Классификация грузов в транспортной логистике
Груз – продукт производственной деятельности (полуфабрикаты, сырье, готовая продукция), принятый транспортом к перевозке.
Если груз упакован в тару, соответствующую условиям перевозки, маркирован согласно правилам, находится в надлежащем кондиционном состоянии и может быть сохранно перевезен, то считается, что он находится в транспортабельном состоянии.
В совокупности свойства груза для определения условий и техники его перевозки, перегрузки и хранения, называются транспортной характеристикой груза.
Груз характеризуется режимом хранения, способами упаковки, перегрузки и перевозки, физико-химическими свойствами, размерами, объемом, массой и формой предъявления к перевозке.
Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также тип вагона, судна, автомобиля, режим хранения груза, меры по технике безопасности и пожарной безопасности определяются физико-химическими свойствами груза и формой предъявления его к перевозке. С учетом особенностей грузов созданы соответствующие грузовые устройства (транспортеры, насосы и др.) и транспортные средства (вагоны, суда, автомобили).
За перевозку грузов и выполнение погрузочно-разгрузочных работ взимается плата в соответствии с единой тарифной номенклатурой грузов.
Для каждого вида транспорта существует своя классификация, учитывающая его особенности.
Автомобильные грузы классифицируются:
• по виду тары: тарные; бестарные;
• по массе одно грузового места: штучные (< 250 кг, а для катных грузов (бочки, катушки, кабели) – до 500 кг); повышенной массы (от 250 кг, а для катных от 500 кг до 30 т); тяжеловесные (штучные неделимые более 30 т);
• по размерам: допускаемые к перевозкам по дорогам общего пользования и крупногабаритные – размеры не должны превышать по ширине 2,5 м, по высоте 3,8 м, длина за пределом заднего борта кузова – 2 м;
• по способу погрузки и выгрузки: штучные; сыпучие; навалочные; наливные;
• по размеру отправки: мелкопартионные (до 5 т); партионные (от 5 до 30 т); массовые (более 30 т);
• по специфическим свойствам: скоропортящиеся; опасные; антисанитарные (мусор, нечистоты); животные.
Классификация, применяемая на морском транспорте (рисунок 1) все грузы разделяет на три группы: массовые, генеральные (тарно-штучные) и особорежимные.
К первой группе относят насыпные, навалочные, наливные и лесные грузы, которые имеют определенную массу. Насыпные и навалочные грузы перевозят без тары. К насыпным относят в основном зерно и семена всех видов сельскохозяйственных культур, к навалочным – уголь, песок, гравий, камень. Эти грузы предъявляют к перевозке преимущественно крупными партиями, обеспечивающими полную загрузку вагонов, судов и автомобилей. Наливные – жидкие грузы, которые перевозят наливом в специальном подвижном составе (цистернах, танкерах, бензовозах). К лесным грузам относят лес, пиломатериалы, фанеру и другие изделия из древесины.
Рисунок 1. Транспортная классификация грузов
Вторая группа – общие (генеральные), или тарно-штучные, грузы перевозятся упакованными в разнообразную тару или без упаковки. По числу наименований это наиболее многочисленная категория грузов. В зависимости от вида упаковки различают грузы мешковые, киповые, катно-бочковые, ящиковые, контейнерные и пакетные. В мешках перевозят грузы, не требующие защиты от механических повреждений; в кипы и тюки упаковывают естественные и искусственные волокна и изделия из них (в тюки, как правило, упаковывают непрессованный материал, а волокнистые вещества – хлопок, джут и т.п. – прессуют в кипы). К катно-бочковым относят грузы, перевозимые в бочках, барабанах и рулонах. В металлическихбочках перевозят топливо, смазку, а в деревянных – сухие химические и пищевые продукты. Металлические барабаны предназначены для транспортировки химических продуктов и других веществ.
К тарно-штучным грузам без тары относят металл в болванках, слитках, чушках, кирпич и т.п.
