Упражнение в умении отличать винительный и предложный падежи

Выполнение упр. 144

¾ Вспомните содержание сказки «Сказки о мертвой ца­ревне и семи богатырях» А. Пушкина, ее дей­ствующих лиц

Чтение отрывков из сказки.

¾ Какому герою принадлежат приведенные слова или чьи действия описываются?

¾ Определите падежи вы­деленных имен существительных.

Устанавливается, что имена существительные в винительном и предложном па­дежах могут употребляться с одинаковыми предлогами: в и на. Отмечаются признаки, по которым различаются эти падежи. Это вопросы — падежные и смысловые, а также значения: В. п. — направление движения или действия (несет куда? на свет); П. п. — место дей­ствия (милее где? на свете).

Чтение вывода на с. 90.

Выполнение упр. 145

¾ Какое настроение вызывает сти­хотворение? В каком смысле употребил автор название сти­хотворения — «Муха-чистюха»? (В ироническом.)

¾ Дополните словосочетания, данные в учебнике, именами существительными из стихотворения, определите их падеж.

Отмечается, что имена существительные в винительном падеже обозначают время действия, в предложном падеже — место действия.

Выполнение упр. 146

Ученики составляют словосочетания, упот­ребляя имена существительные с предлогами в, на, опре­деляют падеж существительных и указывают их значение: В. п. — направление движения или действия, П. п. — место действия. В словосочетании надеяться на успех, на выигрыш имена существительные обозначают предмет, подвергающийся действию, т. е. предмет, на который направ­лено действие, направление действия.

Выполнение упр. 147.

Прочитав текст, дети определяют его тему и основную мысль, придумывают заголовок («Ельник», «Ель­ник-спаситель», «Теплый дом» и т. п.). Затем учащиеся списывают текст с придуманным заголовком и сверху указывают падежи выделенных имен существительных.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:упр. 148.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Три склонения имен существительных

Цель:познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;развивать умение определять склонение имен существительных через повторение учащимися предложенного алгоритма.

Организационный момент

Минутка чистописания

_______________________________________________

• Обведите и пропишите сочетание он и узор.

__________________________________________________________

• Рассмотрите узоры. Какие слова зашифрованы в узорах? Почему сочетание он в этих словах выделено? Напишите узоры, проговаривая написание словарных слов. Устно с этими словами составьте предложения.

___________________________________________________________

• Рассмотрите узоры. Какие слова в них зашифрованы? Объяс­ните написание выделенных букв. Запишите слова. Определите род имён существительных. Выделите окончания.

Гр..зитмыш.. ко..ке, да из н..ры.

• Прочитайте. Как вы понимаете смысл этого предложения? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж имён существительных. Подчеркните главные члены предло­жения.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Выполнение упр. 149

Дети читают шуточное стихотворение А. Грачева, выписывают имя существительное кот вместе с падежными вопросами, обозначают окончания.

¾ Как называется изменение имен существительных по падежам?

¾ Почему необходимо склонять имена существи­тельные?

Работа с таблицей из упр. 150

Учащиеся рассматривают таблицу скло­нения имен существительных (стр. 94) и отвечают на вопросы:

¾ Все ли существительные имеют одинаковые окончания, т. е. склоняются одинаково? Какие из имен существительных имеют одинаковые окончания?

¾ На сколько групп можно разделить имена существительные по одинаковым падежным окончаниям?

Учитель обращает внимание детей на именительный па­деж (начальную форму) существительных каждой группы и предлагает определить их род и окончание в этой фор­ме. Вывод о том, какие имена существительные (какого рода и с какими окончаниями в начальной фор­ме) относятся к первой, второй и третьей группам. Учени­ки высказывают предположения, почему необходимо это деление (если существительные каждой группы име­ют одинаковые падежные окончания, то, определив, к какой группе относится имя существительное, мы сможем правильно писать его падежные окон­чания).

Чтение информации о типах склонений имен существительных(стр. 95)

Дети читают текст и пересказывают его по вопросам:

¾ На сколько склонений делятся имена существи­тельные?

¾ Какие имена существительные (род, окончания в начальной форме — именительном падеже) относятся к пер­вому склонению? Ко второму склонению? К третьему скло­нению?

Наши рекомендации