Информационная интеграция в транспортной логистике
Информационная интеграция необходима для построения единого информационного пространства транспортно-логистической цепи, которое позволяет обеспечить необходимую в современных условиях скорость, полноту и точность получения нужных для оказания транспортной услуги сведений. Особое значение качество информационного обеспечения приобретает при использовании точных технологий доставки товаров типа Just In Time (ЛТ) - "Точно во время". Сложность информационной интеграции в транспортной логистике обусловлена множеством информационных каналов и взаимозависимостью
ИП. На рис.11.8 приведена схема, отражающая сложный характер взаимосвязи влияющих на формирование ИП элементов транспортно-логистической инфраструктуры при международной перевозке товаров автотранспортом
Рис.11.8. Схема взаимосвязи между информационно-образующими элементами дорожной инфраструктуры и входящей в логистическую цепь доставки товаров автотранспортной компании: ТР - тара, кузов, груз; ТС - транспортное средство; АД - автомобильная дорога (трасса маршрута); ДС - дорожный сервис; СС - стандартная связь; МС - мобильная связь; П - паром; В - водитель; ТМ -терминал; ИН - дорожная инспекция (полиция); Д - диспетчер; РД - рабочие документы; ПП - пограничный переход и таможня; Х - таможенный или другой склад; ИС - информационная система; ЭС - экспертная система
Общая схема формирования информационно-логистического окружения транспортной компании с учётом внутренних и внешних источников может быть представлена в виде рис. 11.9.
Рис.11.9. Схема формирования и составляющие информационно-логистического
окружения транспортной компании
Для формирования и поддержки внутренней информационной инфраструктуры транспортно-логистических компаний в ближайшей перспективе наиболее эффективными могут стать сетевые технологии Intemet-Intranet (рис.11.10). Учитывая потребности практики, эти технологии уже начинают реализовываться в новых версиях корпоративных ИС, предназначенных для комплексной автоматизации управления крупными товаропроизводящими компаниями, организующими свою деятельность сообразно принципам и схемам классической логистики. Характерным примером тому служит новая (четвёртая) версия системы ERP-класса SAP R3, в которую включён обладающий широкими возможностями модуль "Логистика" и которая ориентирована на сетевое Internet-Intranet-решение (www.sap.com).
Рис.11.10. Схема интеграции информационных потоков на основе
технологий Intemet-Intranet в классической логистике
Информационная интеграция в транспортной логистике на глобальном уровне сегодня реализуется в рамках международных программ. Одной из таких программ, в которой принимают участие Финляндия, Россия и Германия, является TEDIM (табл.11.3).
Таблица 11.3
Основные информационно-логистические проекты программы TEDIM -Telematics in Foreign Trade Logistics and Delivery Management (www. tedim. coм}
Проект | Содержание |
BOPCom | Baltic Open Port Communication. Создание открытой коммуникационной системы портов Балтийского региона. Мониторинг судов и грузов, фрахтовых, погрузо-разгрузочных и складских операций. |
DMS (Финл.) | Delivery Management Systems. Контроль за процессами доставки грузов. Оперативная реакция на отклонения от графиков и расписаний. |
DelCom (Герм.) | Delivery Communications. Разработка инструмента телематической координации. Обеспечение информационной совместимости в мультимодаль-ных транспортных операциях с перевалкой и хранением. |
RailTrack | Проект мониторинга грузов на железной дороге. Обеспечение контроля за движением вагонов и грузов в режиме реального времени при смешанных перевозках. Определение местоположения и состояния груза. |
RailCom | Проект системы информационного сопровождения грузов электронными перевозочными документами (EDI). Обмен электронными накладными между РФ и Финляндией. |
CustCom | Автоматизация и гармонизация таможенных процедур между РФ - Финляндией - ЕС на основе EDI-технологий для ускорения таможенной очистки грузопотоков. |
InDeM | Инициатива по интегрированному управлению доставкой, отслеживанию грузов и управлению по отклонениям. |
Business Networks | Проект разработки сетей для электронного бизнеса |
LogCom (РФ) | Проект создания сети информационно-логистических центров для выполнения транспортных операций и формирования системы взаимодействия их с транспортными системами ЕС через 9 транспортный коридор |
InCentra | Проект формирования банка данных для использования в логистических сетях РФ - Финляндии - ЕС. Содержание БД: условия перевозок; транспортные потоки; реестры предприятий; транспортное законодательство и др. |
Farmit& Farmlog | Содействие в развитии логистической системы Farmit (виртуальные сообщества в с\х FarmNet) в странах Балтийского бассейна. |
LCCT TEN-telematics (Герм.) | Проект разработки специальных телематических технологий для управления базами данных проекта InCentra. Сотрудничество перевозчиков и производителей товаров в рамках общеевропейской сети (транспортный бизнес, электронные и виртуальные рынки перевозок, телематический рынок). |
С развитием интеграционных процессов на транспорте и в экономике в целом, проблема организации и оптимизации ИП становится всё актуальнее. Появляется информационная избыточность, тормозящая деловые процессы из-за необходимости перерабатывать огромное количество ненужных данных. И эта проблема не менее важная, чем проблема информационной недостаточности. Оптимизация ИП в транспортно-логистических системах возможна путём информационного моделирования (ИМ). ИМ - новое, пока только обозначенное научное направление в телематике. ИМ требует описания информационных источников и каналов передачи данных, их характеристик, формализации получаемых по каналам передачи данных сообщений с преобразованием их в информацию, пригодную для вычисления критериев эффективности транспортных операций.