Тарно-штучные грузы делят на негабаритные, тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесным на водном транспорте считают груз, имеющий массу одного места более 1 т, на железнодорожном – более 0,5 т, на автомобильном – более 30 т, а легковесным – грузы, 1 т которых занимает объем более 2 м3 (вата, спички, тряпье и др.). Негабаритными (длинномерными) называют грузы, которые по своим размерам выходят за пределы габарита подвижного состава.
Грузы, перевозимые речным транспортом, классифицируются как:
• сухие – насыпные, навалочные и штучные;
• наливные – жидкие;
• тяжеловесные – масса одного места превышает 1 т;
• легковесные – 1 т груза занимает объем более 2 м3 – вата, шерсть, коробки со спичками и др.;
• негабаритные – по своим размерам не помещаются в трюмы или пролеты судна, их перевозят на открытых судах или на палубе грузовых теплоходов (комбайны, тракторы и т.п.);
• длинномерные и громоздкие – длина свыше 3 м, высота 2,1 м, ширина 2,6 м.
Негабари́тный груз (англ. Oversize cargo) — это классификация груза, габаритные данные которого превышают допустимые и установленные правилами нормы дорожного движения при погрузке и креплении на транспортное средство для транспортировки. Другими словами, негабаритный размер — это такой размер груза, который требует специальные условия для перемещения груза от отправителя до получателя.
Транспортировка негабаритного груза включает целый комплекс требований к передвижному составу, пропускной способности (состоянию дорожного покрытия) и ограничению транспортных сетей, а также безопасности груза, так как возможности транспортировки таких негабаритных грузов могут ограничиваться размерами и грузоподъёмностью мостов, размерами тоннелей, наличием ж/д переездов, линий электрических передач и связи и даже погодными условиями и сезоном года. Существуют также особорежимные грузы, т.е. грузы, которые хранятся и перевозятся при условии соблюдения специальных правил. К ним относят опасные и скоропортящиеся грузы, а также живой скот и сырые животные продукты.
Соответственно некоторые грузы требуют особых условий перевозки. К этой категории грузов относятся грузы, требующие:
- особого порядка погрузки, выгрузки; использования для их перевозки специального подвижного состава, контейнеров;
- переоборудования и дополнительного оснащения обыкновенных транспортных средств;
- соблюдения дополнительных к традиционным мерам для предохранения грузов от порчи и гибели в целях обеспечения экологической безопасности перевозки;
- специального надзора и соблюдения правил государственного фитосанитарного (карантинного), ветеринарного и медико-санитарного контроля;
- неукоснительного следования требованиям международного и внутреннего законодательства, отраслевым общим «Правилам перевозок» таких грузов, а также «особым условиям» перевозки конкретного груза, связанных с обеспечением личной, имущественной и экологической безопасности.
При классификации грузов в транспортной логистике выделяют грузы, перевозимые на особых условиях. На железнодорожном транспорте такими грузами являются:
- грузы с большей, чем при обычных перевозках, ответственностью грузовладельца за предоставление перевозчику качественных и иных характеристик груза, а также за всестороннее инспектирование предоставляемых перевозчиком транспортных средств и оборудования, за выполнение погрузо-разгрузочных работ;
- грузы, требующие привлечения для выполнения операций, связанных с транспортировкой грузов, инженеров-технологов, инженеров-механиков, товароведов готовых изделий, сырья и полуфабрикатов легкой и пищевой промышленности;
- грузы с большим, чем для обычных грузов размером транспортных издержек (например, ставки провозной платы на тяжеловесное, свыше 3-5 т, и длинномерное, свыше 12 м, оборудование, как правило, в среднем в 2-3 раза выше, чем за обычные места);
- грузы, требующие применения отличительных знаков в транспортной документации: например, бланки для опасных грузов окрашивают в бледно-красный или розовый цвет, а для грузов охлажденных и рефрижераторных — бланки зеленого цвета и т.д.
