Учебные достижения, оценка их уровня. Оценка уровня освоения программы должна быть комплексной, учитывающей индивидуальную динамику продвижения учащегося

Оценка уровня освоения программы должна быть комплексной, учитывающей индивидуальную динамику продвижения учащегося, академическую успешность и жизненную компетенцию.

Поэтому при выставлении итоговой оценки по разделу «Литературное чтение» должны оцениваться:

· освоение содержания обучения (академическая результативность);

· достижения в личностном, познавательном и коммуникативном развитии (жизненная компетентность);

· достижения учащегося в развитии речевой деятельности.

Основными критериями оценки выступают: состояние навыка чтения (всех его основных компонентов), умение работать с текстом, мотивационная основы чтения (наличие потребности в систематическом чтении), умение самостоятельно выбирать интересующую (жизненно необходимую) литературу, состояние коммуникативно-речевой компетентности.

Оценка выставляется строго индивидуально, начиная со 2-го класса, и носит поощрительный характер. При этом особое внимание должно уделяться достижениям учащегося в сфере жизненной компетентности.

Для формализации оценивания достижений учащихся в условиях образовательного процесса предлагается определения уровня достижений ребенка в области 3-х выделенных компонентов:

Академическая успешность:

· высокий уровень;

· средний уровень;

· допустимый уровень.

Жизненная компетенция:

· высокий;

· переходный.

Речевые достижения:

· высокий уровень;

· переходный.

Схема комплексной оценкиможет выглядеть следующим образом:

  уровень уровень уровень уровень уровень уровень
Академическая успешность:   высокий высокий средний средний средний допустимый
Жизненная компетенция:   высокий переходный высокий переходный высокий переходный
Речевые достижения:   высокий переходный высокий переходный переходный переходный
Общая оценка

Академическая результативность

Класс

Высокий уровень:

Ученик читает орфографически правильно, не допускает нарушений звуко-слоговой структуры слов (допускает не более 1-2 ошибок), повторов частей и слов, отчетливо произносит звуки и слова, использует послоговой способ чтения с переходом на чтение целыми словами. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Темп чтения знакомого текста соответствует – 25-30 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и языковом отношении, небольшой по объему текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями, составляет картинный план, называет автора и заглавие литературного произведения. Твердо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.

Средний уровень:

Ученик читает орфографически правильно, допускает не более 3-4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов). Использует преимущественно послоговой способ чтения, а знакомые и короткие слова читает целостно. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения, но может допускать единичные ошибки. Темп чтения знакомого текста соответствует – 20-25 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и языковом отношении, небольшой по объему текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями, составляет картинный план, называет автора и заглавие литературного произведения. Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года.

Допустимый уровень:

Ученик читает по слогам, отмечается тенденция к плавному послоговому чтению, допускает 5-10 ошибок (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов). Не всегда соблюдает паузы и интонацию в конце предложения, паузы между словами. Темп чтения знакомого текста соответствует – 15-20 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и языковом отношении, небольшой по объему текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями, испытывает трудности при составлении картинного плана (справляется с помощью учителя), называет автора и заглавие литературного произведения. При чтении наизусть отмечается нетвердое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии индивидуально ограниченного задания.

Класс

Высокий уровень

Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах (допускает не более 1-2 ошибок).Читает целыми словами, а в единичных случаях по слогам (сложные по звуко-слоговому составу, малознакомые слова). Соблюдает интонацию перечисления при запятых, паузы и интонацию в конце предложения. Передает эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует – 40-50 словам в минуту. Понимает более объемные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит его с заглавием, отвечает на вопросы по смыслу прочитанного и самостоятельно их формулирует в процессе чтения, может определить эмоциональный характер текста. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет простой речевой план. Умеет озаглавливать эпизоды произведения. Умеет охарактеризовать и дать собственную оценку событиям, героям произведений, представить образ автора. Умеет ориентироваться в книге и в ее оглавлении. Осознает принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать различные разновидности рассказов (о животных, о детях, юмо­ристические, исторические). Твердо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.

Средний уровень:

Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок (допускает не более 1-2 ошибки), допускает не более 3-4 ошибок в выделении словесных ударений. Читает преимущественно целыми словами, но сложные по звуко-слоговому составу, малознакомые слова читает по слогам. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Иногда не соблюдает интонацию перечисления при запятых. Передает эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует – 35-40 словам в минуту. Понимает более объемные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит его с заглавием, но испытывает трудности при формулировке главной мысли. Может определить эмоциональный характер текста. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет простой речевой план. Умеет озаглавливать эпизоды произведения. Испытывает трудности при характеристике и оценке событий, героев произведений, представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и в ее оглавлении. Осознает принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать различные разновидности рассказов (о животных, о детях, философские, юмо­ристические, исторические). Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года.

