Организация движения поездов в узле.
Железнодорожным узлом называется пункт пересечения или слияния нескольких железнодорожных линий, объединяющих ряд связанных соединительными ходами станций и других раздельных пунктов, работающих по единой технологии.
Узлы с одной станцией (рис. 1.1) образуются на основе существующих участковых станций при пересечении нескольких железнодорожных направлений или при примыкании одной магистрали к другой в районе небольших городов. В узлах такого типа все подходы примыкают к одной станции, имеющей пассажирские и грузовые парки путей.
На этой станции выполняются операции по прибытию, отправлению и обработке пассажирских и грузовых поездов, небольшая сортировочная работа по переработке транзитных и местных вагонопотоков, обслуживанию пассажиров, а также местная работа с обслуживанием подъездных путей и грузового двора.
Рис. 1.1. Схема узла с одной станцией: а - по направлению движения; б по линиям
Узлы тупикового типа устраиваются на конечных пунктах железнодорожных линий, которые подходят к определенным прегра-дам (государственная граница, водная преграда и т.д.) и где возникает необходимость организации перевозок грузов и пассажиров (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Схема узла тупикового типа
Узлы треугольного типа (рис. 1.3) образуются в пунктах слияния трех направлений железнодорожных линий, имеющих значительную взаимную корреспонденцию вагонопотоков.
Рис. 1.3. Схема узла треугольного типа
Узлы крестообразного типа образуются при пересечении магистральных железнодорожных линий. В таких узлах, с небольшим объемом переработки вагонопотоков на каждом направлении, предусматривается самостоятельная участковая станция типа с сортировочной работой (рис.1.4).
Рис. 1.4.Схема узла крестообразного типа
Узлы радиального типа образуются в результате развития узла с одной станцией при примыкании к нему новых железнодорожных линий. В узлах этого типа все подходы связаны между собой одной основной станцией, расположенной в центре сходящихся радиальных подходов (рис. 1.5). Кроме центральной для приёма, обработки и пропуска транзитных поездов с каждого направления на любое другое, а также для обслуживания местной работы, предусматриваются, станции на каждом подходе.
Рис.1.5. Схема узла радиального типа
Узлы колцевого типа обычно размещаются на подходах к узлу, имеющих значительные объёмы перерабатываемых вагонопотоков, а вспомогательные сортировочные станции – как на подходах, так и на внутренних железнодорожных вводах. Число сортировочных станций и их размещение в узлах кольцевого типа зависят от числа подходов, размеров и направления вагонопотоков, местных условий и определяется технико-экономическим сравнением вариантов с учётом плана формирования поездов для данного полигона сети.
При сравнительно небольшом объёме сортировочной работы сортировочные станции могут распологаться на кольце и специализироваться для переработки вагонов по направлениям (например, запад-восток) и районам обслуживания города.
Рис. 1.6. Схема узла кольцевого типа
Узлы полукольцевого типа образуются, когда существует естественное препятствие для прокладки окружной железной дороги и узла кольцевого типа (рис.1.7). Таким препятствием может служить море, большое озеро, государственная граница.
Рис. 1.7. Схема узла полукольцевого типа
Узлы комбинированного типа образуются в результате поэтапного развития узлов простого типа в более сложные, превращаясь таким образом в сочетание разных типов узлов. Например, существующий узел треугольного типа может превратиться в узел крестообразного типа при строительстве четвертого подхода, а затем при строительстве пятого подхода в этом узле может быть построена окружная железная дорога и таким образом образоваться узел комбинированного типа. Возможны и другие этапы развития простейшего узла в более сложный тип, например примыкание четвертого подхода по типу узла радиального типа с одновременным строительством прямого хода Г-В.
Одной из основных задач организации эксплуатационной работы является правильная организация вагонопотоков, заключающаяся в установлении наиболее рационального порядка их следования по железнодорожным направлениям и наивыгоднейшей системы формирования поездов. Решение этой задачи основано на маршрутизации перевозок с мест погрузки и формировании грузовых поездов на сортировочных, участковых и грузовых станциях.
Чтобы ускорить доставку грузов, уменьшить объем сортировочной работы и повысить производительность вагонов, нужно стремиться к наибольшей маршрутизации вагонопотоков и не допускать нерациональных простоев вагонов под накоплением. Один из способов решения этой задачи - максимальное развитие эффективных форм отправительской и ступенчатой маршрутизации, позволяющей непосредственно в пунктах погрузки организовать маршрутные поезда дальних назначений без затраты времени на накопление вагонов (или с небольшой затратой). Та же часть вагонопотоков, которая остается не охваченной маршрутными поездами с мест погрузки или следует в отправительских маршрутах не до станций выгрузки, а до пунктов распыления, должна быть организована в специализированные поезда на сортировочных и участковых станциях. При этом для сокращения простоя вагонов необходимо широко применять согласованный подвод их к станциям в плановом и оперативном порядке, формирование групповых поездов и др. Оптимальная организация вагонопотоков должна обеспечивать направление вагонов по экономически выгодным путям следования, а также высокий уровень транзитности вагонопотоков и минимальный объем непроизводительной переработки вагонов на технических станциях. Основу организации вагонопотоков составляет план формирования поездов. Преимущества рационального плана формирования поездов:
· уменьшение времени нахождения вагонов на технических и грузовых станциях;
· обеспечение концентрации сортировочной работы на наиболее оснащенных станциях;
· повышение степени использования средств транспорта;
· улучшение взаимодействия в работе станций примыканияжелезных дорог и предприятий.
В целом план формирования поездов во многом определяет время нахождения вагонов в пути следования, а следовательно, и скорость доставки грузов. Планом формирования поездов определяется уровень загрузки технических средств транспорта, а также распределение сортировочной и маневровой работы между станциями и пунктами отправления и назначения грузовых поездов. Составление плана формирования поездов относится к числу сложных комбинаторных задач, связанных с расчетами большого числа вариантов и сложными логическими действиями.
Ежесуточную корреспонденцию вагонопотоков между двумя станциями, образованную из вагонов своей погрузки и от расформировываемых поездов, принято называть струей вагонопотоков. Если из вагонов только этой струи или нескольких струй формируются поезда, то это уже будет назначение плана формирования поездов. Как правило, число назначений плана формирования меньше числа струй вагонопотоков.
Каждая струя вагонопотоков характеризуется двумя параметрами: мощностью (числом вагонов в ней за сутки) и дальностью следования вагонов (расстоянием между станцией зарождения и станцией назначения вагонов).
Возможны различные варианты объединения струй в назначения плана формирования. Каждому варианту назначений плана соответствует определенный простой вагонов под накоплением в пунктах зарождения, назначения (расформирования и формирования новых поездов) и на попутных технических станциях под переработкой.
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие о железнодорожном узле и его типы
2. Перечислите основные схемы железнодорожных узлов
3. Назовите значение, задачи и основы технологии организации вагонопотоков в поезда
4. Перечислите исходные данные и нормативы для расчета плана формирования поездов
5. Назовите системы выбора вариантов организации вагонопотоков
6. Перечислите основные показатели плана формирования поездов, учет и анализ их выполнения