На транспорте (железнодорожном)»

«Экономика и управление на предприятии

(железнодорожный транспорт)»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ПГУПС

Целью курсового проекта является закрепление знаний по теме «Планирование перевозок на железнодорожном транспорте», полученных в лекционном курсе, а также приобретение и развитие практических навыков при выполнении технико-экономических расчетов, связанных с планированием эксплуатационной работы железной дороги.

Задание на курсовой проект

Курсовой проект состоит из взаимосвязанных разделов, в которых требуется:

– составить план погрузки и выгрузки, приема и сдачи вагонов;

– построить схему вагонопотоков груженых вагонов, рассчитать густоту движения и пробег груженых вагонов по дороге;

– определить баланс порожних вагонов и составить схему вагонопотоков порожних вагонов;

– рассчитать густоту движения и пробег порожних вагонов.

На основе исходных данных (см. приложения 1–3) и данных, полученных расчетным путем, необходимо определить:

– объем тонно-километровой работы (нетто), пробеги локомотивов и поездов, тонно-километры брутто;

– необходимый парк локомотивов и качественные показатели их использования;

– рабочий парк вагонов и качественные показатели их использования.

Задание по вариантам взять из приложений 1, 2 – по номеру студента в журнале преподавателя, а для студентов заочной формы обучения – по последней цифре шифра; из приложения 3 – по первой букве фамилии.

ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

1.1 Методика планирования грузовых перевозок

Основными показателями грузовых перевозок являются:

– количество перевезенных тонн груза (объем перевозок);

– грузооборот;

– количество отправок;

– густота перевозок;

– средняя дальность перевозки;

– неравномерность перевозок.

В данном курсовом проекте введены определенные упрощения для сокращения объема расчетов. Так, показатели эксплуатационной работы (количество отправок, неравномерность перевозок и т.д.) не рассчитываются; в состав заданной условной железной дороги включено только два участка (А–Б и Б–В), и отдельные параметры эксплуатационной работы железной дороги даны как исходные значения грузовых перевозок (см. приложение 1–3). Но эти упрощения не влияют на методику разработки плана грузовых перевозок.

Планирование грузовых перевозок имеет важное практическое значение, так как является исходной базой для разработки других разделов плана производственно-хозяйственной деятельности железных дорог (труд и заработная плата; основные и оборотные фонды; эксплуатационные расходы и себестоимость и др.). Необходимо подчеркнуть, что грузовые перевозки обеспечивают свыше 2/3 всех доходов от всех перевозок по железной дороге.

Количество перевезенных тонн груза (объем перевозок) измеряется, как правило, на момент отправления. На дороге объем перевозок На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru определяется как сумма отправлений (погрузки) со всех станций дороги На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru и приема грузов с соседних дорог На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru , то есть:

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru = На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru .

Объем перевозок по дорогам распределяется на прибытие груза в пределах данного подразделения и сдачу в другие подразделения, то есть:

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru .

Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по видам сообщения (рис. 1.1).

В местном сообщении осуществляются перевозки в пределах одной и той же дороги, а в прямом – перевозки на участках двух и более дорог.

В прямом сообщении выделяют:

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru Прямое сообщение

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru Транзит

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru Ввоз Вывоз

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru Местное сообщение

Рис. 1.1 Распределение объема перевозок по видам сообщения

– в в о з, т.е. прибытие грузов со станций других дорог на данную дорогу;

– в ы в о з, т.е. отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;

– т р а н з и т, т.е. перевозку грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.

Таким образом, объем перевозок по дороге равен:

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru .

Прием груза можно рассматривать как сумму ввоза и транзита:

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru ,

а сдачу груза – как сумму вывоза и транзита:

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru .

Отправление груза, в свою очередь, равно сумме вывозимых грузов и грузов, перевозимых в местном сообщении:

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru ,

а прибытие – сумме ввозимых грузов и грузов, перевозимых в местном сообщении:

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru .

Грузооборот – это работа по перемещению груза, определяемая как произведение массы груза и расстояния перевозки. Измеряется грузооборот в тонно-километрах. Различают грузооборот нетто – это работа транспорта, учитывающая только перемещение груза, и грузооборот брутто, учитывающий перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава.

Грузооборот нетто может быть тарифным и эксплуатационным.

Т а р и ф н ы й грузооборот рассчитывается по так называемым тарифным расстояниям в перевозочных документах (накладная и дорожная ведомость).

Э к с п л у а т а ц и о н н ы й грузооборот определяется по фактическому пробегу груза из маршрута машиниста.

Соотношение грузооборота нетто и грузооборота брутто можно охарактеризовать коэффициентом полезного действия железнодорожного транспорта:

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru .

Количество отправок – специфический показатель транспорта. Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью). Одной отправкой может быть целый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю (маршрутная); может быть один или несколько вагонов (повагонная) или контейнер (контейнерная), а может быть и один ящик в вагоне (мелкая). В курсовом проекте количество отправок не рассчитывается.

В плане перевозок определяется густота перевозок – количество тонн груза, перевезенного через 1 км транспортной сети за единицу времени. Густота перевозок устанавливается общая и по направлениям: грузовое (четное) и порожнее (нечетное).

Значение густоты перевозок равно средней арифметической величине от значения густоты на входе и выходе с участка в каждом направлении.

Средняя густота, или грузонапряженность, грузовых перевозок в целом по дороге определяется как частное от деления грузооборота нетто На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru на соответствующую эксплуатационную длину На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru :

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru .

Средняя дальность перевозок – это расстояние, на которое перевозится каждая тонна груза в среднем; она определяется как отношение грузооборота нетто На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru к объему перевозок На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru :

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru .

Неравномерность перевозок. Грузовые перевозки характеризуются неравномерностью по времени и по направлениям.

Неравномерность перевозок по времени определяется коэффициентом На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru , который рассчитывается как отношение максимального месячного объема перевозок На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru к среднемесячному за год На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru .

Неравномерность перевозок по направлению характеризуется коэффициентом обратности На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru , который определяется как отношение объема перевозок грузов в порожнем направлении к объему перевозок грузов в грузовом (груженом) направлении:

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru .

При этом грузовым (груженым) направлением принято называть направление с преобладающим грузопотоком, в то время как обратное направление называют порожним.

Коэффициенты неравномерности в курсовом проекте не рассчитываются.

1.2 Расчет показателей плана перевозок

Исходными данными для расчета показателей плана перевозок для условной дороги служат размеры грузопотоков, которые приведены в приложении 1. Схема условной железной дороги представлена на рис. 1.2.

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru
На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru Нечетное направление

                       
    На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru
   
На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru
  На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru
 
      На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru
   
А
       
В
 
 
 
 

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Б

Четное направление

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

Рис. 1.2 Схема условной железной дороги

Для определения грузооборота нетто на основе исходных данных необходимо разработать схему грузопотоков (рис. 1.3).

Рассматриваемая дорога ограничена участковыми станциями А, В, входящими в ее состав.

На станции А расположено основное депо, на ст. В – оборотное. Станция Б – пункт смены локомотивных бригад.

Станция Б – грузовая.

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru – эксплуатационная длина соответствующего участка, км.

По каждой станции и участку в числителе показывают погрузку (+), в знаменателе – выгрузку (–).

По станции А сдача ( На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru ) на участок А–Б:

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru = прием – выгрузка + погрузка = На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru .

Прием на станцию Б ( На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru ) определяется:

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru = На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru .

Аналогично распределяются показатели грузопотоков по другим станциям дороги.

                   
    На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru
 
Нечетное
    На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru
        На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru
      На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru
 
 

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

 

В
На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

 
На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

Б
На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

       
    На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru
  На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru
 

 
На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

А
На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

 
  На транспорте (железнодорожном)» - student2.ru

Рис. 1.3 Схема грузопотоков, тыс. т

Данные разработанной схемы грузопотоков внести в табл. 1.1.

Т а б л и ц а 1.1

Наши рекомендации