Допустимый уровень:

Ученик читает орфографически правильно, допускает не более 3-4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов), допускает не более 5-8 ошибок в выделении словесных ударений. Читает послоговым способом с переходом на чтение целыми словами. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Затрудняется передать эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует – 30-35 словам в минуту. Понимает более объемные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит его с заглавием, но не может сформулировать главную мысль, затрудняется определить эмоциональный характер текста (справляется с помощью учителя). Затрудняется прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части (справляется с помощью учителя). Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет самостоятельно картинный план, а простой речевой план - с помощью учителя. С помощью учителя озаглавливает эпизоды произведения. Испытывает трудности при характеристике и оценке событий, героев произведений, представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и в ее оглавлении. Осознает принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает различные разновидности рассказов (о животных, о детях, юмо­ристические, исторические). При чтении наизусть отмечается нетвердое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии индивидуально ограниченного задания.

Класс

Высокий уровень

Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах. Читает целыми словами. Темп чтения знакомого текста соответствует – 60-70 словам в минуту. Может определять темп чтения в зависимости от смысла читаемого. Соблюдает паузы, правильно интонационно оформляет предложения и использует логическое ударение. Передает характер произведения и выражает эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает подтекст и основную идею художественного произведения и соотносит его с заглавием, самостоятельно формулирует главную мысль прочитанного. Осмысливает прямой и скрытый смысл заглавия и может самостоятельно подобрать заглавие к прочитанному тексту. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Составляет различные варианты простого речевого плана на основе использования повествовательных предложений, вопросов, предложений текста. Владеет навыками подробного, частичного и выборочного пересказа. Умеет составить представление о содержании, жанре, характере произведения по обложке книги. Ориентируется в группе книг. Различает и может назвать различные виды и жанры литературных произведений (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенды, лирика, эпические и ли­рические стихотворения и т.п.). Выделяет художественные особенности, структуру, лексику сказок, различных видов лирики, рассказов. Умеет отличить художественную литературу от по­знавательной на основе их практического сравнения. Имеет общие представления о наибо­лее известных писателях (А. Пушкин, Л. Толстой, X. К. Ан­дерсен, И. Крылов, С. Маршак, К. Паустовский и др.). Твердо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.

Средний уровень

Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах. Читает целыми словами, а в единичных случаях по слогам малоизвестные слова сложной слоговой структуры. Темп чтения знакомого текста соответствует – 55-60 словам в минуту. Соблюдает паузы, правильно интонационно оформляет предложения и использует логическое ударение (может допускать 2-3 ошибки). Передает характер произведения и выражает эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает подтекст и основную идею художественного произведения и соотносит его с заглавием, с помощью учителя формулирует главную мысль прочитанного. Осмысливает прямой и скрытый смысл заглавия и может подобрать из предложенных вариантов заглавие к прочитанному тексту. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Составляет с помощью учителя различные варианты простого речевого плана на основе использования повествовательных предложений; вопросов; предложений текста. Владеет навыками подробного, частичного и выборочного пересказа. Умеет составить представление о содержании, жанре, характере произведения по обложке книги. Ориентируется в группе книг. Различает и может назвать различные виды и жанры литературных произведений (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и ли­рические стихотворения и т.п.). Выделяет художественные особенности, структуру, лексику сказок, различных видов лирики, рассказов. Умеет отличить художественную литературу от по­знавательной на основе их практического сравнения. Имеет общие представления о наибо­лее известных писателях (А. Пушкин, Л. Толстой, X. К. Ан­дерсен, И. Крылов, С. Маршак, К. Паустовский и др.). Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года.

Допустимый уровень

Ученик читает правильно (может допускать в единичных случаях повторы слогов, слов, 2-4 ошибки), в основном соблюдает нормы орфоэпического чтения, но возможен в сложных и малознакомых словах переход на орфографическое чтение, правильно соблюдает ударения в словах (допускается 2-3 ошибки). Читает преимущественно целыми словами, но допускается переход на послоговое чтение малознакомых и сложных по слоговой структуре слов. Темп чтения знакомого текста соответствует – 50-55 словам в минуту. Соблюдает паузы, правильно интонационно оформляет предложения. Передает эмоциональный характер произведения и выражает эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает подтекст и основную идею художественного произведения и соотносит его с заглавием. Может с помощью учителя подобрать заглавие к прочитанному тексту. С помощью учителя может прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Составляет простого речевой план на основе предложенных в разброс повествовательных предложений, вопросов к тексту, предложений из текста. Владеет навыками подробного и выборочного пересказа. Умеет составить представление о содержании, жанре, характере произведения по обложке книги. Ориентируется в группе книг. Различает и может назвать различные виды и жанры литературных произведений (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и ли­рические стихотворения и т.п.). Имеет общие представления о наибо­лее известных писателях (А. Пушкин, Л. Толстой, X. К. Ан­дерсен, И. Крылов, С. Маршак, К. Паустовский и др.). При чтении наизусть отмечается нетвердое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии индивидуально ограниченного задания.

