Лекция 2 – «Организация вагонопотоков и движения поездов»
План лекции
1. Сущность управления вагонопотоками на железных дорогах.
2. План формирования поездов.
3. Значение графика движения поездов для работы железнодорожного транспорта. Классификация графиков движения поездов. Элементы графика движения поездов.
4. Выбор веса и скорости движения поездов. Понятие о маршрутной, участковой, технической и ходовой скоростях движения поездов.
5. Диспетчерское руководство движением поездов. График исполненного движения и его эксплуатационные показатели. Регулирование движением поездов на участке.
В перевозочном процессе участвуют работники различных специальностей, в ведении которых находятся: железнодорожный путь, искусственные сооружения, подвижной состав (локомотивы, вагоны), устройства автоматики и телемеханики, многочисленные станции, энергетические устройства, вычислительные центры т.д. Все составные части этого сложного многоотраслевого хозяйства должны работать в четком взаимодействии друг с другом. Малейшее нарушение какого-либо элемента транспортного конвейера немедленно отражается на перевозочном процессе и через него влияет на хозяйственную жизнь страны. Например, задержка поездных локомотивов в ремонте влечет за собой невывоз готовых составов с сортировочных станций, замедление оборота вагонов в результате – нехватку порожняка под погрузку готовой продукции на заводах и фабриках, а это в свою очередь вызывает осложнения на предприятиях, в адрес которых необходимо отправить груз, и т.д.
Производственная деятельность всех подразделений железных дорог, направленная на обеспечение безопасного и экономически оправданного перевозочного процесса, называется эксплуатационной работой железнодорожного транспорта. Эта работа регламентируется рядом документов, среди которых: Транспортный устав железных дорог, Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), Инструкция по движению поездов и маневровой работе на желез дорогах (ИДП), Инструкция по сигнализации на железных дорогах (ИСИ), график движения поездов, план формирования поездов, технические нормы эксплуатационной работы железных дорог, технологические процессы работы станций.
Задачей управления эксплуатационной работой является эффективное функционирование железнодорожного транспорта на основе высоких показателей использования технических средств и подвижного состава. Эта задача решается при соблюдении следующих принципов:
· строгое соблюдение требований безопасности движения и высокая степень надежности всех устройств;
· неукоснительное выполнение нормативных документов, правил, инструкций, технологических процессов железнодорожных подразделений и постоянное их совершенствование;
· четкое взаимодействие всех элементов перевозочного процесса, подразделений, предприятий и отдельных работников железнодорожного транспорта;
· жесткая централизация управления перевозочным процессом и твердая исполнительская дисциплина.
Наука об эксплуатации железных дорог и ее раздел об управлении эксплуатационной работой оперируют определенными терминами и понятиями, к которым относятся:
график движения поездов – графическое изображение движения поездов по участкам и направлениям. Это основной документ в технологии перевозочного процесса, которому подчинена вся деятельность многочисленных служб железных дорог сети;
план формирования – система организации вагонопотоков, устанавливающая, какие поезда и из каких вагонов должны формироваться сортировочными и другими станциями данного направления;
пропускная способность линии – наибольшие размеры движения (в поездах), которые могут быть освоены в течение суток в зависимости от технического оснащения и способа организации движения;
провозная способность линии – наибольшие размеры грузовых перевозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года;
перерабатывающая способность станции – максимальное число вагонов, которое станция может переработать (т. е. пропустить через себя с расформированием и формированием поездов) в течение суток;
рабочий парк вагонов – вагоны, необходимые сети,дороге, отделению, станции для выполнения заданной работы;
нерабочий парк – вагоны, находящиеся в ремонте, запасе, хозяйственном движении;
наличный парк вагонов – сумма рабочего и нерабочего парков;
эксплуатируемый парк локомотивов – локомотивы, занятые на поездной и маневровой работе;
тяговое плечо – расстояние следования локомотива в одном направлении;
условный вагон – условная единица измерения длины состава. Условный вагон - это соответствующий длине четырехосного полувагона (14 м), к которому приводятся все другие типы вагонов с помощью коэффициентов. Так, крытый четырехосный вагон с тормозной площадкой имеет коэффициент 1,10; цистерна четырехосная без переходной площадки – 0,86 и т.д.
