Транспортный комплекс Республики Беларусь.

транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки всей экономики республики, обеспечения национальной безопасности, улучшения условий и повышения уровня жизни населения.
На предприятиях транспортного комплекса занято около 5% от общей численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 11% всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Ежегодно от общего объема потребления в республике им используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива. Его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет более 8%.
В Республике Беларусь перевозки грузов и пассажиров осуществляются шестью видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, городским электрическим (троллейбусы, трамваи, метро) и трубопроводным. Действует 381 транспортное предприятие.
В транспортном комплексе республики работает более 6% численности населения, занятого в экономике, или более 288 тыс. человек, которые ежедневно перевозят 6,6 млн. человек в среднем на расстояние 10 км и 1,2 млн. т грузов на расстояние 282 км.

Наибольшее количество работников транспортной отрасли (порядка 26%) сосредоточено в г. Минске, от 16% до 12% – в Брестской, Гомельской, Витебской и Минской областях, до 10% – в Гродненской и Могилевской.

Удельный вес транспорта в структуре валового внутреннего продукта экономики Республики Беларусь составил по итогам 2013 г. 6,4%.

В 2013 г. экспортировано транспортных услуг в 2,7 раза больше, чем импортировано (3,8 млрд. долларов США и 1,4 млрд. долларов США соответственно). Положительное сальдо внешней торговли транспортными услугами составило более 2,3 млрд. долларов США.

По виду экономической деятельности «Транспорт» в 2013 г. привлечены прямые иностранные инвестиции в объеме 171,5 млн. долларов США или на 21,5 млн. долларов США выше установленного задания. Наибольший вклад по привлечению прямых иностранных инвестиций внесли организации г. Минска (71%) и Гомельской области (12%).

37. Выбор варианта транспортного обслуживания

Значимость и место отдельных видов транспорта в перевозках грузов неодинакова. Для определения сфер экономически целесообразного применения того или иного вида транспорта необходимо учитывать народнохозяйственные и отраслевые транспортные факторы.
К народнохозяйственным факторам относятся:
• размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направления перевозок и грузопотоков;
• номенклатура выпускаемой продукции, влияющая на структуру подвижного состава и требования к транспорту по срочности доставки грузов;
• ритмичность, стабильность производства и потребления.
К отраслевым факторам, учитывающим специфику транспортной системы, относятся:
• наличие транспортных путей (дорог), их плотность, состояние;
• пропускная и провозная способность транспорта;
• развитие материально-технической базы, уровень технической оснащенности;
• уровень организации перевозочного процесса;
• степень внедрения современных технологий при перевозке груза и управления процессами на транспорте;
• подход к формированию тарифов на перевозку и услуги.

При выборе вида транспорта для организации перевозки конкретного груза в определенных условиях оценивается экономическая целесообразность каждого из них по важнейшим показателям: себестоимости перевозок, удельным капитальным вложениям, срокам доставки груза, сохранности в пути следования, пропускной и провозной способности и др.
Для обоснования экономической целесообразности применения того или иного вида транспорта необходимо учитывать географию производства и потребления товаров, объемы грузопотоков, наличие и состояние подвижного состава, сезонность и ритмичность работ на транспорте и изготовителей товаров, систему организации перевозочного процесса.
При выборе экономичного варианта следует сравнивать:
• себестоимость перевозок;
• скорость движения и сроки доставки грузов; ,
• объемы перевозок;
• маневренность транспортных средств;
• надежность и бесперебойность перевозок, возможности их регулярного осуществления в нужных объемах;
• гарантию сохранности товаров;
• эффективность использования подвижного состава;
• возможность применения современных технологий при перевозках (контейнерные перевозки, на поддонах);
• уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна. Она во многом зависит от мощности и структуры грузопотока, дальности перевозок, рода груза, величины отправки, типа подвижного состава, складывающихся соотношений грузовых и порожних пробегов, материально-технической базы транспортных предприятий и др.



Наши рекомендации