Жизненная компетентность

Класс

Высокий уровень

Сформирован интерес к чтению. Понимает правильность гуманного отношения к человеку, животным, природе. Владеет правильной в фонетическом отношении речью. Ориентируется в процессе общения на собеседника, внимательно его слушает и реагирует соответствующими действиями.

Переходный уровень

Сформирован интерес к чтению. Понимает правильность гуманного отношения к человеку, животным, природе. Допускаются неточности в фонетическом оформлении речи в процессе общения. Ориентируется в процессе общения на собеседника, внимательно его слушает и реагирует соответствующими действиями.

Класс

Высокий уровень

Имеет потребность в систематическом чтении. Уважительно относится к семейным и культурным ценностям и традициям. Ориентирован на гуманное отношение к человеку, животным, природе. Ориентируется в этических и эстетических категориях: «хорошо-плохо», «добро-зло», «красиво-уродливо» и т.п. В основном владеет правильной в фонетическом и лексико-грамматическом отношении, выразительной диалогической речью (допустимы неточности в случае ринолалии, дизартрии, алалии, заикания). Владеет коммуникативными навыками, ориентируется в процессе общения на собеседника. Умеет правильно оценить содержательную и эмоциональную сторону высказывания собеседника. Умеет поддерживать беседу с помощью вопросов к собеседнику. Преимущественно адекватно использует лингвистические и паралингвистические средства для решения коммуникативных задач.

Переходный уровень

Имеет потребность в систематическом чтении. Уважительно относится к семейным и культурным ценностям и традициям. Ориентирован на гуманное отношение к человеку, животным, природе. С помощью взрослых ориентируется в этических и эстетических категориях: «хорошо-плохо», «добро-зло», «красиво-уродливо» и т.п. В основном владеет правильной в фонетическом и лексико-грамматическом отношении, выразительной диалогической речью (допустимы неточности в случае ринолалии, дизартрии, алалии, заикания). Владеет коммуникативными навыками, ориентируется в процессе общения на собеседника. С помощью взрослого правильно оценивает содержательную и эмоциональную сторону высказывания собеседника. Умеет поддерживать беседу с помощью вопросов к собеседнику. Преимущественно адекватно использует лингвистические и паралингвистические средства для решения коммуникативных задач.

Класс

Высокий уровень

Осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. Имеет потребность в систематическом чтении. Умеет находить в книгах и др. источниках, а также использовать необходимую информацию для поддержания и укрепления своего здоровья, разрешения различных жизненных ситуаций. Уважительно относится к семейным и культурным ценностям и традициям. Ориентирован на гуманное отношение к человеку, животным, природе. Способен различать этические и эстетические категории: «хорошо-плохо», «добро-зло», «красиво-уродливо» и т.п. Владеет правильной в фонетическом и лексико-грамматическом отношении, выразительной диалогической и монологической речью. Владеет коммуникативными навыками, ориентируется в процессе общения на собеседника. Адекватно использует языковые средства для решения коммуникативных задач. Может правильно выразить свое отношение к предмету обсуждения, используя соответствующие лингвистические и паралингвистические средства.

Переходный уровень

Осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. Имеет потребность в систематическом чтении. Умеет с помощью взрослых находить в книгах и др. источниках, а также использовать необходимую информацию для поддержания и укрепления своего здоровья, разрешения различных жизненных ситуаций. Уважительно относится к семейным и культурным ценностям и традициям. Ориентирован на гуманное отношение к человеку, животным, природе. Способен различать этические и эстетические категории: «хорошо-плохо», «добро-зло», «красиво-уродливо» и т.п. В основном владеет правильной в фонетическом и лексико-грамматическом отношении, выразительной диалогической и монологической речью (допустимы неточности в случае ринолалии, дизартрии, алалии, заикания). Владеет коммуникативными навыками, ориентируется в процессе общения на собеседника. Преимущественно адекватно использует языковые средства для решения коммуникативных задач. С помощью взрослого правильно выражает свое отношение к предмету обсуждения, использует при этом соответствующие лингвистические и паралингвистические средства.

