Формирование миссии компании ОАО «РЖД»
Глобальная цель (миссия) транспортной компании ОАО «РЖД» в современных условиях заключается в формировании общенациональной транспортной компании, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребностей страны в перевозках грузов и пассажиров динамично повышающей эффективность и качество услуг и глубоко интегрированной в Евроазиатскую транспортную систему.
2. Определение стратегических целей компании
Для ОАО «РЖД» этими целями должны быть:
1) Обеспечение долгосрочной эффективности и финансовой устойчивости компании;
2) Обеспечение роста объема перевозок грузов и пассажиров с учетом предполагаемого ВВП;
3) Оптимизация транспортно-экономических связей с целью снижения транспортной нагрузки на экономику страны и стимулирование экономического роста России;
4) Значительное повышение качества транспортного обслуживания пользователей и разработка нормативов конкурентоспособности компании и железнодорожных услуг;
5) Широкая модернизация и пополнение подвижного состава и других технических средств с целью снижения их износа на 20-25% против нынешних 5%;
6) Реализация мероприятий по контролю и предупреждению аварий и крушений на железнодорожном транспорте с целью обеспечения высокого уровня безопасности движения поездов;
7) Интегрированная информатизация производственных и управленческих процессов на базе ВОЛС и новых технологий с целью перехода от стратегических к информационно-управляющим корпоративным системам;
8) Широкое внедрение маркетинговых принципов хозяйственного управления, в т.ч. фирменности во взаимоотношении с клиентурой, поставщиками, конкурентами и партнерами;
9) Развитие бюджетирования и создание новой финансово-экономической модели управления финансовыми потоками, акционерным капиталом, инвестиционными и другими ресурсами компании;
10) Совершенствование системы планирования и нормирования эксплуатационных расходов и внедрение управленческого учета по видам деятельности с целью сокращения удельных эксплуатационных расходов железных дорог и эффективного управления затратами;
11) Выбор обоснованной стратегии ценообразования на транспортную продукцию в новых условиях хозяйствования;
12) Создание системы мотивации труда во всех звеньях управления компанией, совершенствование кадровой политики, динамичное повышение производительности труда на железнодорожном транспорте;
13) Формирование корпоративной системы управления качеством транспортного обслуживания пользователей;
14) Разработка стратегии социально-экономической политики компании, ее имиджа и коммуникационных связей с пользователями, партнерами, СМИ и обществом;
15) Расширение масштабов транспортного производства РФ – развития международных транспортных коридоров, определение стратегии международных связей, особенно со странами СНГ, Европы и Азии.
Разумеется, что по мере становления компании, возникнут и другие задачи, трансформируются предложенные выше. Однако, следует четко определить свои конкурентные преимущества, сильные и слабые стороны деятельности компании, чтобы выработать эффективную стратегию развития.
Сильными сторонами компании «РЖД» являются:
1) развитая инфраструктура и отлаженный перевозочный процесс;
2) высококвалифицированные кадры;
3) отработанная десятилетиями система централизованного диспетчерского управления перевозочным процессом и содержанием технических средств;
4) стабильность финансовых поступлений и возможность управления издержками на основе вертикальной интеграции.
Слабыми сторонами компании являются:
1) высокий уровень износа и темпов выбытия основных фондов;
2) недостаточный уровень текущих инвестиций;
3) высокая доля низкодоходных перевозок;
4) слабая мотивация кадров.
3. Стратегическое сегментирование рынка. Важной задачей стратегических маркетинговых исследований является стратегическое сегментирование рынка. Сущность этой работы заключается в макроэкономическом анализе товарного и транспортного рынков и выявлении стратегических тенденций их динамики в перспективе (на 5, 10 и более лет) в основных сегментах.
Для этого проводится анализ тенденций и прогнозов изменения в объемах производства и размещении производительных сил в стране и мире, изменения технологий в энергетическом комплексе, машиностроении, строительстве, агропромышленном комплексе, на потребительском рынке и международных экономических связях. Изучение динамики показателей грузоемкости и транспортоемкости на единицу ВВП в стране по сравнению с развитыми государствами.
Функционально-стоимостный анализ собственных ресурсов (ФСА).
Основной целью ФСА как метода управления является выявление резервов по повышению эффективности использования собственных ресурсов на единицу совокупных затрат на период жизненного цикла продукта (объекта), который в настоящее время широко применяется в промышленно-развитых странах. Основная цель ФСА достижение оптимального соотношения между полезным эффектом объекта и совокупными затратами за его жизненный цикл, т.е. в конечном счете обеспечение ресурсосбережения и повышение экономической эффективности работ и услуг предприятий, компаний и фирм.
В практическом плане для ОАО «РЖД» функционально-стоимостный анализ заключается в тщательном стоимостном анализе использования всех ресурсов компании, определении фактической и перспективной себестоимости как отдельных видов деятельности, так и перевозок в целом. Далее необходимо использовать разработанную компанией «РЖД» МИИТом и ВНИИЖНом методику управления затратами, нормирования издержек и систему планирования и прогнозирования эксплуатационных расходов. Одновременно с этим необходим глубокий анализ использования финансов отрасли по источникам формирования денежных потоков и стратегии распределения доходов по субъектам транспортного производства. Необходимо формирование новой финансово-экономической модели бюджетирования и управления затратами и финансами. При этом особые должно отводится эффективному управлению акционерным капиталом, работе компании на фондовом рынке. Конечным этапом ФСА является разработка стратегии использования более экономически эффективных технологий, работ и услуг, совершенствования системы учета и планирования эксплуатационных расходов и стратегии оптимизации управления финансовыми потоками компании. При этом целесообразно определять и учитывать внутритранспортный эффект от деятельности и развития компании.