Лекция № 2. Научные основы логистики
1. Функции логистики.
2. Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики.
1. Функции логистики
В экономике логистика - совокупность наук управления материалопотоком и
потоком продукции от источника до потребителя, что включает в себя
комбинирование видов деятельности различных учреждений и служб, связанных с
распределением, материальным обеспечением, планированием производства и
управлением им, т.е. логистика является системой, содержащей функциональные
области [5].
Концепция (принцип) логистической системы связана с управлением материалами и
управлением распределением. Американские ученые считают логистику -
структурой планирования, а не функцией предпринимательства. Другими словами,
задача управления в области логистики имеет дело не столько с управлением
материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и
стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по
управлению распределением.
Одна из особенностей принципа логистики состоит в том, что она уделяет
внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно
относятся к различным функциям предпринимательства, но при принятии решения
объединяет их. Например, во многих компаниях, где отсутствует логистическая
система, ответственность за запасы и транспортирование может являться
соответственно функцией производства и распределения, и решения по первым
могут приниматься без учета последних. В логистической системе все виды
деятельности взаимосвязаны; и при принятии решения должны быть учтены
отрицательные и положительные стороны различных функциональных областей.
Схема (рис. 2) напоминает кругооборот капитала:
Д Т
П Т1 Д1
закупочная производственная распределительная
логистика логистика логистика
где Д - Т - процесс снабжения (управление материальными ресурсами);
П - производство, где возникает внутренний материалопоток
(внутрипроизводственные перевозки);
Т' - Д' - процесс сбыта (распределение продукции).
Рис. 2. Процесс воспроизводства капитала и функциональные области логистики.
Материальные потоки на стадии приобретения средств производства являются
объектом изучения и управления закупочной логистики, материальные потоки на
стадии производства – объектом производственной логистики. Объектом
распределительной логистики материальные потоки становятся на стадии
распределения и реализации готовой продукции.
Функциональные области логистики:
1. Запасы. Выполняют буферную роль между транспортом, производством и
реализацией. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей
системе. Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у
производителя, или ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина
производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы
продукции позволяют данной системе быстро реагировать ни изменение спроса и
обеспечивают равномерность работы транспорта.
2. Транспорт. Включает в себя при логистическом подходе не только перевозку
груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на
склад, но также доставку со склада потребителю. Основными характеристиками
транспорта являются стоимость и надежность.
3. Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях для
хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.
4. Информация. Любая логистическая система управляется при помощи
информационной и контролирующей подсистем. Эти подсистемы передают заказы,
требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень
запасов.
5. Производство.
6. Другие функциональные области. Например, производственное планирование и
контроль над материалопотоком в процессе производства.
6.1. Кадры. Важный составной элемент системы логистики. Их подбору и
подготовке придается большое значение.
6.2. Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые
обслуживают процесс производства, должны не только определять его
потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса
и предложения. Некоторые экономисты не рассматривают производственную единицу
как функциональную область в системе логистики. Однако отмечают, что
производственные мощности и экономическая приспосабливаемость
предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы.
Основными проблемами для нее являются определение размера и размещение
предприятия.
Специфика логистики заключается не только в объединении управления
материальным потоком (включая все функциональные области) в одних руках, но и
взаимодействием с управленческими функциями (планирования, организации,
контроля).
Логистическая система, используемая фирмой для выработки стратегии, в таких
видах деятельности, как планирование и производство, взаимодействует с
функциональными областями: производство и технология, маркетинг, а также
финансирование и администрирование.
В планировании логистика оказывает влияние на производство и технологию
посредством определения оптимальных размещения фирмы, планирования складской
сети, складской обработки грузов, выбора оборудования, транспортной модели; в
области маркетинга - логистика определяет каналы распределения, цели
обслуживания потребителей; финансирование и администрирование связаны с
разработкой информационной системы, контроля над запасами и бюджетом.
Производственная деятельность логистики связана с составлением
производственного календарного планирования, прогнозом продаж, обработкой
заказа, диспетчеризацией, контролем за деятельностью, управлением запасами
готовой продукции, внешним и внутренним транспортом и другими функциями.
Процесс производства взаимодействует с системой логистики по двум
направлениям. Во-первых, производство должно регулярно пополнять запасы
готовой продукции в системе распределения и, что особенно важно,
удовлетворять спонтанные потребности, независимо от того, является ли
продукция стандартной, модифицированной или специальной. Во-вторых,
производство зависит от системы материального обеспечения в части сырья,
материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного
качества.
Управление производственным процессом направлено в первую очередь на снижение
издержек производства и, как правило, ориентировано на ритмичную работу с
максимально возможным временем производственного цикла и срока выполнения
заказа.
2. Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики
Логистика - интегрированная система активного управления материальными
потоками на основе применения современных информационных технологий и
оптимизационных экономических решений рассматривающая в единстве
материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на
достижение высоких конечных результатов деятельности.
Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции
(товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных
затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.
Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает
благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы
позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их
формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения.
Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.