Выявление изобразительных средств картины.
— Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)
— А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)
— Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза — это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение.)
— Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)
7. Речевая подготовка к сочинению.
— Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
снег дети
земля ворона
небо береза
— Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
как стеклянный дождь
очень к лицу земле
как чистые капли воды
белая скатерть полей
лебяжий пух земли
робкий и тихий
пушистый и мохнатый
укрыл землю
порошил
щекотал лицо
кружился
порхал
танцевал
опускался большими хлопьями
Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит неповторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.
— Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
— Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)
— Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)
8. Составление плана сочинения:
а) Первый день зимы.
б) Радость детей.
в) Цвет и настроение картины.
г) Мое отношение к картине.
Запись текста сочинения
Перед нами картина русского художника А.А. Пластова «Первый снег». Смотришь на неё и кажется, что стоишь рядом с ребятами на крылечке.
Проснулись дети утром, выглянули в окно и не поверили глазам своим. За одну ночь всё вокруг побелело. Вот так чудо! Выбежали ребята на крыльцо и с удивлением смотрят на всё происходящее в природе. Мягко и легко падают на землю пушистые снежинки, покрывают всё ослепительным белым ковром. Радостью светятся глаза детей.
Когда видишь картину «Первый снег» возникает ощущение счастья, праздника. Я благодарна художнику А. А. Пластову за то, что смогла пережить эти чувства при виде такого великолепия природы.
Конкурс на лучшее сочинение
Сочинение от лица мальчика
«Я проснулся рано. В комнате было очень светло. Я удивился и выглянул в окно. Чудо! Все покрыто снегом, даже глазам больно смотреть.
Я разбудил сестру. Маша быстро встала, накинула платок, сунула ноги в валенки и выбежала на крыльцо. А я оделся и пошел вслед за сестрой на улицу. Маша стояла на крыльце и любовалась первым снегом. Улыбка была на ее лице. Сестра радовалась красоте, которая была перед нашими глазами. Красавица береза покрылась, как белой шубкой, снегом. Кое-где еще проглядывала травка. Даже ворона радовалась первому снегу.
Сосед Степан Михайлович достал санки и позвал нас кататься.
Мне тоже передалась общая радость, я засмеялся и обнял сестру. Я сказал: «Маша, вот и зима пришла!» (Саша Р.)
Сочинение от лица девочки
«Наступило утро. В комнате было необыкновенно светло. Яркий свет шел из окон. Что же это такое? Брат успел одеться, а я только накинула платок. Мы выбежали на крыльцо. Во дворе все было бело. Ночью выпал снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая. И лишь у забора осталась небольшая проталина, рядом с которой ходила серо-черная ворона, тоже радуясь снегу.
Мы смотрели на все с удивлением и радостью. Как волшебно изменилась природа от первого снега!» (Марина С.)
Сочинение от лица детей
«Было осеннее утро. Мы проснулись и увидели, что за окном все белым-бело и так тихо. Не слышно было ни шума опавших листьев, ни свиста пронизывающего ветра. Мы полуодетые выбежали на крыльцо. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем всю деревню: и землю, и крыши домов, и деревья. Это была для нас большая радость, ведь всю дождливую осень мы ждали появления снега*. (Саша Л.)
Сочинение от имени вороны
«Я была так рада, когда выпал первый снег. Я стояла под березой, и было видно, что она тоже радуется первому снегу. Она расставила свои ветки, и на них падал снег. Вдалеке шел человек с санями, он тоже хотел испробовать первый снег.
Вдруг я увидела, что из избушки, что стояла рядом с березой, выбежал мальчик. Он огляделся, и, увидев, что всю деревушку завалило снегом, позвал свою сестру. Долго они радовались первому снегу.
Я посмотрела на небо, оно было темно-фиолетового цвета и отражалось на снегу. По сугробам рассыпались розовые, фиолетовые, голубоватые полосы.
Я была так рада, и мне не верилось, что снег наконец-то выпал. Поэтому я все время клевала его. В то утро я съела немало снега, протоптала немало дорожек. Первому снегу и ворона всегда рада». (Миша М.)
Сочинение от имени березы
«Осень кончается. Ночью холодно, зябко. Корни в голой земле начинают замерзать. Под утро воздух стал чуть помягче, и мой сосед — куст перестал дрожать от ветра. И утро наступило как будто раньше — выпал первый снег. Когда его будет много, мне станет тепло и я усну до весны. А пока полюбуюсь, как землю покрывают мягкие и пушистые сугробы. Похожий на белых бабочек снег кружится в воздухе. Удивленные неожиданным преображением природы, выбежали из дома наспех одетые дети. Когда я стояла в великолепном золотом наряде, они любовались моей красотой. Сейчас у меня появился новый наряд — блестящий, переливающийся. Опять прилетела ворона, но не видно уже под белым пухом ни жучков, ни сухих паучков, упавших с моих веток.
Сок все медленнее течет от моих корней к веткам, засыпает. Низко нависло сине-фиолетовое и тяжелое от множества пуховых снежинок небо. Как красиво и бело становится вокруг, будто одеялом пуховым укутывается природа». (Дима Б.)
Сочинение от имени березы
«В эту ночь я очень замерзла. Ночью был сильный ветер. Но вдруг небо покрылось тучами, сверху посыпались маленькие белые звездочки.Я поняла, что это снег. Легкие пушинки покрыли мои корни, ветви и ствол. Мне сразу стало тепло, спокойно и радостно. Прилетела ворона порадоваться вместе со мною. Вот и ребятишки выбежали. Они тоже радовались вместе со мной первому снегу. Я поняла, что зимой они будут лепить возле меня снежную бабу, играть в снежки и будет слышен звонкий, как колокольчики, смех. Нам будет весело.
Но самое главное, что зимой снег будет согревать меня. Я спокойно перезимую и дождусь, когда лучи весеннего, ласкового, теплого солнца растопят снег, напоят влагой мои корни. По всему стволу побежит сок. И на радость всем набухнут почки и зазеленеют листочки...
А пока — пусть летит первый снег». (Женя С.)
РУССКИЙ ЯЗЫК