Основными объектами управления движением на участках железных дорог являются поезда, которые можно подразделить:
по роду перевозок – на пассажирские, грузовые, хозяйственные, людские (грузовые поезда, в которых 10 и более вагонов заняты людьми), одиночные локомотивы;
дальности следования – на дальние, местные, пригородные (в пассажирском движении); сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные (в грузовом движении);
способу формирования (грузовые) – на отправительские, ступенчатые и технические маршруты;
состоянию вагонов (грузовые) – на груженые, порожние, комбинированные;
числу групп вагонов в составе грузового поезда —на одногруппные поезда и групповые.
На основе графика движения поездов, плана формирования и плана перевозок разрабатываются технологические процессы работы станций, которые определяют порядок выполнения операций с поездами и вагонами, использования станционных устройств для расформирования, формирования поездов, организацию рабочих мест и нормы времени на операции по обработке поездов и вагонов. С учетом технологии работы станций разрабатываются технологические процессы железнодорожных узлов, отделений и железнодорожных направлений. На основании графика движения поездов составляются графики оборота локомотивов и расписания работы локомотивных бригад.
Распределение вагонного парка между дорогами и отделениями в соответствии с их потребностями осуществляется на основании технических норм использования подвижного состава. Выполнение заданий по перевозкам и технических норм обеспечивается с помощью оперативного планирования и диспетчерского руководства работой станций, отделений и дорог. Диспетчерский распорядительный аппарат всех подразделений располагает системой связи и отчетными данными, позволяющими контролировать ход работы, своевременно принимать необходимые оперативные меры.
Для пропуска необходимого числа поездов по участку и обеспечения безопасности их передвижения, а также отцепки и прицепки вагонов железнодорожные линии делятся на перегоны – участки пути, отделяемые друг от друга раздельными пунктами.
Различают раздельные пункты без путевого развития и с путевым развитием. К первым относят путевые посты и проходные светофоры при автоблокировке, а ко вторым – разъезды, обгонные пункты и станции. Раздельные пункты с путевым развитием делят железнодорожную линию на перегоны. Раздельные пункты без путевого развития делят перегоны на участки, ограждаемые светофорами, которые разрешают или запрещают движение на этот участок. При полуавтоматической блокировке такие участки называют межпостовыми, а при автоблокировке – блок-участками.
На разъездах встречные поезда в основном расходятся, а на обгонных пунктах обгоняют друг друга. Разъезды – это раздельные пункты однопутных участков, обгонные пункты – двухпутных участков.
Железнодорожной станцией называется раздельный пункт с путевым развитием и устройствами, позволяющими осуществлять операции по приему, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, отправлению, скрещению и обгону поездов, а при развитом путевом развитии – маневровую работу по расформированию и формированию поездов, технические операции с группами вагонов и отдельными вагонами.
Станции – это важнейшие производственно-хозяйственные единицы, на которых осуществляется непосредственная связь железных дорог с клиентурой. На станциях выполняются начальные и конечные операции перевозочного процесса и большая работа по обеспечению движения поездов.
Общая протяженность станционных путей составляет около 60 % развернутой длины сети железных дорог. К станциям примыкают многочисленные железнодорожные подъездные пути различных промышленных предприятий, к ним имеют подъезды шоссейные дороги, водные пути сообщения.
По своему назначению и характеру работы станции подразделяются на промежуточные (в том числе разъезды и обгонные пункты), участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские.
К промежуточным относятся станции, на которых осуществляется прием, отправление и пропуск поездов, а также выполняются в небольшом объеме грузовые и коммерческие операции. На отдельных промежуточных станциях формируются отправительские маршруты, осуществляется оборот пригородных поездов (зонные станции), проводится смена локомотивных бригад. Размещаются промежуточные станции, как правило, между участковыми станциями или между участковой и сортировочной станциями. Расположение их на участке обусловливается условиями обслуживания населенных пунктов по грузовым и пассажирским перевозкам, в среднем они расположены на расстоянии 15-25 км.
К участковым относятся станции, на которых в основном обрабатываются транзитные поезда (осмотр вагонов, смена локомотивов, а также смена бригад). Объем сортировочной работы на этих станциях невелик – расформирование и формирование участковых, сборных и вывозных поездов. Участковые станции замыкают, как правило, границы участков обращения грузовых локомотивов. Расстояние между ними определяются длиной участков обращения локомотивов (тяговых плеч), а также расстоянием возможного проследования грузовых вагонов без технического обслуживания.
