничений, в диапазоне которых установлено соответствие;

- определение возможности и условий применения КИ на типе АТ.

Квалификационные испытания проводятся по плану, утвержденному Разработчиком и Авиарегистром МАК и согласованному с независимой инспекцией, сертификационным центром и организациями, участвующими в проведении квалификационных работ. Программа квалификационных испытаний разрабатывается и утверждается Разработчиком, согласовывается сертификационным центром и одобряется Авиарегистром МАК. Квалификационные испытания проводятся Разработчиком совместно с сертификационным центром и другими организациями.

По результатам квалификационных испытаний Разработчик оформляет:

1. Акт квалификационных испытаний типа КИ;

2. Таблицу соответствия типа КИ требованиям квалификационного базиса;

3. Декларацию о конструкции и характеристиках типа КИ, в которой приводится информация о квалификационном базисе, диапазоне внешних условий и эксплуатационных ограничениях, в пределах которых обеспечиваются характеристики КИ;

4. Эксплуатационную документацию КИ;

5. Совместное Уведомление Разработчика и Изготовителя КИ, согласованное независимыми инспекциями, о том, что комплект РКД откорректирован по результатам испытаний, отражает типовую конструкцию, пригоден для серийного производства данного типа КИ, утвержден и хранится в установленном порядке.

Акт квалификационных испытаний утверждается Разработчиком, согласовывается независимой инспекцией, сертификационным центром и организациями, принимавшими участие в испытаниях, и одобряется Авиарегистром МАК. Декларация о конструкции и характеристиках утверждается Разработчиком, согласовывается независимой инспекцией и одобряется Авиарегистром МАК.

Разработчик направляет в Авиарегистр МАК согласованное с независимой инспекцией Представление на получение Свидетельства о годности изделия или Одобрительного письма. К Представлению прилагаются документы, оформленные по результатам квалификационных испытаний.

На основании анализа представленных документов Авиарегистр МАК принимает решение о выдаче Разработчику Свидетельства о годности или Одобрительного письма на данный тип КИ.

Разработчик типа КИ может подать заявку на получение Свидетельства о годности КИ независимо от того, предусматривается ли установка этого КИ на сертифицируемый тип АТ. В этом случае КИ проходит квалификацию по процедурам, предусмотренным для КИ категории А.

Одобрение КИ категории Б производится Разработчиком типа АТ, на который эти КИ устанавливаются, и независимой инспекцией у этого Разработчика. Одобрение на установку КИ категории Б утверждается Разработчиком типа АТ и независимой инспекцией при соблюдении следующих условий:

- КИ прошли необходимый объем проверок и испытаний, что удостоверено независимой инспекцией предприятия, изготавливающего эти изделия;

- КИ применяются и эксплуатируются на типе АТ в соответствии с ограничениями, установленными конструкторской и эксплуатационной документацией Разработчика этого КИ.

Одобрение на установку КИ категории Б Разработчик типа сертифицируемой АТ представляет в Авиарегистр МАК.


Наши рекомендации