Раздел 3. организация перевозок пассажиров автомобилями-такси
Тема 3.1. Автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси
Технология перевозок пассажиров автомобилями-такси. Особенности правил перевозок пассажиров автомобилями-такси. Таксометр и его применение.
Литература: [5], с.167-170; [8], с.281-288
Тема 3.2. Показатели использования автомобилей-таксиКоэффициент технической готовности и выпуска автомобилей-такси. Методика их расчета. Мероприятия, способствующие улучшению этих показателей. Общий и платный пробеги использования автомобиля-такси. Коэффициент использования пробега, мероприятия по повышению коэффициента использования пробега. Время ездки. Число ездок. Вместимость автомобиля-такси, среднее наполнение, коэффициент использования вместимости. Средняя дальность поездки пассажира. Скорости движения автомобиля-такси. Суточная выручка автомобиля-такси. Тарифы. Часовая эффективность использования автомобиля-такси. Суточная и годовая производительность автомобиля-такси. Определение объема таксомоторных перевозок и необходимого числа автомобилей-такси.
Литература: [5], с. 174-179
Методические рекомендации
Коэффициент технической готовности и выпускадля автомобилей-такси определяется аналогично этим же показателям для автобусов.
Общий и платный пробеги использования автомобиля-такси.
Общий пробег автомобиля-такси определяется по формуле:
Lобщ=Lпл + Lх + Lн , км
где Lпл – платный пробег – пробег автомобиля-такси с пассажирами или с включенным счетчиком, км.
Платный пробег определяется по формуле:
, км
где - пробег автомобиля-такси с пассажирами, км;
- пробег автомобиля-такси без пассажиров, км.
Коэффициент использования пробега, мероприятия по повышению коэффициента использования пробега.
Коэффициент использования пробега или коэффициент платного пробега характеризует степень использования пробега и определяется по формуле:
Время в наряде
Время в наряде в часах определяется по формуле:
Тн = Твозвр - Твыезд - Тобед, ч
Tн=Тдв+Тпр, ч
где Тдв - время движения, ч;
Тпр - время простоя на линии, ч.
Время простоя автомобиля-такси на линии включает: время простоя с включенным таксометром, оплаченное пассажирами; время простоя на стоянках в ожидании пассажиров; время простоя при наличии технических неисправностей на линии и время простоя по причинам уличного движения (при неоплаченном пробеге).
Время простоя по причинам уличного движения при поездке с пассажирами учитывается таксометром и включается в оплату проезда.
Время оплаченного пассажиром пробега tпл и время оплаченного простоя tпро составляет время полезного использования автомобиля-такси на линии:
Тn= tпл+ tnp°,ч
Коэффициент использования полезного времени определяется по формуле:
где Тп - полезное время, ч.
Отношение полезного времени к количеству поездок за определенный промежуток времени (смену) характеризует среднюю продолжительность одной поездки:
,ч
где П – количество посадок за смену.
Коэффициент использования вместимости
где qср – среднее наполнение автомобиля-такси, пасс;
qн – номинальная пассажировместимость автомобиля-такси (количество пассажирских мест, установленное технической характеристикой автомобиля). Среднее наполнение автомобиля-такси qср определяется по формуле:
, пасс
где Q – объем перевозок, пасс;
П – количество посадок за смену.
Средняя дальность поездки пассажира
Средняя дальность поездки пассажира в автомобилях-такси определяется
,км
Скорости движения автомобиля-такси
Средняя техническая скорость
, км/ч
Средняя эксплуатационная скорость
, км/ч
Суточная выручка автомобиля-такси. Тарифы
Суточная выручка автомобилей-такси в рублях определяется по формуле:
Дсут = Дп + Дпл + Дпро ,руб.
где Д пл – выручка за платный пробег, руб;
Дп – выручка за посадку, руб;
Дпро - выручка за простой оплаченный, руб.
Дп = П∙rп , руб.
где rп – тариф за посадку, руб.
Д пл = Lпл ∙ rкм ,руб.
где rкм – тариф за 1 км платного пробега, руб.
Дпро = rпро ∙Тпро, руб.
где rпро – тариф за 1 час оплаченного простоя, руб;
Тпро – время оплаченного простоя, ч.
Доходная ставка – выручка на 1 км платного пробега определяется по формуле:
, руб/км