Зарядно-доставочная установка зду-50
Зарядно-доставочная установка ЗДУ-50 (рис. 117) нагнетательного типа предназначена для пневматического транспортирования гранулированных ВВ по трубопроводам с откаточных выра-
Рис. 117. Зарядно-доставочная установка ЗДУ-50
боток на подэтажные при заряжании камер и (полного веера) скважин в шахтах, не опасных по газу и пыли (см. табл. 17). Плотность заряжания скважин составляет 1,1—1,15 г/см3. Установка прошла промышленные испытания
Установка ЗДУ-50 состоит из шасси рудничной вагонетки 14, бункера 4, загрузочной воронки 7, аэрационной перегородки 15 и системы трубопроводов. Бункер зарядной установки изготовлен из нержавеющей стали. В верхней части бункер соединен с загрузочной воронкой 7, оборудованной предохранительной сеткой 8. Герметизация бункера обеспечивается запорным конусом 9 с помощью рычага 10. В нижней части бункера размещается перегородка 15, нагнетательный патрубок 16 и кран-отсекатель 17. На бункере смонтированы коллектор 3 с краном 2 питания бункера и краном продувки /, клапан предельного давления 11, манометр 6 и кран предельного давления 5. Бункер устанавливается на шасси вагонетки на стойке 13 с помощью цапф 12.
Для увлажнения ВВ в процессе заряжания установка оборудована приспособлением для подачи воды 18.
Принцип работы установки ЗДУ-50 следующий. В бункер зарядной машины сжатый воздух поступает по шлангу, коллектору и аэрационной перегородке. При прохождении воздуха через перегородку над ней создается направленный «кипящий» слой, который обеспечивает равномерное смешивание гранул ВВ с воздухом. Образовавшаяся смесь поступает через нагнетательную трубу 16 и кран 17 в скважину. Контроль за давлением в бункере выполняется по манометру 6, при повышении давления свыше 0,6 МПа сброс воздуха осуществляется клапаном предельного давления 11. Для включения подготовленной к работе установки открывают кран продувки 1 и кран 2 питания бункера. В это время зарядный трубопровод продувается сжатым воздухом, а в бункере устанавливается рабочее давление. Затем открываются кран подачи смеси 17, кран подачи воды 18 и краном 1 регулируют концентрацию режима давления в смеси. Смачивание потока ВВ обеспечивает пылеподавление и способствует повышению плотности заряжания.
При выключении установки закрывают кран подачи смеси 17 и кран 2, а кран продувки / открывают полностью. После продувки трубопровода закрывают кран продувки 1 и открывают кран 11 для сброса воздуха из бункера.
Установка обслуживается двумя рабочими — заряжающим и оператором. Связь между ними поддерживается по телефону.
Перед началом работы установки проверяются плотность резьбовых и винтовых соединений, исправность контрольно-измерительных приборов и плотность соединения зарядного трубопровода.
ЗАРЯДНАЯ МАШИНА ЗМК-1
Зарядная машина ЗМК-1 (рис. 118) нагнетательного типа предназначена для заряжания шпуров и скважин (полного веера) гранулированными ВВ, изготовления игданитов и увлажнения ВВ на открытых и подземных горных работах. Вместимость дозирующей камеры (регулируемая) 0,7—4 и 5—8 кг.
55 кг, предел регулирования подачи жидкости в ВВ 0—10 % (см. табл. 17). Зарядная машина может быть использована автономно или в составе очистных и горнопроходческих комплексов. Обслуживает машину один взрывник, управление — дистанционное.
Рис. 118. Зарядная машина ЗМК.-1 |
Зарядная машина имеет загрузочную 7 и приемную 8 воронки, разделенные предохранительной сеткой 6. Под приемной воронкой размещены дозирующая камера 12, бак 11 для жидкости, смеситель 9, пневмоцилиндр 4, зарядный трубопровод 13, салазки 14, кнопка / дистанционного управления со шлангом 2 и рукав 3 для подвода сжатого воздуха.
Дозирующая камера 12 имеет коническое подвижное днище с выходным патрубком для подсоединения зарядного трубопровода. Внутри дозирующей камеры расположена телескопическая труба, которая обеспечивает открывание и закрывание запорного клапана между приемной воронкой и дозирующей камерой. Дозирующая камера предназначена для дозирования ВВ в процессе заряжания. Смеситель 9 имеет стакан, помещенный в бак, игольчатый дроссель для регулирования подачи жидкости и входной и выходной штуцера. Пневмоцилиндр 4 имеет входной штуцер для соединения со шлангом 2, выходной — для соединения шланга с клапаном дистанционного управления.
