Лекция 4 – «Управление движением на железнодорожном транспорте»
План лекции:
1. Сущность и задачи управления движением.
2. Планирование перевозок и его значение для эксплуатационной работы.
3. Система эксплуатационных показателей.
4. Распределение функций по планированию и регулированию работы.
5. Контроль за выполнением плана перевозок и технических норм.
График является основой организации движения поездов на железнодорожном транспорте. Он объединяет работу всех подразделений железных дорог, определяет последовательность занятия поездами перегонов, время отправления и прибытия по каждому раздельному пункту, скорости движения по перегонам, нормы стоянок на станциях. График разрабатывается на размеры движения, позволяющие полностью освоить объемы грузовых и пассажирских перевозок.
График движения представляет собой графическое изображение линии хода поездов во времени и пространстве в осях координат.
На дорогах для графика движения поездов принято по оси абсцисс откладывать время, по оси ординат – расстояние.
Каждому поезду присваивается определенный номер. Поездам, следующим с севера на юг и с востока на запад, присваиваются нечетные номера, а в направлениях с юга на север и с запада на восток – четные.
Нумерацию поездов устанавливают в зависимости от категории и рода перевозок. Нумерация присваивается на станциях формирования поезда и сохраняется на всем пути следования до станции назначения, расформирования или изменения маршрута следования.
Присвоенный номер проставляется над линией хода поезда на перегонах, прилегающих к участковым или сортировочным станциям.
На графике движения линии хода нечетных поездов следует проводить сверху вниз, а четных – снизу вверх.
Поезда различныхкатегорий нумеруются:
Пассажирские
Скорые (дальние и местные) 1 – 130
Пассажирские (дальние) 171 – 300
Пассажирские (местные) 601 – 699
Пригородные 6001 – 6999
Почтово-багажные, грузо-пассажирские
Почтово-багажные 901 – 948
Грузо-пассажирские 951 – 968
Ускоренные грузовые
Рефрижераторные и другие ускоренные 1001 – 1598
Грузовые
Сквозные 2001 – 2998
Участковые 3001 – 3398
Сборные 3401 – 3498
Вывозные 3501 – 3598
Локомотивы
Диспетчерские 3801 – 3898
Резервные 4301 – 4398
Хозяйственные поезда
Автодрезины и мотовозы 5101 – 5198
Хозяйственные 5201 – 5398
Снегоочистители 7001 – 7098
Восстановительные и пожарные 8001 – 8098
В зависимости от скорости движения поездов графики могут быть параллельными и непараллельными (нормальными).
В параллельных графиках (рис. 1.5.4 и 1.5.5) поезда каждого направления следуют с одинаковой скоростью, поэтому линии хода их параллельны между собой.
По числу главных путей на перегонах графики подразделяются следующим образом:
· однопутные (рис. 1.5.4 и 1.5.5) – главный путь используется для движения в обоих направлениях, и скрещение поездов может происходить только на станциях и разъездах;
· двухпутные (рис. 1.5.4 и 1.5.6) – поезда разных направлений движутся независимо друг от друга по специализируемым путям, скрещение их производится не только на станциях и обгоннных путях, но и на перегонах;
· многопутные (в зависимости от количества главных путей и их специализации) – сочетание двухпутного и однопутного графиков (рис. 1.5.7, а) при трех главных путях или двух двухпутных графиков (рис. 1.5.7, б) при четырех главных путях;
· однопутно-двухпутные, т. е. имеющие часть однопутных и часть двухпутных (вставок) перегонов (рис. 1.5.8) – скрещение части поездов происходит на двухпутных перегонах или вставках без остановок, а остальные скрещения – на раздельных пунктах с путевым развитием.
В зависимости от расположения поездов попутного направления следования графики могут быть:
обычные (непакетные) – на однопутном участке поезда на перегонах прокладываются поочередно по направлениям движения (рис. 1.5.4);
Рис. 1.5.4. Параллельный однопутный график движения поездов
Рис. 1.5.5. Параллельный двухпутный график движения поездов
Рис. 1.5.6. Однопутный непараллельный график движения поездов
Рис. 1.5.7. Двухпутный непараллельный график движения поездов
пачечные (рис. 1.6.9) – поезда в попутном направлении разделены межстанционными перегонами (перегонным временем хода поезда и станционным интервалом попутного следования). Это значит, что нельзя отправить на перегон поезд, пока ранее отправленный поезд не прибыл на впередилежащую станцию, т. е. на перегоне может одновременно находиться только один поезд. Они применяются на двухпутном участке и на однопутном – при непарном графике;
Рис.1.5.8. Число главных путей и их специализация
Рис.1.5.9.Параллельный однопутно-двухпутный график (с двухпутными вставками) для
безостановочных скрещений поездов
пакетные (рис. 1.5.11) – поезда в попутном направлении разделены блок-участками при автоблокировке, в т. ч. с диспетчерской централизацией или межпостовыми перегонами при полуавтоматической блокировке, имеющие блокпосты. В этом случае на перегоне между станциями может быть одновременно несколько попутных поездов, образующих пакет;
Рис. 1.5.10.Пачечный однопутный непарный график движения поездов
Рис. 1.5.11. Однопутный пакетный график движения поездов
частично-пакетные (рис. 1.5.12) – в графике часть поездов проложены пакетами, а остальные – обычным порядком. Такой график характеризуется коэффициетом пакетности:
(1.5.1)
где – число поездов (или пар), следующих в пакетах соответственно в периоде частично-пакетного графика и за сутки;
– общее число поездов (или пар), проложенных соответственно в периоде частично-пакетного графика и за сутки.
Рис.1.5.12. Частично-пакетный однопутный график движения поездов
Контрольные вопросы:
1. Виды сетки графика движения поездов
2. Перечислите классификацию графиков движения поездов
3. Принципы составления графика движения поездов
4. Перечислите основные понятия и определения
5. Определение пропускной способности однопутных перегонов при пакетных графиках
6. Определение пропускной способности при непараллельных графиках
7. Определение провозной способности железных дорог
8. Перечислите основные способы технического перевооружения линий и полигонов