Принципы построения логистических информационных систем

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня:

1. Рабочее место, на котором осуществляется логистическая
операция с материальным потоком, т.к. передвигается, разгружается,
упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой др. элемент
материального потока;

2. Участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки
грузов, размещаются рабочие места;

3. Система транспортирования и перемещения в целом,
охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент
отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении
готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи "сбыт-производство-снабжение", что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы "ввязывают" логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационных систем, относящихся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию:

А. Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.

Б. Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:

  • возрастает скорость обмена информацией;
  • уменьшается кол-во ошибок в учете;
  • уменьшается объем непроизводственной "бумажной работы";
  • совмещаются ранее разорванные информационные блоки.

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы:

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей.

Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

-обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

-повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

-снизить их стоимость;

-ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания системы.
Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и др. автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т.е. выбор первоначальных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логической информационной системы и на эффективность ее функционирования.

3. Принцип четкого установления мест стыка.

В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение планового преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.

4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических
требований конкретного применения.

5. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога "человек-машина".

Наши рекомендации