Оценка уровня удобства движения по коэффициенту загрузки
Уровни удобств
#G0Уровень удобства | Характеристика потока автомобилей | Состо- яние потока | Нагрузка на водителя | Удобство работы водителя | Эконом.эффек-тивность | |||
A | <0,2 | >0,9 | <0,1 | Автомобили движутся в свободных условиях, взаимодействие между автомобилями отсутствует | Свободное | Низкая | Удобно | Неэффек-тивная |
Б | 0,2-0,45 | 0,7-0,9 | 0,1-0,3 | Автомобили движутся группами, совершается много обгонов | Частично связанное | Нормальная | Мало удобно | Мало эффективная |
В | 0,45-0,7 | 0,55-0,7 | 0,3-0,7 | В потоке еще существуют большие интервалы между автомобилями, обгоны затруднены | Связанное | Высокая | Неудобно | Эффек- тивная |
Г-а | 0,7-1 | 0,4-0,55 | 0,7-1,0 | Сплошной поток автомобилей, движущихся с малыми скоростями | Насыщенное | Очень высокая | Очень неудобно | Неэффек-тивная |
Г-б | 1 | 0,4 | 1,0 | Поток движется с остановками, возникают заторы | Плотное насыщен. | То же | То же | То же |
Реконструкция дороги необходима в том случае, если коэффициент загрузки больше, а коэффициент скорости меньше нормативных для данной категории значений, табл. 2.2 [3].
Таблица 2.2
Нормативные значения коэффициента загрузки и коэффициента скорости
Категория автомобильной дороги | z | c |
Подъезды к аэропортам, морским и речным причалам | 0,50 | 0,67 |
Внегородские автомобильные магистрали (дороги I категории) | 0,60 | 0,61 |
Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов | 0,65 | 0,58 |
Автомобильные дороги II-III категорий | 0,70 | 0,55 |
Автомобильные дороги IV категории | 0,75 | 0,52 |
Уровни удобств
#G0Уровень удобства | Характеристика потока автомобилей | Состо- яние потока | Нагрузка на водителя | Удобство работы водителя | Эконом.эффек-тивность | |||
A | <0,2 | >0,9 | <0,1 | Автомобили движутся в свободных условиях, взаимодействие между автомобилями отсутствует | Свободное | Низкая | Удобно | Неэффек-тивная |
Б | 0,2-0,45 | 0,7-0,9 | 0,1-0,3 | Автомобили движутся группами, совершается много обгонов | Частично связанное | Нормальная | Мало удобно | Мало эффективная |
В | 0,45-0,7 | 0,55-0,7 | 0,3-0,7 | В потоке еще существуют большие интервалы между автомобилями, обгоны затруднены | Связанное | Высокая | Неудобно | Эффек- тивная |
Г-а | 0,7-1 | 0,4-0,55 | 0,7-1,0 | Сплошной поток автомобилей, движущихся с малыми скоростями | Насыщенное | Очень высокая | Очень неудобно | Неэффек-тивная |
Г-б | 1 | 0,4 | 1,0 | Поток движется с остановками, возникают заторы | Плотное насыщен. | То же | То же | То же |
Реконструкция дороги необходима в том случае, если коэффициент загрузки больше, а коэффициент скорости меньше нормативных для данной категории значений, табл. 2.2 [3].
Таблица 2.2
Нормативные значения коэффициента загрузки и коэффициента скорости
Категория автомобильной дороги | z | c |
Подъезды к аэропортам, морским и речным причалам | 0,50 | 0,67 |
Внегородские автомобильные магистрали (дороги I категории) | 0,60 | 0,61 |
Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов | 0,65 | 0,58 |
Автомобильные дороги II-III категорий | 0,70 | 0,55 |
Автомобильные дороги IV категории | 0,75 | 0,52 |
Оценка уровня удобства движения по коэффициенту загрузки
Значения коэффициента загрузки движения определяют по формуле [3]:
z=NЧ/Р, (2.1)
гдеNЧ - часовая интенсивность движения (существующая или перспективная), легковых авт/ч;Р - практическая пропускная способность (количество легковых автомобилей, которое может пропустить участок с конкретными дорожных условиями в единицу времени в обоих направлениях, легковых авт/ч.