К сортировочным относятся станции массового расформирования и формирования поездов. Расположены они в пунктах массового зарождения и погашения вагонопотоков (на подходах к крупным промышленным центрам, морским и речным портам).
Разъезды строят на однопутных линиях в основном для скрещения поездов противоположных направлений и обгона поездов одного направления, следующих с разными скоростями. На отдельных разъездах в небольшом объеме выполняются грузовые операции. Для этого, кроме главного, имеются еще один-два пути. На разъезде сооружают служебно-техническое (иногда и пассажирское) здание (ПЗ), пассажирские платформы, монтируют устройства СЦБ и связи, электроснабжения и др.
Обгонные пункты сооружаются на двухпутных линиях в основном для обгона поездов, а в отдельных случаях для выполнения в небольшом объеме грузовых операций.
Промежуточные станции составляют наибольшее число станций на сети железных дорог. На них выполняют следующие операции:
прием, отправление и безостановочный пропуск пассажирских и грузовых поездов; скрещение и обгон поездов; обработку сборных поездов (прицепку и отцепку вагонов);
прием, погрузку, выгрузку, хранение и выдачу (на некоторых станциях и взвешивание) грузов и багажа, оформление грузовых документов, посадку и высадку пассажиров, продажу билетов.
Маневровая работа на промежуточных станциях осуществляется локомотивами сборных поездов, специальными локомотивами, прикрепленными к одной или нескольким станциям, а в отдельных случаях - подталкивающими, вывозными локомотивами. Если для обслуживания промежуточных станций выделяют специальный локомотив, его работу организуют по графику, согласованному с графиком движения сборных поездов, так чтобы вагоны, подлежащие отправлению со станции, были до прихода сборного поезда подготовлены к прицепке, а прибывающие вагоны после отцепки не простаивали в ожидании подачи под погрузку или выгрузку. Маневры в хвостовой части поезда на таких станциях выполняет маневровый локомотив, а в головной – локомотив сборного поезда. На тех станциях, к которым локомотивы не прикреплены, вся маневровая работа выполняется локомотивом сборного поезда.
На участковых станциях выполняют операции по обработке транзитных поездов, проходящих станцию без переработки и с частичной переработкой (групповые поезда и поезда с изменением массы), расформировывают и формируют участковые, сборные и вывозные поезда. Кроме этого, выполняют операции грузовые и по обслуживанию пассажиров.
Участковые станции имеют следующее путевое развитие: один или два приемо-отправочных парка (ПОП), сортировочный парк (СП), вытяжные пути (ВП) для сортировки вагонов (на некоторых станциях сортировочные горки малой мощности), пути для пропуска и обслуживания пассажирских поездов, для отстоя местных пассажирских поездов. На участковых станциях имеется грузовой район (ГР), локомотивное (ЛХ) и вагонное (ВХ) хозяйства.
Кроме основной работы на сортировочных станциях расформирования и формирования поездов, здесь также происходит обработка транзитных поездов. Грузовые и пассажирские операции, как правило, выполняются в небольших объемах. Объясняется это тем, что сортировочные станции обычно расположены в узлах, имеющих грузовые и пассажирские станции.
Сортировочные станции располагаются обычно в районах массового зарождения и погашения вагонопотоков, в крупных железнодорожных узлах и промышленных районах.
На сортировочных станциях имеется несколько парков путей (на крупных станциях их число достигает 100 и более), мощные сортировочные устройства, оснащенные средствами механизации и автоматизации. Для эффективного управления на крупных сортировочных станциях установлены ЭВМ. Комплекс устройств, включающий парк приема, горку, сортировочный парк, вытяжные пути и парк отправления, называется сортировочным комплектом, или сортировочной системой.
На механизированных горках регулирование скатывания вагонов осуществляется с помощью вагонных замедлителей. Для автоматизации перевода стрелок механизированные горки оборудуют горочной автоматической централизацией (ГАЦ). Горочными замедлителями управляют операторы горок, регулирующие время и силу торможения в зависимости от характеристик отцепа.
На автоматизированной горке управление вагонными замедлителями автоматизировано. Кроме того, могут применяться система автоматизации регулирования скорости вагонов на спускной части горки (АРС), система автоматического задания скорости роспуска составов (АЗСР) и телеуправление горочным локомотивом (ТГЛ).
