Организация движения поездов в узле.

Железнодорожным узлом называется пункт пересечения или слияния нескольких железнодорожных линий, объединяющих ряд связанных соединительными ходами станций и других раздельных пунктов, работающих по единой технологии.

Узлы с одной станцией (рис. 1.1) образуются на основе существующих участковых станций при пересечении нескольких железнодорожных направлений или при примыкании одной магистрали к другой в районе небольших городов. В узлах такого типа все подходы примыкают к одной станции, имеющей пассажирские и грузовые парки путей.

На этой станции выполняются операции по прибытию, отправлению и обработке пассажирских и грузовых поездов, небольшая сортировочная работа по переработке транзитных и местных вагонопотоков, обслуживанию пассажиров, а также местная работа с обслуживанием подъездных путей и грузового двора.

Организация движения поездов в узле. - student2.ru

Рис. 1.1. Схема узла с одной станцией: а - по направлению движения; б по линиям

Узлы тупикового типа устраиваются на конечных пунктах железнодорожных линий, которые подходят к определенным прегра-дам (государственная граница, водная преграда и т.д.) и где возникает необходимость организации перевозок грузов и пассажиров (рис. 1.2).

Организация движения поездов в узле. - student2.ru

Рис. 1.2. Схема узла тупикового типа

Узлы треугольного типа (рис. 1.3) образуются в пунктах слияния трех направлений железнодорожных линий, имеющих значительную взаимную корреспонденцию вагонопотоков.

Организация движения поездов в узле. - student2.ru

Рис. 1.3. Схема узла треугольного типа

Узлы крестообразного типа образуются при пересечении магистральных железнодорожных линий. В таких узлах, с небольшим объемом переработки вагонопотоков на каждом направлении, предусматривается самостоятельная участковая станция типа с сортировочной работой (рис.1.4).

Организация движения поездов в узле. - student2.ru

Рис. 1.4.Схема узла крестообразного типа

Узлы радиального типа образуются в результате развития узла с одной станцией при примыкании к нему новых железнодорожных линий. В узлах этого типа все подходы связаны между собой одной основной станцией, расположенной в центре сходящихся радиальных подходов (рис. 1.5). Кроме центральной для приёма, обработки и пропуска транзитных поездов с каждого направления на любое другое, а также для обслуживания местной работы, предусматриваются, станции на каждом подходе.

Организация движения поездов в узле. - student2.ru

Рис.1.5. Схема узла радиального типа

Узлы колцевого типа обычно размещаются на подходах к узлу, имеющих значительные объёмы перерабатываемых вагонопотоков, а вспомогательные сортировочные станции – как на подходах, так и на внутренних железнодорожных вводах. Число сортировочных станций и их размещение в узлах кольцевого типа зависят от числа подходов, размеров и направления вагонопотоков, местных условий и определяется технико-экономическим сравнением вариантов с учётом плана формирования поездов для данного полигона сети.

При сравнительно небольшом объёме сортировочной работы сортировочные станции могут распологаться на кольце и специализироваться для переработки вагонов по направлениям (например, запад-восток) и районам обслуживания города.

Организация движения поездов в узле. - student2.ru

Рис. 1.6. Схема узла кольцевого типа

Узлы полукольцевого типа образуются, когда существует естественное препятствие для прокладки окружной железной дороги и узла кольцевого типа (рис.1.7). Таким препятствием может служить море, большое озеро, государственная граница.

Организация движения поездов в узле. - student2.ru

Рис. 1.7. Схема узла полукольцевого типа

Узлы комбинированного типа образуются в результате поэтапного развития узлов простого типа в более сложные, превращаясь таким образом в сочетание разных типов узлов. Например, существующий узел треугольного типа может превратиться в узел крестообразного типа при строительстве четвертого подхода, а затем при строительстве пятого подхода в этом узле может быть построена окружная железная дорога и таким образом образоваться узел комбинированного типа. Возможны и другие этапы развития простейшего узла в более сложный тип, например примыкание четвертого подхода по типу узла радиального типа с одновременным строительством прямого хода Г-В.

Одной из основных задач организации эксплуатационной рабо­ты является правильная организация вагонопотоков, заключающа­яся в установлении наиболее рационального порядка их следования по железнодорожным направлениям и наивыгоднейшей системы формирования поездов. Решение этой задачи основано на маршру­тизации перевозок с мест погрузки и формировании грузовых поез­дов на сортировочных, участковых и грузовых станциях.

Чтобы ускорить доставку грузов, уменьшить объем сортировоч­ной работы и повысить производительность вагонов, нужно стре­миться к наибольшей маршрутизации вагонопотоков и не допускать нерациональных простоев вагонов под накоплением. Один из спосо­бов решения этой задачи - максимальное развитие эффективных форм отправительской и ступенчатой маршрутизации, позволяю­щей непосредственно в пунктах погрузки организовать маршрутные поезда дальних назначений без затраты времени на накопление вагонов (или с небольшой затратой). Та же часть вагонопотоков, которая остается не охваченной маршрутными поездами с мест по­грузки или следует в отправительских маршрутах не до станций выгрузки, а до пунктов распыления, должна быть организована в специализированные поезда на сортировочных и участковых станциях. При этом для сокращения простоя вагонов необходимо широко применять согласованный подвод их к станциям в плановом и оперативном порядке, формирование групповых поездов и др. Оптимальная организация вагонопотоков должна обеспечивать направление вагонов по экономически выгодным путям следования, а также высокий уровень транзитности вагонопотоков и минимальный объем непроизводительной переработки вагонов на технических станциях. Основу организации вагонопотоков составляет план формирования поездов. Преимущества рационального плана формирования поездов:

· уменьшение времени нахождения вагонов на технических и грузовых станциях;

· обеспечение концентрации сортировочной работы на наиболее оснащенных станциях;

· повышение степени использования средств транспорта;

· улучшение взаимодействия в работе станций примыканияжелезных дорог и предприятий.

В целом план формирования поездов во многом определяет время нахождения вагонов в пути следования, а следовательно, и скорость доставки грузов. Планом формирования поездов определяется уровень загрузки технических средств транспорта, а также рас­пределение сортировочной и маневровой работы между станциями и пунктами отправления и назначения грузовых поездов. Составле­ние плана формирования поездов относится к числу сложных ком­бинаторных задач, связанных с расчетами большого числа вариан­тов и сложными логическими действиями.

Ежесуточную корреспонденцию вагонопотоков между двумя станциями, образованную из вагонов своей погрузки и от расформировываемых поездов, принято называть струей вагонопотоков. Если из вагонов только этой струи или нескольких струй формируются поез­да, то это уже будет назначение плана формирования поездов. Как правило, число назначений плана формирования меньше числа струй вагонопотоков.

Каждая струя вагонопотоков характеризуется двумя парамет­рами: мощностью (числом вагонов в ней за сутки) и дальностью следования вагонов (расстоянием между станцией зарождения и станцией назначения вагонов).

Возможны различные варианты объединения струй в назначе­ния плана формирования. Каждому варианту назначений плана соответствует определенный простой вагонов под накоплением в пунктах зарождения, назначения (расформирования и формирова­ния новых поездов) и на попутных технических станциях под перера­боткой.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие о железнодорожном узле и его типы

2. Перечислите основные схемы железнодорожных узлов

3. Назовите значение, задачи и основы технологии организации вагонопотоков в поезда

4. Перечислите исходные данные и нормативы для расчета плана формирования поездов

5. Назовите системы выбора вариантов организации вагонопотоков

6. Перечислите основные показатели плана формирования поездов, учет и анализ их выполнения

Наши рекомендации