- грузы, требующие парка специализированных контейнеров, причем не только 20 и 40-футового стандарта, но и средней грузоподъемности (например, вместимостью 3 кбм.) для, насыпных, наливных, химических грузов, контейнеров — цистерн для легковоспламеняющихся, ядовитых и едких жидкостей высокой степени опасности.
При перевозках массовых грузов в постоянных направлениях по железной дороге допускается составление одной накладной на группы вагонов или на целый маршрут. При этом составляется также один вагонный лист. На морском транспорте выписывается один коносамент на судовую партию, на речном — одна накладная. На автомобильном транспорте такие перевозки проводятся на основании договора между грузоотправителем и автотранспортным предприятием по заказ-нарядам с отметкой в путевых листах водителей.
Перевозка грузов по одной накладной ускоряет оформление перевозочных документов, сокращает объем работы товарных и грузовых служб.
Особенностью перевозок насыпных грузов (различного рода зерна и семян) связаны с их транспортными качествами — текучестью и возможностью перегрева при повышенной влажности и заражения вредителями.
Перевозки наливных грузов занимают ведущее место в международном грузообороте, а общий тоннаж танкеров составляет около 45% суммарного тоннажа мирового транспортного флота. Это обусловлено тем, что годовое потребление нефтепродуктов составляет 2,5 млрд. т, а основные районы добычи нефти удалены от главных районах ее использования и переработки. Доля нефтегрузов составляет около 40% объема всех перевозимых морем грузов, а в количественном выражении около 1,5 млрд. т.
Наливные грузы на железнодорожном транспорте перевозятся в специализированном подвижном составе (вагонах-цистернах различной конструкции), в бункерных полувагонах, в контейнерах-цистернах («танкконтейнерах»). Грузоотправитель обязан проверить герметичность котлов цистерны, техническую исправность арматуры и универсальных сливных приборов цистерн. Перевозка наливных грузов — жидких, полужидких в автоцистернах в отдельных случаях может относиться к категории опасных.
Транспортная логистика рассматривает еще один продукт перемещения, требующий особых условий доставки - опасный груз.
Опасные (dangerous) — это грузы, которые при неправильном или неосторожном обращении с ними во время перевозки, выгрузки и хранения могут взорваться, загореться, явиться причиной пожара, разрушения или порчи транспортных средств и других грузов, отравления или ожога людей, нанесения экологического ущерба окружающей среде и, поэтому, требуют соблюдения специальных условий и мер предосторожности при погрузке, перевозке, выгрузке и хранении.
Помимо опасных имеется еще ряд легкогорючих грузов, которые по своим свойствам к числу опасных не относятся, но требуют соблюдения мер предосторожности и безопасности в пожарном отношении при перевозке и хранении. К таким грузам относятся: вата хлопковая, макулатура разная, сажа всякая, сера, сено, солома, текстильные изделия, торф, уголь
древесный, хлопок, целлюлоза, различные приборы, устройства и др.
В основу правил перевозок опасных грузов на всех видах транспорта положено международное законодательство.
На железнодорожном транспорте приняты «Международные правила железнодорожных перевозок опасных грузов», 1977 г. на авиационном транспорте «Правила перевозок опасных грузов ИАТА — и «Европейское Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 г.» ДОПОГ.
Основная функция транспортной логистики заключается в оптимизации процесса перевозок, а также в транспортном и экспедиционном обеспечении.
Основные понятия транспортировки и экспедирования грузов включают:
1) деятельность по прогнозированию, организации и осуществлению доставки продукции от места ее изготовления до конечного пункта и дополнительных услуг по перевозке;
2) оформление необходимых документов;
3) юридическое сопровождение (заключение договоров) на перевозку;
4) расчет за перевозку грузов;
5) проведение и организация погрузочно-разгрузочных работ;
6) расфасовку, упаковку, складирование;
7) увеличение объема мелких и сокращение объема крупных отправок;
8) информационное обеспечение;
9) услуги по страхованию, финансовые и таможенные услуги.
