Определение падежа имени существительного по падежным и смысловым вопросам и предлогам

Упражнение в склонении имен существительных.

Выполнение упр. 129

Учитель предлагает детям вспомнить падежи и изменить по падежам (просклонять) имена существительные лиса, земля, используя при этом опорные слова, которые дают возможность составить словосочетания.

Систематизация знаний о падежах

Выполнение упр. 130

Рассмот­рев таблицу на первом форзаце «Падежи имен существитель­ных», школьники отвечают на вопросы упражнения и рассказывают о каждом падеже, опираясь на данные таблицы и схе­му ответа, которая использовалась на предыдущих уроках. В ходе рассказа о падеже дети приводят свои примеры.

Выполнение упр. 131

После чтения текста учащиеся выписывают имя существительное море со словами, с которыми оно связа­но, и падежными вопросами, определяют падежи слова море, обозначают его окончания. Дети сами выстраивают алгоритм определения падежа имени существительного.

¾ Как определили падеж имени существительного?

Чтение обобщения на с. 82.

5. Упражнение в определении падежей имен существи­тельных

Выполнение упр. 132 – самостоятельная работа

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание:упр. 133. Подготовиться к игре «Задание для товарища»

___________________________________

Проверочная работа по разделу«Имя существительное»

Вариант 1

Подчеркни имена существительные.

Добрый, краснеть, добро, бег, краснота, бегать, разговоры, друзья, аромат, дружный, пингвин, дружба, теннис, дружно.

2. Выпиши имена существительные, поставив их в на­чальную форму.

По дороге шагает человек с рюкзаком за плечами.

_______________________________________________________________

3. Подчеркни имена существи­тельные, сверху обозначь их род и число.

Утром солнце позолотило яркими лучами косматые вершины елей.

4. Подчеркни главные члены, вы­пиши все словосочетания, обозначь (сверху) падеж имен существительных.

Вокруг деревушки зубчатой стеной под­нимается хвойный лес.

___________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

___________________________________

Проверочная работа по разделу«Имя существительное»

Вариант 2

Подчеркни имена существительные.

Солнечный, белеть, солнышко, белизна, ход, ожидание, ходить, встречи, родственники, охота, охотник, абрикос, охотно.

2. Выпиши имена существительные, поставив их в на­чальную форму.

Все деревья на лесной опушке укрылись инеем, точно набросили кружевные шали.

_______________________________________________________________

3. Подчеркни имена существи­тельные, сверху обозначь их род и число.

Поздним вечером тропа вывела группу лыжников к двум небольшим озерам.

4. Подчеркни главные члены, вы­пиши все словосочетания, обозначь (сверху) падеж имен существительных.

Седая вершина горы прячется в серых облаках.

___________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Цель:познакомить с жизнью и творчеством А. А. Пла­стова;учить «читать» картину, осмысливать ее содер­жание;привлечь внимание детей к красоте зимней при­роды;способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;формировать умение составлять заключитель­ную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения; учить соотносить художественный текст и худо­жественные средства картины.

Организационный момент

Подготовка к восприятию картины

— Прочитайте на доске два слова: первый и послед­ний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый"? (Первый цве­ток, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)

— Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

3. Сопоставление личных наблюдений детей и опи­сания первого снега в литературных произведениях.

— Послушайте, как о первом снеге сказал К. Г. Па­устовский:

«Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высоко­го неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяй­ничать над землей».

А вот отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Пер­вый снег»:

... Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

— Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.

— Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к перво­му снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

— Как говорит Бунин о том, что снег идет? («Сне­гом понесло»). Как вы понимаете это выражение? Под­берите синонимы к слову понесло.

Наши рекомендации