Общая характеристика технологических процессов обеспечения работоспособности автомобилей.
Ремонт или обслуживание автомобиля, его узлов выполняется по определенной технологии. Технология ТО и ТР автомобиля – это совокупность методов изменения его технического состояния с целью обеспечения работоспособности.
Технологический процесс – это совокупность операций, выполняемых планомерно и последовательно во времени и пространстве над автомобилем (агрегатом).
Операция – законченная часть технологического процесса, выполняемая над данным объектом (автомобилем) или его элементом одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте.
Часть операции, характеризуемая неизменностью применяемого оборудования или инструмента, называется переходом. На проведение технического обслуживания и текущих ремонтов специализированными проектными организациями разрабатываются типовые технологии, которые для каждого конкретного АТП требуют привязки с учетом категории условий эксплуатации и особенно состояния производственно-технической базы.
Технологические процессы на технические обслуживания требуют минимальной привязки. Вызвано это тем, что периодичность и объем каждого вида обслуживания регламентированы, существует перечень работ по узлам (агрегатам), оценена трудоемкость этих работ.
Привязка технологических процессов на текущий ремонт сложнее, поскольку отказы автомобиля случайны по месту, времени, трудоемкости и количеству возникновения, труднее поддаются регламентации.
При внедрении технологических процессов следует учитывать оснащенность рабочих постов оборудованием, инструментом, приборами, технологической документацией, проводить обучение исполнителей выполнению закрепленных операций и соблюдению технических условий. Правильно организованный технологический процесс обеспечивает оптимальные затраты и безопасность труда, высокое качество работ, сокращение передвижения исполнителей, особенно, если один человек выполняет несколько операций, уравнивание загрузки между исполнителями и постами, персональную ответственность за качество выполнения закрепленных операций. Совокупность технологических процессов технического обслуживания и текущего ремонта представляет собой производственный процесс автотранспортного предприятия.
2.1 Организация технологических процессов обеспечения работоспособности автомобилей
Технологический процесс ТО и его организация определяются количеством рабочих постов и мест, необходимых для выполнения производственной программы, технологическими особенностями каждого вида воздействия, возможностью распределения общего объема работ по постам с соответствующей их специализацией и механизацией.
Основным структурным элементом производственных зон автотранспортного предприятия является рабочее место или рабочий пост.
Рабочее место – это зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная технологическим оборудованием, приспособлениями и инструментом для выполнения конкретной работы. Рабочий пост – это участок производственной площади, оснащенный технологическим оборудованием для размещения автомобиля и предназначенный для выполнения одной или нескольких однородных работ. Пост включает одно или несколько рабочих мест. Рабочие места в условиях современного автотранспортного предприятия представляют собой систему неразрывно, связанных звеньев. Эта связь определяется единством производственного процесса, пропорциональным соотношением сменных заданий на всех рабочих местах, коммуникацией промышленных разводов, подающих сжатый воздух, электроэнергию, охлаждающую жидкость, смазочные материалы и т. д. Соответствие рабочего места данными условиями выясняется на основании его аттестации.
Совокупность технологических процессов представляет собой производственный процесс предприятия. Оптимизация технологических процессов позволяет применительно к конкретным условиям производства определить наилучшую последовательность выполнения работ, обеспечивая высокую производительность труда, максимальную сохранность деталей, экономически оправданный выбор средств механизации и диагностики.
Завершенная часть технологического процесса, выполняемая одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте называется технологической операцией.
Часть операции, характеризуемая неизменностью оборудования или инструмента, называется переходом. Переходы технологического процесса могут быть расчленены на движения исполнителя. Совокупность этих движений представляет собой технологический прием.
2.2 Характеристики оборудования, используемого при функционировании технологических процессов обеспечения работоспособности автомобилей
Для выполнения технологических процессов необходимы технологическое оборудование, оснастка, инструмент.
Технологическое оборудование, предназначенное для механизации технологических процессов ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта, является частью основных производственных фондов.
Потребность в технологическом оборудовании для АТП и объединений различных размеров рекомендуется табелем технологического оборудования и специализированного инструмента, в который включены две группы: оборудование общетехнического назначения, которое применяется в различных отраслях народного хозяйства, в том числе и на автомобильном транспорте; гаражное оборудование, т. е. оборудование, используемое только при ТО и ремонте автомобилей.
К первой группе относятся металлорежущие и деревообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое, крановое и другое оборудование. В зависимости от назначения металлорежущие станки подразделяются на универсальные (рис.1), специализированные (обработка деталей одного наименования, но разных размеров) и специальные, предназначенные для обработки одного определенного изделия.