Транспортное обеспечение – это работа, сопряженная с движением, перемещением грузов и пассажиров, оказанием погрузочно-разгрузочных услуг и услуг по хранению.
Информация о характерных особенностях различных видов транспорта является основой для выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки.
По численности видов транспорта, принимающих участие в перевозке, системы доставки делятся на одновидовые и многовидовые.
К одновидовым относят унимодальную, к многовидовым мультимодальные и интермодальные перевозки.
Унимодальная перевозка совершается транспортом одного вида.
Мультимодальные перевозки осуществляются, как правило, внутри страны,
интермодальные перевозки – система доставки грузов в международном сообщении.
Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200–300 км), главный плюс этого вида транспорта – хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери».
Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке.
Необходимо отметить и высокую скорость доставки грузов и пассажиров.
Основными недостатками являются:
1) высокая себестоимость перевозок;
2) вероятность кражи груза и угона самого транспортного средства;
3) малая грузоподъемность;
4) плохое состояние дорог и незначительная их протяженность;
5) дорогое обслуживание, большая стоимость материально-технической базы;
6) автотранспорт экологически неблагоприятен, что сокращает возможность его использования.
Но, несмотря на перечисленные недостатки, автомобильный транспорт активно обеспечивает грузовые перевозки для всех служб народного хозяйства.
Автомобильный транспорт выполняет большую часть пассажирских перемещений на короткие расстояния, в пригородном сообщении, а также в междугородных перевозках на расстоянии до 500 км.
Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов в любую погоду. Организация перевозок этим видом транспорта регулярна и осуществляется на большие расстояния.
Ключевым преимуществом является сравнительно невысокая себестоимость и наличие скидок.
Также положительным аспектом является возможность прокладки железнодорожных путей сообщения практически на любой территории страны и высокая провозная и пропускная способность железных дорог.
Железнодорожный транспорт характеризуют относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.
Для объективности оценки необходимо перечислить недостатки, к ним относят: ограниченное количество перевозчиков, невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей.
Использование железнодорожного транспорта выгодно при перевозках грузов (каменный уголь, минеральные удобрения, металлы и т. п.) на дальние и средние расстояния, между предприятиями, имеющими железнодорожные пути. В некоторых случаях использование железнодорожного транспорта выгодно даже при незначительном грузообороте.
Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами, он является самым крупным перевозчиком в международных перевозках.
По сравнению с другими типами транспорта морской транспорт имеет ряд позитивных отличий в обеспечении массовых межконтинентальных перевозок.
Морские пути не требуют дополнительных затрат, поэтому этот транспорт не нуждается в дополнительных капиталовложениях.
Для этого транспорта характерны: низкая себестоимость перевозок, неограниченная пропускная способность.
К недостаткам морского транспорта относятся:
1) зависимость от природных и навигационных условий;
2) необходимость строительства сложного портового хозяйства;
3) низкая скорость и жесткие требования к упаковке.
Морской транспорт связан с заграничными перевозками и доставкой грузов по импорту и экспорту в страны с торговыми связями.
Внутренний водный транспорт характеризуется низкими грузовыми тарифами и является важным звеном общей транспортной системы в тех районах, где есть реки.
Речной транспорт отличает большая провозная способность, невысокая себестоимость перевозок, малые капитальные вложения.
Недостатки заключаются в ограничении использования подвижного состава, связанном с сезонностью работы, удлинениям маршрутов следования грузов, небольшой скоростью перевозок. Речной транспорт эффективен в районах, где нет других видов транспорта.
Воздушный транспорт. Основное преимущество – скорость. Также воздушный транспорт отличает возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.
