Организация воздушного движения при сообщении экипажа о фактах незаконного вмешательства на борту воздушного судна

К АНВ в деятельность гражданской авиации относятся:

незаконное вмешательство в действия экипажа ВС;

угроза взрыва ВС;

АНВ или угроза АНВ в отношении органов ОВД и объектов ЕС ОрВД.

ВС, в отношении которого известно или предполагается, что оно подверглось угрозе АНВ, пользуется правом первоочередности по отношению к другим ВС.

Если ВС, находящееся в полете, стало объектом АНВ, КВС делает все возможное для передачи сообщения органу ОВД путем:

установки кода 7500 или 7700 в режиме А (если ВС оборудовано приемоответчиком ВОРЛ);

занятия промежуточного эшелона полета;

изменения маршрута (курса) полета в направлении, указанном угонщиками.

Диспетчер УВД должен быть готов распознать любой признак того, что ВС подвергается АНВ.

В случае внезапного изменения в формуляре ВС текущего кода на коды 7500 или 7700, орган ОВД дает указание экипажу ВС подтвердить текущий код ВОРЛ или подтвердить правильность установки кода 7500 или 7700, в зависимости от обстоятельств.

Отсутствие ответа от экипажа ВС служит для органа ОВД подтверждением того, что использование кода не является следствием случайного выбора неправильного кода.

Во всех случаях, когда известно или предполагается, что ВС подвергается угрозе АНВ, орган ОВД обязан незамедлительно отвечать на запросы ВС и, по возможности, максимально удовлетворять его требования, включая просьбы о предоставлении соответствующей информации об аэронавигационных средствах, правилах и видах обслуживания, относящихся к маршруту полета и к любому аэродрому предполагаемой посадки, обеспечивает беспрепятственное выполнение полета ВС на всех этапах.

При соблюдении данного положения должны учитываться все факторы, которые могут повлиять на ход полета, включая запас топлива, возможность изменения маршрута и аэродрома назначения.

При этом орган ОВД:

продолжает передавать экипажу ВС информацию, относящуюся к безопасному выполнению полета, не дожидаясь ответа;

контролирует полет, используя при этом все имеющиеся средства, а также координирует передачу управления с соседними органами ОВД;

продолжает постоянно информировать смежные органы ОВД по маршруту полета о развитии ситуации.

При получении информации об угрозе размещения взрывного устройства на борту ВС из других источников, орган ОВД обязан:

незамедлительно информировать экипаж ВС об угрозе и обстоятельствах, связанных с этой угрозой;

при отсутствии прямой связи с ВС, информировать экипаж ВС через другие органы ОВД или по другим каналам связи;

при нахождении ВС на связи запросить решение экипажа ВС;

информировать органы ОВД по направлению полета об ожидаемом или возможном входе ВС в их район ответственности;

информировать эксплуатанта или его уполномоченного представителя, КЦПС и другие заинтересованные органы в соответствии со схемой оповещения;

принимать срочные меры по исключению риска для других ВС.

ВС, находящемуся в полете, незамедлительно выдается новое диспетчерское разрешение следовать в соответствии с принятым решением.

При первой возможности удовлетворяется любой запрос экипажа ВС на набор высоты или снижение для того, чтобы уровнять или уменьшить разницу между внешним атмосферным давлением и атмосферным давлением в кабине экипажа.

При получении информации об угрозе размещения взрывного устройства на борту ВС, находящегося на земле, органу ОВД необходимо:

дать указание экипажу ВС, по возможности, перерулить на максимально большее удаление от других ВС и сооружений расположенных на аэродроме или, при необходимости, освободить ВПП;

указать маршрут руления ВС на специальную изолированную стоянку;

при отсутствии возможности разместить ВС на специальной изолированной стоянке дать указание экипажу ВС занять место в пределах участка согласованного со старшим авиационным начальником аэродрома (лицом, его замещающим).

Маршрут руления выбирается таким образом, чтобы свести к минимуму любую опасность для пассажиров, авиационного персонала, объектов ЕС ОрВД и сооружений на аэродроме.

Органу ОВД запрещается передавать какие-либо рекомендации или указания экипажу ВС по действиям в отношении взрывного устройства.

При угрозе (или получении информации об угрозе) АНВ в отношении органов ОВД и объектов ЕС ОрВД органу ОВД необходимо незамедлительно поставить в известность руководство авиационной организации, работников службы авиационной безопасности и, при необходимости, сотрудников правоохранительных органов.

В каждой авиационной организации должен быть разработан план мероприятий на случай угрозы АНВ в отношении объектов ЕС ОрВД.

При возникновении ситуаций, требующих действий по эвакуации персонала органов ОВД и объектов ЕС ОрВД, соответствующие должностные лица обязаны организовать ОВД с резервных рабочих мест.

48. Действия органов ОВД при отказе бортовых или наземных систем (средств) радиосвязи

Радиосвязь считается потерянной, если в течение 5 минут при использовании имеющихся каналов радиосвязи на неоднократные вызовы по каждому из них экипаж ВС (диспетчер) не отвечает.