МАТЕМАТИКА

Методический комментарий

Дети с нарушениями речи получают цензовый вариант образования в предметной области математика и информатика, в связи с этим в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (классе для детей с нарушениями речи) реализуется вариант программы по математике, отвечающий требованиям Федерального государственного стандарта начального образования.

Однако, учитывая особенности детей с нарушениями речи, целевые установки изучения математики (математическое развитие, освоение начальных математических знаний, развитие интереса к математике) расширяются за счет дополнительных компонентов, имеющих коррекционную направленность:

Ø развитие связной устной и письменной речи (порождение связного учебного высказывания с использованием математических терминов и понятий);

Ø выявление, коррекция и профилактика дискалькулии;

Ø коррекция лексико-грамматического строя речи (расширение словарного запаса за счет активизации терминологической лексики предметной области «Математика и информатика», ее использование в изученных грамматических конструкциях);

Ø развитие семантической стороны читательской деятельности, формирование навыков понимания информации, представленной разными способами (текст задачи, формулировка правила, таблица, алгоритм действий и т.п.);

Ø формирование коммуникативно-речевой компетенции в процессе специально организованных ситуаций общения на уроках математики и во внеучебной деятельности по предмету.

Обучение математике детей с нарушениями речи предусматривает ознакомление с математическими понятиями на конкретном жизненно практическом материале, что закладывает основу правильного понимания связи между наукой и практикой.

Уроки математики должны способствовать организации деятельности учеников, воспитывать у них работоспособность, формировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля.

Для выработки навыков правильных устных вычислений на каждом уроке математики проводятся в течение 5-10 минут тренировочные упражнения в устных вычислениях. Учитель должен не только познакомить детей с различными приемами устных вычислений, но и создать у них установку на запоминание результатов табличного сложения (вычитания) и умножения (деления).

Дети в процессе начального обучения овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для измерения величин, усваивают соотношение между рассматриваемыми единицами (длины, площади, массы, времени).

На уроках математики и во внеурочное время необходимо предусмотреть создание условий для развития у детей способности к обобщению и абстракции, необходимых для дальнейшего обучения математики. Формируются такие понятия, как «числовое выражение», «числовое равенство и неравенство».

При обучении математике активизируются межпредметные связи. В целях усвоения лексического значения нужных слов устанавливается связь с уроками развития речи. Овладению правильного называния чисел и терминов могут способствовать уроки произношения и индивидуальные логопедические занятия.

Усвоение знаний, умений и навыков по математике осуществляется в основном на уроках под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует систематического выполнения домашних заданий. Предлагаемые задания должны быть доступными для выполнения их детьми. Домашние задания вводятся со 2 класса.

На уроках учителя не должны допускать перегрузки учебным материалом. В связи с этим следует проводить одну-две физкультминутки, способствующие разрядке и снимающие утомление.

Большая роль в этом принадлежит игровой деятельности детей на уроках математики. Методика проведения игры определяется коррекционно-развивающими, коррекционно-обучающими, коррекционно-воспитательными задачами, которые преследует изучаемая тема. Некоторые игры математического содержания могут быть использованы затем во внеклассных занятиях.

Лексический минимум (математическая терминология):число, цифра, класс, разряд, числительные от нуля до миллиона, многозначное число*, больше, меньше, равно, масса, грамм,килограмм, центнер, тонна, объем, литр, время, секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век, доля, целое, половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная, сложение, сумма, плюс, слагаемое, вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность, минус, умножение, умножить, множитель, деление, разделить, делимое, делитель, частное, произведение, результат, таблица, алгоритм*, план, инструкция*, арифметическое действие*, неизвестный компонент*, остаток, числовое выражение, действие, скобка, значение, перестановка, группировка, обратное действие, результат, калькулятор, задача, решение, ответ, условие, проверка, краткая запись, рациональный способ, способ решения, ошибка, ошибочный, ошибочно, схема, диаграмма, модель, движение, скорость, время, путь, объем работы*, производительность труда*, рубль, копейка, количество товара, цена товара, стоимость товара, величина, размер, цвет, геометрические фигуры, точка, линия, кривая, прямая, отрезок, ломаная, замкнутая, незамкнутая, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, чертежные инструменты, плоскость, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, пространство, выше, ниже, слева, справа, сверху, снизу, ближе, дальше, между, длина, миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, периметр, площадь, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, информация; больше (меньше) на (в)…; если…., то…; увеличить(уменьшить) на (в)…; так, как …, то…; … поэтому…; верно(неверно), что… .

* – пассивный словарь

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

в начальных классах специального (коррекционного)

Наши рекомендации