Воздушный транспорт занимается в основном пассажирскими перевозками, грузовые перевозки, осуществляемые им, по сравнению с объемом перевозок, осуществляемых другими видами транспорта, имеют небольшой вес.
Воздушный транспорт занимается доставкой грузов в промышленные центры и доставкой в северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты и других ценных грузов.
Высокая себестоимость перевозок – главный недостаток этого вида транспорта. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий.
Трубопроводный транспорт. Трубопроводы делят на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Этот тип транспорта предоставляет низкую себестоимость при высокой пропускной способности и большой степени сохранности грузов. Недостатком трубопроводного транспорта является небольшое количество грузов, подлежащих транспортировке. Трубопроводный транспорт занимается перекачкой нефти и газа с месторождений, перемещением продуктов перегонки нефти.
Основными документами, регламентирующими правила перевозок, являются Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.
Уставы и Кодекс определяют обязанности и права, а также ответственность транспортных организаций и граждан, пользующихся транспортом. Они регламентируют взаимоотношения транспортных организаций между собой и с потребителями продукции.
При перевозке грузов заключается договор в виде соглашения, по которому перевозчик принимает на себя обязательства доставки груза своими средствами от места направления и до конечного пункта в установленные сроки, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.
Для разных видов транспортных перевозок существуют разные договора.
Договором при грузоперевозке на железнодорожном транспорте является накладная, которую оформляет отправитель груза. Дорожная ведомость – документ, который сопровождает груз в пути следования.
Вагонный лист – документ, составляемый на каждый загруженный вагон.
В линейном судоходстве договором является коносамент, который одновременно служит распиской перевозчика в получении груза.
В заграничном плавании, при нелинейной форме судоходства, договор оформляется чартером.
При перевозке морским транспортом первичным документом является погрузочный ордер.
В прямом, водном или смешанном сообщении вместо погрузочного ордера используется накладная.
Накладными оформляются перевозки на воздушном транспорте.
Товарно-транспортная накладная является основанием для расчетов заказчика с автотранспортным предприятием.
Перечень документов, необходимых для перевозки грузов: товарно-транспортная накладная, накладные, доверенность на перевозку, спецификация, счет-фактура поставщика, доверенность на перевозку, сводные ведомости.
При определении оптимального маршрута является анализ полной стоимости.
Принимается во внимание не только цена грузоперевозки, но и время транспортировки, возможность непредвиденных расходов, задержек в пути и вероятность повреждения груза.
До недавнего времени рыночная ориентация считалась основным фактором успеха, однако для рентабельности предприятий необходимо правильно выбирать и комбинировать ресурсы.
Именно ресурсная ориентация сформировалась в экономически развитых странах, что неизбежно привело к пониманию необходимости объединенной (интегрированной) логистики.
Характерные особенности интегрированной логистики оказывают прямое воздействие на эффективность и производительность транспортной системы, а также на качество ее функционирования.
Особенности заключаются в учете и использование ресурсов, которыми конкуренты не располагают, в возможности клиентов, оплачивая дополнительные услуги, извлекать для себя дополнительную выгоду, сохранение стабильности в долгосрочной перспективе.
Суммируя все вышеперечисленное, можно сделать вывод: используя «цепочку ценностей», логистический подход имеет ориентацию на всех участников товарно-логистического процесса. Цепочка ценностей состоит из четырех звеньев: связи с поставщиками, потребителями, технологических процессов внутри предприятия; логистических процессов внутри предприятия между его подразделениями; объединенной связи между предприятиями транспортно-логистической цепи.
Предприятия транспортно-логистической цепи стремятся к снижению расходов за счет скорой оборачиваемости ресурсов, урезания времени выполнения заказа, координации транспортной работы с сетью грузоотправителей и грузополучателей.
Важным стратегическим ресурсом для транспортной логистики является логистическая информация.
Информационное обеспечение позволяет наиболее эффективно реализовать цели бизнеса, оно нацелено на своевременность поставок и предотвращение нерациональных потерь ресурсов.
