Iv. методические указания по выполнению контрольной работы
По данной дисциплине студентами выполняется одна контрольная работа.
Контрольная работа включает в себя пять вопросов и одну задачу. Задача составлена по многовариантной системе.
Изучать дисциплину рекомендуется последовательно по темам в соответствии с примерным тематическим планом и методическими указаниями к ним. Степень усвоения материала проверяется умением ответить на вопросы самоконтроля, приведенные в конце раздела.
Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре шифра-номера личного дела студента.
При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:
в контрольную работу записываются вопросы и условия задач. После вопроса должен следовать ответ на него; содержание ответов должно быть четким и кратким;
решения задач следует сопровождать пояснениями; вычислениям должны предшествовать исходные формулы; для всех исходных и вычислительных физических величин должны указываться размерности;
приводятся необходимые эскизы, схемы.
В методических указаниях приведены примеры решения задач. На каждой странице оставляется поле шириной 3 — 4 см для замечаний проверяющего работу. За ответом на последний вопрос приводится список использованной литературы, указывается методическое пособию, по которому работа выполнялась, ставится подпись исполнителя и оставляется место для рецензии.
На обложке тетради указываются учебный шифр, наименование дисциплины, курс, отделение, индекс учебной группы, фамилия, имя и отчество исполнителя, точный почтовый адрес.
В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение.
Домашние контрольные работы оцениваются «зачтено» или «не зачтено».
После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя, повторить недостаточно усвоенный материал.
Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению.
Задания, выполненные не по своему варианту, не засчитываются и возвращаются студенту.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Строительные машины»
ВАРИАНТ 1
1. Вычертите схему бетоносмесителя принудительного перемешивания. Опишите его устройство и работу.
2. Приведите примеры использования в строительстве бульдозеров. Условия их применения.
3. Типы ходового оборудования строительных машин. Их достоинства и недостатки.
4. Классификация стреловых самоходных крапов. Их индексация (с примерами).
5. Щековые дробилки и их производительность.
Задача. Выбрать скрепер и определить его эксплуатационную часовую и сменную производительность, если известны объем работ V, м3, дальность возки грунта Lв, м, и виды грунта.
ВАРИАНТ 2
1. Вычертите схему гидравлического домкрата. Опишите его устройство и работу.
2. Приведите примеры использования в строительстве скреперов. Условия их применения.
3. Типы систем управления строительными машинами. Их достоинства и недостатки.
4. Классификация башенных кранов. Их индексация (с примерами).
5. Конусные дробилки и их производительность.
Задача. Выбрать одноковшовый экскаватор и автомобильный транспорт для возки фунта и определить часовую и сменную производительность экскаватора и количество автосамосвалов, если известны объем работ V, м3, дальность возки фунта Lв, км, и его характеристики (вид и плотность уе).
ВАРИАНТ 3
1. Вычертите принципиальную схему рыхлителя. Опишите его устройство и работу.
2. Приведите примеры использования в строительстве одноковшовых экскаваторов. Условия их применения.
3. Типы трансмиссий строительных машин. Их достоинства и недостатки.
4. Классификация машин для уплотнения бетонной смеси.
5. Валковые дробилки и их производительность.
Задача. Выбрать каток и определить его эксплуатационную часовую и сменную производительность, если известны тип связного и несвязного грунтов, их влажность и число проходов при уплотнении.
ВАРИАНТ 4
1. Вычертите принципиальную схему корчевателя. Опишите его устройство и работу.
2. Приведите примеры использования в строительстве экскаваторов непрерывного действия.
3. Типы силового оборудования строительных машин. Их достоинства и недостатки.
4. Классификация мостовых, козловых и кабельных кранов.
5. Электрические ручные машины для обработки металла.
Задача. Выбрать бульдозер и определить его эксплуатационную часовую и сменную производительность при разработке грунта и планировке поверхности, если известны объем работ V, м3, средняя дальность перемещения грунта Lср, м, длина планируемого участка L, м, вид грунта и уклон местности.
ВАРИАНТ 5
1. Вычертите схему винтового конвейера. Опишите его устройство и работу.
2. Приведите примеры использования в строительстве грунтоуплотняющих машин. Условия их применения.
3. Типы одноковшовых экскаваторов. Их достоинства и недостатки.
4. Классификация прицепов и полуприцепов.
5. Электрические ручные машины для обработки дерева.
Задача. Определить продолжительность выполнения работ бульдозером после разрыхления фунта рыхлителем, если известны марка рыхлителя и дальность перемещения фунта Lср , м.
ВАРИАНТ 6
1. Вычертите схему бетоносмесителя гравитационного перемешивания. Опишите его устройство и работу.
2. Приведите примеры использования автоподъемников в строительстве. Условия их применения.
3. Типы многоковшовых экскаваторов. Их достоинства и недостатки.
4. Классификация погрузчиков строительных материалов.