Пневмозарядчик работает следующим образом. Сжатый воздух от сети поступает по шлангу 3 через входной штуцер в штоковую полость и через дренажное отверстие в поршневую полость пнев-моцилиндра 4, а через штуцер /6 — в шланг 2 с клапаном / дистанционного управления. Последний закрыт. Вследствие разности рабочих площадей поршень пневмоцилиндра 4 перемещается вверх, перекрывает отверстие выходного штуцера и, воздействуя через шток тяги на рычаг, опускает запорный клапан дозирующей камеры 12. Загрузочное отверстие приемной воронки 8 открывается. ВВ из загрузочной воронки 7 через сетку 6 поступает в дозирующую камеру. Жидкость из бака // поступает в стакан. При открывании клапана дистанционного управления 1 давление сжатого воздуха в подпоршневой полости пневмоцилиндра 4 падает. Поршень со штоком перемещается вниз и клапан перекрывает дозирующую камеру 12. Сжатый воздух из штоковой полости пневмоцилиндра через выходной штуцер, трубку и входной штуцер поступает в корпус смесителя, где обогащается в тре-
буемой пропорции водой или дизельным топливом и поступает в дозирующую камеру 12. Часть сжатого воздуха фильтруется через ВВ в дозирующей камере, подавая его в выходной патрубок и далее по зарядному трубопроводу в шпур или в скважину. Другая часть воздуха поступает в телескопическую проходную трубку дозирующей камеры 12, способствуя равномерному смешению ВВ с водой или дизельным топливом, и обеспечивает стабильную подачу материала. По окончании транспортирования ВВ в шпур или скважину клапан дистанционного управления закрывается. Давление в штоковой и в подпоршневой полостях пневмоцилиндра 4 выравнивается, поршень со штоком перемещается вверх, клапан дозирующей камеры 12 опускается, открывая отверстие приемной воронки 8, и цикл повторяется.
Величина дозы ВВ регулируется вращением регулировочного винта штурвалом 15 и контролируется по указателю шкалы, помещенной на дозирующей камере 12. Регулирование подачи воды (дизельного топлива) в пределах от 0 до 10 % обеспечивается вращением игольчатого дросселя 10.
Перед началом работы установки проверяются затяжка болтовых соединений всех узлов, надежность соединения трубопроводов, целостность предохранительной сетки. После осмотра установки выполняются все подготовительные операции.
Зарядная машина ЗМК-1 обычно устанавливается вблизи заряжаемого забоя в специально отведенном месте с учетом беспрепятственного подхода к нему при заряжании скважин. В этом случае к болту 5 подсоединяется заземляющий провод. Затем подсоединяется рукав 3, подводящий сжатый воздух и шланг 2 дистанционного управления. Перед подсоединением воздухопод-водящего рукава его необходимо продуть воздухом, чтобы освободить . воздухоподводящую магистраль от скопившейся воды и мусора.
Зарядный трубопровод 13 прокладывают к забою с расчетом исключить возможность его повреждения и избежать пережимы посторонними предметами и резкие изгибы. Длина транспортно-зарядного трубопровода выбирается минимальной из расчета доступа в любую точку заряжаемого забоя. При заряжании шпуров и скважин диаметром более 50 мм используется трубопровод диаметром 32 мм, а при заряжании шпуров диаметром менее 50 мм — трубопровод диаметром 25 мм. Последний к пневмо-зарядчику ЗМК-1 подсоединяется через переходник. Положением дросселя 10 устанавливается необходимый предел увлажнения ВВ или подачи дизельного топлива.
После выполнения подготовительных операций производится холостое опробование установки ЗМК-1. Если холостое опробование показало нормальную работу всех узлов, в бак 11 через горловину заливается вода или дизельное топливо, а в приемную воронку 7 загружается ВВ.
Выполнив все подготовительные работы, приступают к заряжанию скважины.
При выполнении этих работ соблюдают следующий порядок.
Вращением винта 15 устанавливается необходимая величина дозы ВВ, кратная или равная величине заряда шпура (скважины). Зарядный трубопровод 13 вводится в шпур (скважину) до упора его в забой или патрон-боевик и отводится назад на 60-80 см. Нажатием на клапан 1 на шланге дистанционного управления в шпур (скважину) подается порция ВВ. По мере заполнения шпура или скважины зарядный шланг из него плавно извлекается.
Укладка заряда по длине шпура (скважины) контролируется по меткам на зарядном трубопроводе, контроль количества поданного ВВ – путем подсчета поданных порций на шкале дозированной камеры.
По окончания заряжания скважин пневмозарядчик освобождается от остатков ВВ . продувается сжатым воздухом и промывается водой, отсоединяется зарядный трубопровод и шланг дистанционного управления , а оборудование переносится в безопасную зону.