При потере двусторонней радиосвязи в контролируемом воздушном пространстве командир ВС:

включает сигнал бедствия и при наличии приемоответчика ВОРЛ устанавливает на нем код 7600 в режиме A;

принимает меры к восстановлению связи с органом ОВД через другие ВС либо другие пункты ОВД (органы ОВД);

использует аварийную частоту 121,5 МГц;

передает по сигналу срочности информацию о принятом решении, местоположении, высоте полета, не ожидая подтверждения о приеме ее органом ОВД;

прослушивает по каналам связи и на частоте дальнего приводного радиомаяка (далее – ДПРМ) (VOR) аэродромов, расположенных по маршруту полета и на аэродроме посадки указания и информацию органа ОВД;

При потере радиосвязи, диспетчер предпринимает действия по определению характера потери радиосвязи путем подачи команд экипажу ВС об установлении ответчика ВОРЛ в режим «ОПОЗНАВАНИЕ» или о выполнении маневра, который можно наблюдать на ИВО.

Если перечисленные действия не приносят результата, их повторяют на других частотах, которые экипаж ВС может прослушивать, включая аварийную частоту 121,5 МГц, частоту ДПРМ.

При полном отказе связного оборудования на ВС, выполняющем контролируемый полет, диспетчер продолжает обеспечивать установленные интервалы эшелонирования.

В случае потери связи орган ОВД передает сообщение «БЛИНДОМ» дважды на частоте, которую экипаж может в данный момент прослушивать.

Сообщение должно содержать:

место ВС при пролете ПОД и на рубежах приема – передачи;

эшелон;

маршрут полета;

погоду на аэродроме назначения и опасные метеоявления по маршруту полета (при необходимости).

Speedbird 2880, BABUN, maintain FL 340 to PNK, I say again, BABUN, maintain FL 340 to PNK

Диспетчер информирует другие, находящиеся вблизи ВС, о ВС с потерей радиосвязи.

Орган ОВД, в районе ответственности которого произошла потеря радиосвязи, информирует органы ОВД по маршруту полета о ВС, выполняющем полет с отказом радиосвязи, а также другие заинтересованные органы.

При потере радиосвязи непосредственно после взлета и на этапе набора высоты командир ВС, как правило, должен осуществить заход по установленной схеме и выполнить посадку на аэродроме вылета.

В случаях, когда осуществить посадку на аэродроме вылета после взлета не представляется возможным (по метеорологическим условиям или масса ВС превышает посадочную и нет условий для слива топлива и т.д.), командир ВС имеет право:

следовать на аэродром назначения в соответствии с планом полета и/или условиями, выданными органом ОВД;

следовать на запасной аэродром на эшелоне, заданном органом ОВД, или на ближайшем нижнем эшелоне (в соответствии с правилами вертикального эшелонирования), но не ниже нижнего (безопасного) эшелона.

Снижение и заход на посадку на основном или запасном аэродроме при потере радиосвязи командиру ВС предоставляется право выполнить схему внеочередного захода на посадку.

Если к моменту прибытия ВС, потерявшего связь, погода на аэродроме посадки стала ниже минимума, командиру ВС предоставляется право осуществить посадку в этих условиях.

При потере радиосвязи в ВМУ командир ВС может продолжать полет в ВМУ и выполнить посадку на ближайшем пригодном аэродроме с немедленным докладом органу ОВД о выполнении посадки, используя доступные средства связи.

При полете по ППП или в случае, когда переход на ПВП не предоставляется возможным, командир ВС сохраняет в течение 7 минут последний назначенный эшелон (безопасную высоту). После истечения 7 минут занимает эшелон в соответствии с планом полетов и следует по маршруту, указанному в плане полетов, на аэродром назначения или ближайший запасной аэродром.

При входе в РПИ с другой системой эшелонирования:

ВС, потерявшее радиосвязь до входа или при входе в воздушное пространство Минского РПИ, следующее на эшелоне, отличном от применяемой в Минском РПИ системы эшелонирования, начинает осуществлять смену эшелона на эшелон полета, указанный в текущем плане полета, через 7 минут после пролета точки входа в воздушное пространство Минского РПИ;

ВС, потерявшее радиосвязь до выхода из воздушного пространства Минского РПИ, следующее в направлении РПИ, где система эшелонирования отлична от применяемой в Минском РПИ, начинает смену эшелона полета на эшелон, указанный в текущем плане полета, за 7 минут до расчетного времени пролета точки выхода из воздушного пространства Минского РПИ.

Во всех случаях смена эшелона должна быть завершена не менее чем за 15 км до пролета точки выхода из воздушного пространства Минского РПИ.

Примечание:

Период в 7 минут необходим для обеспечения безопасного управления ВС с отказом радиосвязи и проведения необходимой координации

Наши рекомендации