Использование электроники приводит к снижению издержек транспортировки благодаря позитивному управлению информационными потоками, увеличению их скорости и координации.
В зависимости от источника получения информации в пределах информационного обеспечения транспортной логистики выделяют внешнюю и внутреннюю информацию.
К внутренней логистической информации относится информация о транспортных услугах, затратах, тарифах, методах транспортировки и поставки.
К внешней – информация о рынках, конкурентах, потребностях клиентов, изменениях транспортного законодательства.
Объединенные в цепочку транспортно-логистические предприятия заинтересованы в получении верных и своевременных данных на всех уровнях управления.
Полученная при этом информация принимается во внимание как ресурс и самостоятельный фактор транспортно-перевозочной деятельности.
От полноты и точности информационных ресурсов в транспортной логистике зависит степень удовлетворенности запросов потребителей на перевозку.
Неудовлетворение информационным обеспечением свидетельствует об отсутствии полной информации о грузах, условиях перевозки и транспортных процессах, несвоевременном поступлении информации на запросы, разности уровней подготовки рабочего состава, обрабатывающего логистическую информацию и использующего ее, отсутствии или неразвитости коммуникационной сети, отсутствии технологий наблюдения за свойствами информационных ресурсов.
Транспортно-логистические процессы включают в себя поиск, обработку и распределение информации.
Время и качество являются ключевыми факторами в системе транспортной логистики.
Транспортные операции подчиняются требованию логистики, доставке сохранного груза точно в срок.
Логистический подход необходим для предприятий, оказывающих транспортные услуги; сфера услуг должна функционировать таким образом, чтобы полностью удовлетворять потребности клиента.
Для доставки грузов без опозданий с наименьшими затратами ресурсов разрабатывается и осуществляется единый технологический процесс, который учитывает интеграцию производства, транспорта и потребления. Единый технологический процесс позволяет осуществлять отлаженную работу всех частей логистической системы.
Современный подход к транспорту как составной части крупной системы подразумевает рассмотрение всего процесса перевозок от начальной до конечной точки (от грузоотправителя до грузополучателя), включая процессы грузопереработки, упаковки и распаковки, хранения и информационного обеспечения доставки груза.
Сложность данного процесса привела к созданию специальных логистических центров.
Эти центры осуществляют анализ данных и разрабатывают предложения по улучшению грузопотоков, распределению перевозок по всем видам транспорта, комплектации отправок, порядку заключения договоров.
В логистических цепях при доставке грузов возникают технологические процессы, которые имеют свои особенности, зависящие от характеристики груза.
Доставка грузов – это комплекс мероприятий, проводимых после получения продукции к перевозке и до получения ее потребителем. Они включают в себя доставку материалов, их складирование и хранение, а также упаковку и перевозку любым видом транспорта.
Сюда же включаются такие операции, как разработка графика движения и выбор маршрута. Цель этих мероприятий – надежная доставка грузов и исключение разрыва между производством и потребителем. Транспортно-экспедиторское обслуживание – основная часть процесса движения груза от производителя до потребителя.
Основными участниками системы доставки являются экспедиторы, перевозчики, склады и т. д.
При выполнении заказа от грузопроизводителя фирма выступает в роли организатора процесса доставки, подбирая и координируя работу участников процесса, и при этом несет ответственность перед грузопроизводителем и участниками системы. Распределение продукции включает в себя работу по движению товаров от производителей к конечным или промежуточным потребителям.
Система распределения базируется на:
1) согласованности отдельных производств и фирм, участвующих в процессе движения продукции от производителя к потребителю;
2) совокупности предприятий и организаций, через которые проходит товар со момента его изготовления до момента его потребления;
3) слаженности деятельности юридических и физических лиц в продвижении продукции как логистических провайдеров между производителем и потребителем продукции.
Совокупность каналов распределения составляет распределительную сеть.