Рисунок 1 – Универсальный токарный станок JET-516
В зависимости от массы металлорежущие станки подразделяются на легкие (массой до 1 т), средние (от 1 до 10т) и тяжелые (массой более 10 т). По степени автоматизации металлорежущие станки подразделяются на автоматы, полуавтоматы с цикловым и числовым программным управлением.
Деревообрабатывающее оборудование подразделяется по назначению:
1-я группа – для резания и обработки древесины с изменением размеров и форм; 2-я группа – для выполнения гибочных, сушильно-тепловых и других вспомогательных работ; 3-я группа – для механизации, станочных, околостаночных и транспортных операций; 4-я группа – заточные станки оборудование, предназначенное для обслуживания деревообрабатывающего инструмента.
Кузнечно-прессовое оборудование - это гидравлические и механические прессы (рис. 2)., высадочные, обрезные и штамповочные автоматы, молоты, ножницы и гибочные машины.
Рисунок 2 – Гидравлический пресс
В зависимости от массы кузнечнопрессовое оборудование делится на легкое (массой менее 10 т), среднее (10 - 60 т) и тяжелое (более 60 т).
Крановое оборудование различается по режимам работы механизма главного подъема: с ручным приводом; с машинным приводом (легкие, средние, тяжелые и весьма тяжелые краны).
Гаражное оборудование различается по назначению и сложности. По назначению выделяют оборудование для следующих основных работ: моечных и очистительных; подъемно-транспортных (рис. 3) ; смазочных; заправки маслами, воздухом и рабочими жидкостями; контрольно-диагностических и регулировочных; тоже электрооборудования; тоже систем питания карбюраторных, дизельных и газобаллонных автомобилей; разборочно-сборочных и ремонтных; шиномонтажных и шиноремонтных (рис. 4).
Рисунок 3 – Подъёмник Ravaglioli M-23
Рисунок 4 – Балансировочный станок
По сложности конструкции и проведения ТО и ремонта гаражное оборудование подразделяется на сложное, например стенд для проверки тормозных свойств; средней сложности, например подъемники, маслораздаточные колонки; несложное: слесарно-монтажный инструмент, тележки для снятия и установки колёс и др.
2.3 Недостатки функционирования технологических процессов обеспечения работоспособности автомобилей
Изучение вопросов совершенствования организации технологических процессов показало, что до настоящего времени нет четких и обоснованных рекомендаций по методике расчета количества постов текущего ремонта, специализации постов, снижению вариации трудоемкости работ, организации диагностики при текущем ремонте, типизации технологических процессов текущего ремонта, комплекту технической документации по рациональной организации производства постовых работ и др.
Установлено, что в настоящее время существуют три основных метода расчета количества постов: по суммарной трудоемкости постовых работ; по дням простоя в ТО, и ТР автомобилей; вероятностный метод.
Имеющиеся рекомендации по специализации постов текущего ремонта автомобилей предусматривают до семи типов специализированных постов. При этом в большинстве случаев рекомендуется совместное производство работ технического обслуживания и крупнообъемного текущего ремонта автомобилей, что является нецелесообразно.
В настоящее время в АТП применяется большое количество вариантов планировок зон текущего ремонта с использованием разных типов осмотровых канав (тупиковых, проездных, изолированных, траншейных), а также с применением подъемников различной конструкции, приспособлений для замены агрегатов и оргоснастки. Такое многообразие используемого при текущем ремонте оборудования не имеет ни технологических, ни экономических обоснований.
В большинстве АТП при проведении работ применяются технологические процессы, имеющие существенные недостатки, что обусловливает большие простои автомобилей в ремонтах, потери рабочего времени и недостаточное качество ремонтных работ. Работы по текущему ремонту, как правило, выполняются на универсальных постах, оснащенных смотровыми канавами, или на напольных постах, которые не имеют полного комплекта оборудования, необходимого для механизации трудоемких работ, контроля качества выполненных ремонтов и обеспечения благоприятных условий труда.
45. Основные требования к технологической планировке зон ТО и ТР.
Ответ в книге Бортников. Раздел 3.6 стр.45
46. Классификация приводов к клапанам. Кинематика и динамика клапанного механизма. Механические, гидравлические, гидромеханические и электромеханические системы управления фазами газораспределения и величиной открытия клапанов.
Ответ в книжке Ярыгин С.В. раздел 6.2. стр 117