Значения практической пропускной способность дороги – определяют по формуле [3]
,(2.2)
гдеПβi - итоговый коэффициент снижения пропускной способности, учитывающий влияние дорожных условий, равный произведению частных коэффициентов β1*β2*….*β15;β1 - коэффициент учета ширины и числа полос движения;β2 - коэффициент учета ширины обочины; β3 - коэффициент учета боковых помех; β4 - коэффициент учета количества автопоездов; β5 -коэффициент учета расстояния видимости; β6 - коэффициент учета продольных уклонов; β7- коэффициент учета влияние разметки; β8 - коэффициент учета знаков ограничения скорости; β9 -коэффициент учета условий движения на пересечениях; β10 - коэффициент учета типа укрепления обочин; β11 - коэффициент учета типа покрытия; β12 -коэффициент учета условий съезда на площадки отдыха, АЗС и т.п.; β13 -коэффициент учета радиусов кривых; Рм – максимальная практическая пропускная способность в обоих направлениях на прямолинейном горизонтальном участке с шириной проезжей части 7,5 м с сухим шероховатым покрытием с расстоянием видимости не менее 800 м для транспортного потока, состоящего только из легковых автомобилей.
Существующую интенсивность движения в физических единицах в час Nф, определенную в результате обследований дороги, приводят к интенсивности движения в легковых автомобилях Nч по формуле
,(2.3)
где nj - коэффициент приведения автомобиля j-го типа к легковому; ψj- количество (в долях единицы) транспортных средств j-го типа;
Значения коэффициентов βi,nj, ψj определяют по таблицам приложения 1.
Переход от суточной интенсивности движения Nc(авт./сутки) к часовой (при необходимости) осуществляет по формуле
. (2.3)
По результатам расчетов строят графики пропускной способности и уровней загрузки (рис.2.1), при этом учитывают следующие размеры зон влияния элементов дороги, снижающих пропускную способность [3]:
Таблица 2.3
Наименование элемента дороги | Зона, м | Примечание |
#G0Населенные пункты | От границы населенного пункта | |
Участки подъемов длиной до 200 м | От начала и конца подъема | |
То же, больше 200 м | От начала и конца подъема | |
Кривые в плане радиусом больше 600 м | От начала и конца кривой | |
То же, меньше 600 м | От начала и конца кривой | |
Участки с ограниченной видимостью меньше 100 м | От начала и конца участка | |
То же, 100-350 м | От начала и конца участка | |
То же, больше 350 м | От начала и конца участка | |
Пересечения в одном уровне | От центра пересечения |
Для назначения мероприятий по повышению пропускной способности дороги заполняют таблицу 2.4, в которой указывают начало и конец участка, с коэффициентов загрузки больше допустимого, факторы, оказавшие наибольшее влияние на снижение пропускной способности, и рекомендуемые мероприятия по повышению пропускной способности.
Рекомендуемые мероприятия по повышению пропускной способности:
· увеличение ширины проезжей части, позволяющей разделить поток автомобилей по составу (дополнительные полосы на подъемах, на пересечениях в одном уровне) и обеспечивающей оптимальную загрузку, при которой движение происходит с достаточно высокими скоростями;
· повышение ровности покрытия и его сцепных качеств;
· реконструкция пересечений в одном уровне (например, устройство разных типов канализированных пересечений) или устройством пересечений в разных уровнях;
· выбор средств регулирования, обеспечивающих рациональный режим движения;
· снабжение водителей полной информацией об условиях движения по маршруту;
· улучшение работы дорожно-эксплуатационной службы.
Для окончательного выбора мероприятий по улучшению условий движения график изменения пропускной способности анализируют совместно с другими графиками.