Виды информационных логистических систем и принципы их построения.
Информационные системы в логистике предполагают быструю адекватную реакцию на требование рынка, слежение за временем доставки, оптимизацию функций в целях качественной доставки и своевременного снабжения и другое. Логистические информационные системы подразделяются на три группы.
• Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися данными; планирование производства; общее управление запасами; управление резервами и другие задачи.
• Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
• Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п.
При построении логистических информационных систем необходимо соблюдать определенные принципы.
• Принцип использования аппаратных и программных модулей. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит: обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управлении; повысить эффективность функционирования логистических информационных систем; снизить их стоимость; ускорить их построение.
• Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе современных электронных систем, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения число объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач.
• Принцип четкого установления мест стыка. В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики.
• Принцип гибкостисистемы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
• Принципприемлемостисистемы для пользователя диалога «человек — машина».
Электронный документооборот
Ни одна область деятельности, в которой необходимо обмениваться данными, не избежала электронного документооборота. Не стала исключением и логистика. Оптимизации процессов уделяется все большее внимание, так как от ее эффективности зависит увеличение товаропотока.
При оптимизации логистических процессов в рамках электронного документооборота EDI чаще всего используется внедрение однотипных документов, связанных с доставкой и сортировкой грузов. Это всевозможные уведомления на отгрузку и приемку партии товаров, внутренние накладные и передаточные документы. Использование таких документов позволяет значительно сократить время приемки или отгрузки, упорядочить работу склада и магазинов. Если пользоваться логистической этикеткой, на которую нанесен транспортный штрих-код, это еще больше оптимизирует работу объектов. Такая этикетка позволит максимально быстро передать или получить уведомление об отправке товаров.
В электронные документы можно внедрить информационные блоки, несущие информацию о весе груза, его точных габаритах, составе и прочих параметрах. Не лишней будет и информация о виде и способе упаковки товаров. Данный подход очень актуален, наибольшую ценность он имеет для кроссдокиговых поставок, так как позволяет значительно сократить время переупаковки, а зачастую и вовсе отменяет этот процесс.
Однако при составлении электронных документов и внедрении EDI на предприятии, не стоит забывать и о стандартных видах документов, которые крайне важны при совершении сделок с третьим лицом, например логистическим оператором. Логистические виды документов позволяют управлять не только находящимся на хранении у клиентов товаром. Они дадут возможность посылать электронные уведомления и организовывают обмен важной информацией в процессе транспортировки и передачи грузов.
Штриховое кодирование
Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. «Вся система движения товаров — это непрерывно пульсирующие дискретные потоки, скорость которых зависит как от потенциала (мощности) производства, ритмичности поставок, размеров имеющихся запасов, так и от скорости реализации и потребления». Для того чтобы иметь возможность эффективно управлять этой динамичной логистической системой, необходимо в любой момент времени иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри ее.
Автоматизированный сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов,каждый из которых имеет свои технологические преимущества. Например, код с прямоугольным контуром — код ITF — 14 печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий.
Код ITF—14. Применяется для кодирования отгрузочных упаковок
Для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности может применяться код «2 из 5 с чередованием».
В логистике дополнительно к другим кодам может применяться код 128. Этим кодом могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д.
Код 128. Применяется вместе с другими кодами для кодирования дополнительной информации
В сфере обращения широкое применение получил код EAN, который часто можно встретить на товарах массового потребления. Остановимся подробнее на технологии использования кода EAN в логистических процессах.
Имеется алфавит кода EAN, в котором каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов. На этапе запуска товара в производство ему присваивается тринадцатизначный цифровой код, который впоследствии в виде штрихов и пробелов будет нанесен на этот товар. Первые две или три цифры обозначают код страны, который присвоен ей ассоциацией EAN в установленном порядке. Принято называть эту часть кода флагом. В табл. 1 приведены значения кодов разных стран по состоянию на 01.05.95 г.
Следующие четыре цифры — индекс изготовителя товара. Совокупность кода страны и кода изготовителя является уникальной комбинацией цифр, которая однозначно идентифицирует предприятие, производящее маркируемый товар.
Оставшиеся цифры кода предоставляются изготовителю для кодирования своей продукции по собственному усмотрению. При этом кодирование можно просто начать с нуля и продолжать до 99999. Таким образом, первые двенадцать цифр кода EAN однозначно идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы.
Последняя, тринадцатая цифра кода является контрольной. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе двенадцати предшествующих цифр. Неправильная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не подтвердится и считывание кода придется повторить. Таким образом, контрольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы.
В основе технологии штрихового кодирования и автоматизированного сбора данных лежат простые физические законы. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования.
Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Отметим ее основные преимущества.
На производстве:
o создание единой системы учета и контроля за движением изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;
o сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок.
В складском хозяйстве:
o автоматизация учета и контроля за движением материального потока;
o автоматизация процесса инвентаризации матери запасов;
o сокращение времени на логистические операции с материальным и информационным потоком. В торговле:
o создание единой системы учета материального потока;
o автоматизация заказа и инвентаризации товаров;
o сокращение времени обслуживания покупателей.
Транспортная логистика.
Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Значительная часть ЛО на пути движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. Этим определяется важность оптимизации движения МП на этапе транспортиров.
По назначению выделяют две основные группы транспорта:
1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный).
2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям. Организация перемещения грузов транспортом необщего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.
Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения.
Задачи транспортной логистики:
- выбор вида транспортного средства;
- выбор типа транспортного средства;
- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта) в случае смешанных перевозок;
- обеспечение технологического единства транспортно- складского процесса;
- определение рациональных маршрутов доставки.
Выделяют шесть основных факторов выбора вида транспорта:
– время доставки; – частота отправлений груза; – надежность соблюдения графика доставки; – способность перевозить разные грузы; – способность доставить груз в любую точку территории; – стоимость перевозки.
Основная задача транспортной логистики состоит в обеспечении технической, технологической и экономической сопряженности участников транспортного процесса.
Техническая сопряженность – согласованность в транспортном комплексе параметров транспортных средств.
Технологическая сопряженность – предполагает применение единой технологии транспортировки и без перегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность – общая методология исследования конъюнктуры рынка и построение тарифной системы.
Пр-пы транспортн логистики - основная цель минимизация издержек на транспортировку:
- Транспортная логистика содержит принцип максимально полного использования грузоподъемности подвижного состава в логистике;
- кратности транспортируемой партии груза, единицам заказа, отправки и складирования;
- Транспортная логистика также включает принцип стандартизации тары;
- Пр-п экономии от масштаба и дальности перевозок содержит транспортная логистика;
- Транспортная логистика также включает принцип концентрации грузопотоков на отдельных каналах - распределение и отказ от неэкономичных товаров;
- Также не обходится без принципа доставки грузов точно в срок складирования;
- Транспортная логистика также включает принцип стандартизации тары;
- Пр-п экономии от масштаба и дальности перевозок содержит транспортная логистика;