Сформулируйте правило «7 R» логистики. Адаптируйте это правило к складской логистике, к закупочной логистике, к транспортной логистике.

Цель логистического процесса формулируется основным правилом логистики - так называемым Правилом 7R (right - "правильный"): (1) правильный продукт (2) с правильным уровнем издержек (3) правильного качества (4) в правильном количестве должен быть доставлен (5) в правильное время (6) в правильное место (7) правильному потребителю. Несоблюдение хотя бы одного из этих условий может привести к нарушению производственного цикла и потере клиентов и, соответственно, позиций на рынке.

F Правило «семи Н» или «семи R»

1. Обеспечение нужного продукта;

2. Нужного количества;

3. Нужного качества;

4. В нужном месте;

5. В нужное время;

6. Для нужного потребителя;

7. С наилучшимизатратами.

Итак, правило «7R» («логистический микс») можно сформулировать следующим образом: «Поставка нужной продукции в правильном количестве и должном качестве в установленное время в необходимое место конкретному потребителю с оптимальными затратами».

К складской логистике: нужный товар (right product) необходимого качества (right quality) в необходимом количестве (right quantity) должен быть доставлен в нужное время (right time) и в нужное место (right place) нужному потребителю (right customer) с требуемым уровнем затрат (right cost).

1. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике:

определение потребности в материальных ресурсах;

исследование рынка закупок;

выбор поставщика;

осуществление закупок;

контроль поставок;

подготовка бюджета закупок;

координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

Система складирования - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им. Складирование продукции необходимо в связи с неравномерностью циклов производства, транспортировки и потребления ее.

Структуру системы складирования образуют подсистемы:

1. технико-экономическая.

- складируемые грузовые единицы.

- здания и сооружения.

-подъемно-транспортное оборудование.

Что такое проблема МОВ в логистике. Как она решается в привязке к закупочной, транспортной и распределительной логистике.

В широком смысле «задача МОВ» рассматривает как обоснование решения проблемы о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как относительно использования собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и относительно использования собственных предметов труда, т.е. изготовленных самостоятельно заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения – наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.

Как правило, основным критерием оптимальности при решении «задачи МОВ» выступает максимизация прибыли. Поэтому для принятия обоснованного решения необходимо сравнить расходы на собственное производство материалов (деталей, изделий) с расходами на их закупку.

Задача МОВ в распределительной логистике –самостоятельно распространять производителю свою продукцию или воспользоваться услугами фирм, специализирующихся в этой области.

Охарактеризуйте внешние для предприятия факторы, влияющие на принятие решений по проблеме МОВ («сделать самим или купить») в закупочной логистике. Как на решение задачи «сделать самим, или купить» влияют производственные условия предприятия?

Закупочная логистика — это управление материальным потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами. На этом этапе выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Эти функции выполняет служба снабжения. Границы деятельности службы снабжения определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы внутри предприятия. Главная задача — решить вопрос «Сделать самим, или купить».

Задача “сделать или купить” заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим, если это в принципе возможно, выполнять самостоятельно какую-либо работу, или же покупать комплектующее (услугу) у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem, или сокращенно — задача МОВ1, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.

Значимым с точки зрения настоящего курса внешним фактором является степень развития логистики в экономике. Самостоятельное производство комплектующих изделий (или работ) снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость комплектующих (работ) скорее обеспечит производитель, который специализируется на их производстве. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих изделий у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем "спокойнее" предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если:

♦ потребность в комплектующем изделии невелика;

♦ отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;

♦ отсутствуют кадры необходимой квалификации. Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

♦ потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

♦ комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Решения типа "сделать или купить" принимают при закупках товарных ресурсов (у изготовителя или у посредника), при выборе между услугами перевозчика и созданием собственного парка транспортных средств, при принятии решения по использованию услуг наемного склада, а также в ряде других случаев.

Металлургический комбинат, имеющий список потенциальных поставщиков обратился к Вам как к специалисту по логистике с просьбой сформировать перечень критериев оценки потенциальных поставщиков с выделением в них основных и второстепенных критериев. Необходимо составить как можно больше критериев и проранжировать их по значимости, присвоив каждому критерию весовой коэффициент.

Этапы выбора поставщика

  1. Определение требований к поставщикам (показателей их оценки)
  2. Поиск потенциальных поставщиков и сведений о них
  3. Оценка и анализ потенциальных поставщиков
  4. Принятие решения о поставщике

Критерии выбора поставщика

Основные

› качество товара

› цена

› надежность поставки

Дополнительные

› удаленность поставщика от потребителя;

› сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

› наличие резервных мощностей;

› организация управления качеством у поставщика;

› психологический климат у поставщика (возможности забастовок);

› способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

› финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

Пример оценкм поставщика рейтинговым методом

  Показатель оценки поставщика Вес показателя Оценка (по 5-балльной шкале) Произведение веса показателя на оценку
Надежность поставки
Цена
Kачество товара
Условия платежа
Возможность внеплановых поставок
Финансовое состояние поставщика
Итого    

Наши рекомендации