В результате роспуска составов с горки вагоны поступают на пути СП в порядке, предусмотренном планом формирования и ПТЭ. Для этого пути СП специализируют: по назначениям поездов, установленным планом формирования; внутристанционным назначениям (под выгрузку, на сортировочную платформу, для взвешивания, ремонта); на станциях с двумя сортировочными системами – для угловых вагонопотоков.
Число путей для каждого из назначений плана формирования зависит от мощности вагонопотока и общего числа сортировочных путей.
Для каждого назначения одногруппных, а также сборных поездов выделяется не менее чем по одному сортировочному пути, а для мощных назначений – два пути. При формировании групповых поездов выделяют для каждой группы вагонов сортировочные пути, примыкающие к одной вытяжке. Отдельные пути выделяют для местных вагонов.
В парке отправления (ПО) с составами, формируемыми самой станцией, осуществляют:
· технический осмотр и текущий безотцепочный ремонт вагонов;
· коммерческий осмотр вагонов и устранение неисправностей;
· сдачу документов локомотивной бригаде;
· прицепку поездного локомотива и опробование автотормозов.
После перестановки состава в ПО дежурный по станции (парку) по телефону предъявляет состав оператору ПТО и указывает номер пути, число вагонов в составе, номера головного и хвостового вагонов и время отправления поезда.
При отправлении поездов непосредственно с путей сортировочного парка состав осматривают по окончании его формирования на сортировочных путях.
В первых двух случаях выполняют одну операцию: погрузку или выгрузку, в последнем – сдвоенные операции: выгрузку и погрузку. Сдвоенные операции выгодны, так как при этом у вагонов нет порожнего пробега.
Пассажирские станции предназначены для обслуживания пассажиров и выполнения операций с пассажирскими поездами. Обслуживание пассажиров включает организацию продажи билетов, посадку и высадку пассажиров, хранение ручной клади, прием, хранение, погрузку, выгрузку, выдачу багажа и др. На пассажирских станциях также осуществляют ремонт, экипировку, формирование и отстой составов пассажирских поездов, подачу их под посадку и отправление.
Пассажирские станции сооружают в административно-хозяйственных и промышленных центрах, в местах массового отдыха, на стыковых пунктах железнодорожного и других видов транспорта.
По характеру выполняемой работы пассажирские станции бывают:
пассажирские, где осуществляются операции по обслуживанию пассажиров, приему, отправлению и пропуску поездов, а также все коммерческие операции по оформлению проезда пассажиров, перевозок багажа и грузобагажа;
технические пассажирские, с путями и устройствами для экипировки, переформирования, ремонта и отстоя пассажирских составов, деповскими и другими устройствами для ремонта вагонов. Эти станции предназначены главным образом для выполнения операций с составами поездов, начинающих и заканчивающих путь следования;
объединенные, выполняющие все перечисленные выше операции по пассажирскому движению.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные виды работы станций
2. Дайте характеристику раздельных пунктов
3. Объясните работу разъездов и обгонных пунктов
4. Объясните работу промежуточных станций
5. Объясните работу участковых станций
6. Объясните работу сортировочных станций
7. Объясните работу сортировочного парка и парка отправления
8. Объясните местную работу на участковых и сортировочных станциях
9. Объясните работу работы пассажирских станций
Лекция 3 – «Понятие о пропускной и провозной способности линий»
План лекции:
1. Понятие о пропускной и провозной способности линий. Пропускная и провозная способности линий в логистической цепи поставок грузов.
2. Наличная и потребная пропускная способность.
3. Общие принципы расчета наличной пропускной способности однопутной и двухпутной линии.
4. Провозная способность линии и методика ее определения.
Пропускной способностью железнодорожной линии (участка) называется наибольшее число поездов или пар поездов установленной массы, которое может быть пропущено по данной линии (участку) в течение суток при определенной ее технической оснащенности и принятой системе организации движения (типе графика).
Пропускную способность рассчитывают для параллельного и непараллельного графиков. Тип графика (парный, непарный, пакетный, частично-пакетный и т. д.) определяется в зависимости от соотношения размеров движения в грузовом и обратном направлениях и ожидаемого объема перевозок. При наличии специальных заданий пропускную способность устанавливают для любого типа графика, который может быть применен на данном участке. Пропускную способность железнодорожной линии рассчитывают по участкам, которые характеризуются примерно одинаковыми размерами движения (между станциями зарождения и погашения крупных грузовых и пассажирских потоков, между сортировочными станциями и т. д.). Различают понятия наличной, проектной и потребной пропускной способности.