С развитием экономики увеличивается объем внешней торговли, а вместе с этим увеличивается объем перевозок внешнеторговых грузов, количество пассажирских перевозок.
В современных условиях транспорт занимает ключевую позицию в интеграционных процессах. При глобализации экономики и внешнеторгового обмена требуются новые подходы к развитию транспорта и поиску рентабельных путей освоения перевозок людей и грузов.
Транспортное обеспечение - это перемещение товаров между двумя или более странами мирового сообщества.
Основная цель транспортного обеспечения - своевременная доставка груза в качественном состоянии в конечный пункт назначения. Транспортное обеспечение ВЭД осуществляется путем использования определенных видов транспортов. В зависимости от того, какой вид транспорта применяется в ВЭД определяется характер транспортного обеспечения.
В частности выделяют:
1. Прямое транспортное обеспечение означает, что внешнеэкономическая операция обслуживается одним видом транспорта.
2. Смешанное (комбинированное) транспортное обеспечение означает, что во внешнеэкономической операции применяется последовательно два или более видов транспорта.
3. Прямые, смешанное транспортное обеспечение означает, что во внешнеэкономической операции используется несколько видов транспорта. Но при этом перевозка груза оформлено одним транспортным документом.
При использовании транспортного обеспечения ВЭД применяются базовые условия поставок товаров от продавца к покупателю. В них определяется:
1. Кто и за счет чего обеспечивает транспортировку товаров на территории страны продавца, покупателя, транзитных стран.
2. Кто и за чей счет обеспечивает перевозки морским, речным и воздушным транспортом.
3. Обязанности продавца по доставке груза в определенное место.
4. Обязанности продавца по упаковке дисков и маркировке товаров.
5. Обязанности продавца по страхованию товаров.
6. Обязанности сторон по оформлению коммерческой документации в соответствии с требованиями международной торговли.
7. Меры связаны с уменьшением коммерческого риска.
8. Время и место передачи товара от продавца к покупателю.
Эти основные требования базовых условий поставок товаров обобщенные Международной торговой палатой и зафиксированы в документе "Ин-котермс-2000". - Международные правила по толкованию торговых терминов.
Инкотермс включает 4 группы и 13 базовых условий поставок товаров.
I группа - отправление - "Е"
II группа - основной фрахт оплачен - "Р"
III группа - основной фрахт не оплачены - "С"
IV группа - прибытие - "Д"
Рядом с базовыми условиями поставок важное значение имеет выбор вида транспортных мероприятий, обеспечивающих внешнеэкономическую операцию.
Выбор вида транспорта предусматривает:
- Определение содержания груза (например, товары, которые быстро портятся, нефть)
- Определение расстояния и маршрута перевозки груза;
- Учет времени, необходимого для доставки груза транспортным средством;
- Определение стоимости перевозки товаров данным видом транспорта;
- Обеспечение безопасности транспортировки груза.
Автомобильный транспорт
Международные перевозки грузов автомобильным транспортом обеспечивают экономические связи нашей страны со странами Европы, Ближнего Востока и Азии.
Структура перевозок весьма разнообразна. Они делятся на две основные группы: перевозки грузов внешней торговли (машин, станков, оборудования, сырья и ресурсов) и перевозки грузов неторгового характера (дипломатических грузов, движимого имущества при переселении, экспонатов и т. п.).
Международные перевозки в зависимости от периодичности выполнения могут быть регулярными и разовыми.
Основным документом, который используется в автомобильном перевозке - это товаротранспортная накладная.
Ее функции:
1. Это договор о перевозке.
2. Это товаророзпоряджувальний документ.
3. Это расписка.
Автомобильные перевозки регулируются конвенцией о договоре международных перевозок грузов автомобильным транспортом.
Оплата автомобильных перевозок осуществляется в соответствии с автомобильных тарифов. Они устанавливаются в расчете за перевозку одной тонны груза на определенное расстояние.