5. Электрические ручные машины для работы с камнем, бетоном и грунтом.
Задача. Определить эксплуатационную сменную и годовую производительность башенного крана, если известны его грузоподъемность Q,т, высота подъема и опускания крюка Н' и Н", м, частота вращения поворотной части п, мин1, скорость подъема и опускания крюка V1 и У2, м/мин, и время строповки груза tс, мин, время установки и отсоединения грузозахватных приспособлений tу, мин.
ВАРИАНТ 7
1. Вычертите схему бетоносмесителя непрерывного действия. Опишите его устройство и работу.
2. Приведите примеры использования простейших грузоподъемных машин в строительстве. Условия их применения.
3. Типы бульдозеров. Их достоинства и недостатки.
4. Классификация экскаваторов непрерывного действия. Их индексация (с примерами).
5. Моторизованные, гидравлические ручные машины и пороховой инструмент.
Задача. Подобрать сваебойное оборудование, соли известны вид свай, их размеры и материал, показатель консистенции фунта и уровень стоянки.
ВАРИАНТ 8
1. Вычертите схему цепной тали. Опишите ее устройство и работу.
2. Приведите примеры использования вибраторов в строительстве.
3. Типы скреперов. Их достоинства и недостатки.
4. Классификация машин для свайных работ.
5. Грузозахватные устройства.
Задача. Подобрать кран для вертикальной транспортировки бетонной смеси и автотранспорт для ее доставки и определить их количество, если известны марки бадей и бетоносмесителей и их количество, а также плотность бетонной смеси и параметры бетонируемого сооружения.
ВАРИАНТ 9
1. Вычертите схему лебедки с ручным приводом. Опишите его устройство и работу.
2. Приведите примеры использования башенных кранов в строительстве. Условия их применения.
3. Типы машин непрерывного транспорта. Их достоинства и недостатки.
4. Классификация машин для сортировки и мойки нерудных строительных материалов.
5. Дозаторы бетонных смесей и растворов.
Задача. Подобрать бетоносмесители для приготовления бетонной смеси и автотранспорт для ее доставки на объект. Определить количество материалов для работы бетонного узла и число автосамосвалов, если известны режим работы узла, время запаса материалов, объем приготавливаемой бетонной смеси V6, м3, и водоцементное отношение (в/ц).
ВАРИАНТ 10
1. Вычертите схему мачтового подъемника. Опишите его устройство и работу.
2. Приведите примеры использования тракторов в строительстве. Условия их применения.
3. Типы сваебойных молотов. Их достоинства и недостатки.
4. Классификация машин для буровых работ.
5. Оборудование для гидромониторной разработки грунтов.
Задача. Подобрать многоковшовый экскаватор для отрывки траншеи и определить количество бульдозеров, подготавливающих для него фронт работы (срезку растительного грунта с трассы), если известны марка бульдозера, ширина срезки грунта и дальность его перемещения, параметры траншеи.
VI. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Задача 1
Выбрать скрепер и определить его эксплуатационную часовую и сменную производительность.
1. Выбор типоразмера и типа скрепера осуществляют в зависимости от объема работ (табл. 1.1) и дальности транспортирования (возки) грунта (табл. 1.2).
Таблица 1.1
Рекомендуемые типоразмеры скреперов в зависимости от объема работ
Объем работ, тыс. м3 | Вместимость ковша скрепера, м3 |
5...10 10...20 20...60 60...100 Более 100 | 3...4,5 6...7 7...10 10...15 15...25 |
Таблица 1.2
Дальность транспортирования грунта скреперами
Тип скрепера | |||
прицепной | самоходный | ||
Вместимость ковша скрепера, м3 | Пределы дальности возки грунта, м | Вместимость ковша скрепера, м3 | Пределы дальности возки грунта, м |
До 4,5 | 70...250 100...350 150...550 300...800 500...1500 | - До 8 9...10 | - 300...1500 400...2500 До 3000 До 5000 |
Примечание. Марку скрепера выбираем по приложению 1.
2. Эксплуатационная часовая производительность скреперов определяется по формуле
где — эксплуатационная часовая производительность скрепера, м3/ч;
q — геометрическая вместимость ковша, м3;
n — число циклов скрепера в час;
Кн — коэффициент наполнения ковша грунтом (табл. 1.3);
Кр — коэффициент разрыхления грунта (табл. 1.4);
Кв — коэффициент использования рабочего времени часа (Кв = =0,85...0,9; большие значения для прицепных скреперов).
Число циклов в час
где Тц — продолжительность цикла, мин.
Продолжительность рабочего цикла скрепера определяют по формуле
где — продолжительность набора фунта, с;
— продолжительность груженого хода, с;
— продолжительность выгрузки фунта, с;
— продолжительность порожнего (холостого) хода, с;
— время, затрачиваемое на переключение передач коробки скоростей, с;
— время, затрачиваемое на повороты скрепера, с.
.3