Выявление изобразительных средств картины.

— Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-корич­невые.)

— А какой цвет здесь главный и почему? (Глав­ный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник перво­го снегопада.)

— Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза — это часть зим­него пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение.)

— Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сып­лется сверху, дети запрокинули головы, художник хо­чет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)

7. Речевая подготовка к сочинению.

— Выберите несколько опорных слов, которые яв­ляются главными для описания картины:

снег дети

земля ворона

небо береза

— Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

как стеклянный дождь

очень к лицу земле

как чистые капли воды

белая скатерть полей

лебяжий пух земли

робкий и тихий

пушистый и мохнатый

укрыл землю

порошил

щекотал лицо

кружился

порхал

танцевал

опускался большими хлопьями

Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит неповторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.

— Попробуйте смотреть глазами художника. Будь­те при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

— Какие чувства и настроение вызывает у вас кар­тина? (Художник помог нам еще ярче пережить радо­стное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэти­ческий праздник природы, мы чувствуем этот празд­ник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это ве­ликолепие природы.)

— Как бы вы закончили свой рассказ по этой кар­тине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благода­рен художнику, что еще раз могу пережить чувство ра­дости при виде первого снега. Трудно оставаться равно­душным, когда видишь первый снег.)

8. Составление плана сочинения:

а) Первый день зимы.

б) Радость детей.

в) Цвет и настроение картины.

г) Мое отношение к картине.

Запись текста сочинения

Перед нами картина русского художника А.А. Пластова «Первый снег». Смотришь на неё и кажется, что стоишь рядом с ребятами на крылечке.

Проснулись дети утром, выглянули в окно и не поверили глазам своим. За одну ночь всё вокруг побелело. Вот так чудо! Выбежали ребята на крыльцо и с удивлением смотрят на всё происходящее в природе. Мягко и легко падают на землю пушистые снежинки, покрывают всё ослепительным белым ковром. Радостью светятся глаза детей.

Когда видишь картину «Первый снег» возникает ощущение счастья, праздника. Я благодарна художнику А. А. Пластову за то, что смогла пережить эти чувства при виде такого великолепия природы.

Конкурс на лучшее сочинение

Сочинение от лица мальчика

«Я проснулся рано. В комнате было очень светло. Я удивился и выглянул в окно. Чудо! Все покрыто сне­гом, даже глазам больно смотреть.

Я разбудил сестру. Маша быстро встала, накину­ла платок, сунула ноги в валенки и выбежала на крыльцо. А я оделся и пошел вслед за сестрой на улицу. Маша стояла на крыльце и любовалась первым снегом. Улыбка была на ее лице. Сестра радовалась красоте, которая была перед нашими глазами. Красавица бере­за покрылась, как белой шубкой, снегом. Кое-где еще проглядывала травка. Даже ворона радовалась перво­му снегу.

Сосед Степан Михайлович достал санки и позвал нас кататься.

Мне тоже передалась общая радость, я засмеялся и обнял сестру. Я сказал: «Маша, вот и зима при­шла!» (Саша Р.)

Сочинение от лица девочки

«Наступило утро. В комнате было необыкновенно светло. Яркий свет шел из окон. Что же это такое? Брат успел одеться, а я только накинула платок. Мы выбежали на крыльцо. Во дворе все было бело. Ночью выпал снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая. И лишь у забора оста­лась небольшая проталина, рядом с которой ходила серо-черная ворона, тоже радуясь снегу.

Мы смотрели на все с удивлением и радостью. Как волшебно изменилась природа от первого снега!» (Ма­рина С.)

Сочинение от лица детей

«Было осеннее утро. Мы проснулись и увидели, что за окном все белым-бело и так тихо. Не слышно было ни шума опавших листьев, ни свиста пронизы­вающего ветра. Мы полуодетые выбежали на крыль­цо. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он по­крыл тонким слоем всю деревню: и землю, и крыши домов, и деревья. Это была для нас большая радость, ведь всю дождливую осень мы ждали появления сне­га*. (Саша Л.)

Сочинение от имени вороны

«Я была так рада, когда выпал первый снег. Я сто­яла под березой, и было видно, что она тоже радуется первому снегу. Она расставила свои ветки, и на них падал снег. Вдалеке шел человек с санями, он тоже хотел испробовать первый снег.

Вдруг я увидела, что из избушки, что стояла рядом с березой, выбежал мальчик. Он огляделся, и, увидев, что всю деревушку завалило снегом, позвал свою сест­ру. Долго они радовались первому снегу.

Я посмотрела на небо, оно было темно-фиолетово­го цвета и отражалось на снегу. По сугробам рассыпа­лись розовые, фиолетовые, голубоватые полосы.

Я была так рада, и мне не верилось, что снег нако­нец-то выпал. Поэтому я все время клевала его. В то утро я съела немало снега, протоптала немало доро­жек. Первому снегу и ворона всегда рада». (Миша М.)

Сочинение от имени березы

«Осень кончается. Ночью холодно, зябко. Корни в голой земле начинают замерзать. Под утро воздух стал чуть помягче, и мой сосед — куст перестал дро­жать от ветра. И утро наступило как будто рань­ше — выпал первый снег. Когда его будет много, мне станет тепло и я усну до весны. А пока полюбуюсь, как землю покрывают мягкие и пушистые сугробы. Похожий на белых бабочек снег кружится в воздухе. Удивленные неожиданным преображением природы, выбежали из дома наспех одетые дети. Когда я сто­яла в великолепном золотом наряде, они любовались моей красотой. Сейчас у меня появился новый наряд — блестящий, переливающийся. Опять прилетела воро­на, но не видно уже под белым пухом ни жучков, ни сухих паучков, упавших с моих веток.

Сок все медленнее течет от моих корней к веткам, засыпает. Низко нависло сине-фиолетовое и тяжелое от множества пуховых снежинок небо. Как красиво и бело становится вокруг, будто одеялом пуховым уку­тывается природа». (Дима Б.)

Сочинение от имени березы

«В эту ночь я очень замерзла. Ночью был сильный ветер. Но вдруг небо покрылось тучами, сверху посы­пались маленькие белые звездочки.Я поняла, что это снег. Легкие пушинки покрыли мои корни, ветви и ствол. Мне сразу стало тепло, спокойно и радостно. Прилетела ворона порадоваться вместе со мною. Вот и ребятишки выбежали. Они тоже радовались вместе со мной первому снегу. Я поняла, что зимой они будут лепить возле меня снежную бабу, играть в снежки и будет слышен звонкий, как колокольчики, смех. Нам будет весело.

Но самое главное, что зимой снег будет согревать меня. Я спокойно перезимую и дождусь, когда лучи ве­сеннего, ласкового, теплого солнца растопят снег, на­поят влагой мои корни. По всему стволу побежит сок. И на радость всем набухнут почки и зазеленеют листочки...

А пока — пусть летит первый снег». (Женя С.)

РУССКИЙ ЯЗЫК

Наши рекомендации