Автомобильные тарифы могут также включать:
o надбавки;
o скидки;
o установленные суммы автомобильных тарифов.
При осуществлении автомобильных перевозок наряду с автотранспортной накладной используются следующие документы:
1. Письма упаковки.
2. Отгрузочные спецификации.
3. Сертификаты качества.
4. Другие документы, которые необходимо предоставить в соответствии с национальным законодательством страны при введении товара на ее таможенную территорию или при транзите товара.
Международные перевозки регламентируются соглашениями о международном автомобильном сообщении между правительствами нашей и договаривающейся страны.
В Европе действует целая система международных договоров, регулирующих автоперевозки: Конвенция о дорожном движении 1949 г. (действует в части организации дорожного движения) и Протокол к ней о дорожных знаках и сигналах 1949 г.; Конвенция о дорожном движении 1968 г. (закрепляет единообразную систему дорожных знаков и сигналов, единую разметку дорог); Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 г. (ДОПОГ); Европейское соглашение о международных автомагистралях 1975 г. (СМА).
Среди региональных европейских соглашений основную роль в правовом регулировании международных автомобильных перевозок играют Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КДПГ или ЦМР) и Женевская таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием карнетов TIR (книжек МДП) 1975 г. (Конвенция МДП).
Область применения КДПГ – регулирование взаимоотношений перевозчика и грузовладельца, порядок приема груза к перевозке и его выдача в месте назначения. Сфера действия КДПГ: все договоры дорожной перевозки грузов за вознаграждение, когда место погрузки и место доставки груза находятся на территории двух разных государств, хотя бы одно из которых является участником Конвенции.
В КДПГ закреплены подробные правила обо всех основных условиях перевозки; установлен перечень перевозок, к которым Конвенция не применяется. В КДПГ произведена унификация условий международной дорожной перевозки грузов.
Конвенция МДП определяет порядок оформления таможенных формальностей и процедуру таможенного досмотра при международной дорожной перевозке грузов. Основной атрибут Конвенции – книжка МДП (единый таможенный документ), обладатель которой пользуется преимуществом первоочередного таможенного оформления (знак TIR). Россия участвует в большом количестве двусторонних международных договоров о международном автомобильном сообщении. Перевозки в третьи страны и из них осуществляются на основе «стандартной международной лицензии», выдаваемой с разрешения ЕКМТ, членом которой Россия является с 1997 г.
Поскольку автотранспортное средство является источником повышенной опасности, то при автомобильной перевозке очень важны гарантии, предоставляемые третьим лицам на случай причинения вреда. Автоперевозки предполагают обязательное страхование гражданской ответственности. В Европе с 1953 г. действует международная автомобильная страховая карточка (система «зеленой карточки»).
Гарантии при причинении вреда третьим лицам автотранспортным средством предоставляются и на международном уровне в соответствии с Гаагской конвенцией.
Перевозка грузов осуществляется на основании разрешений, выдаваемых на каждый рейс и дающих право совершить перевозку туда и обратно.
Если же общая масса грузов и автотранспортных средств или их габаритные размеры не входят в установленные и действующие на территории другой страны нормы, а также если необходимо перевозить опасные грузы, то, кроме обычных разрешений, требуются еще и специальные.
Все автотранспортные средства и управляющие ими водители подвергаются таможенному контролю. Подвижной состав, осуществляющий международные перевозки, должен иметь национальные регистрационные номера и отличительные знаки.
На международных перевозках используются большегрузные автомобили и автопоезда-фургоны. Движение осуществляется по сквозной системе. Экипаж автомобиля состоит из двух водителей.
Эффективность выполнения международных перевозок автомобильным транспортом состоит в обеспечении доставки груза «от двери к двери».
Железнодорожный транспорт
Железнодорожные перевозки. Это перевозки товаров по железной дороге из страны в страну. Основной документ, который используется при железнодорожных перевозках является железнодорожная накладная.
Функции желе