Лекция №2 Основы закупочной логистики

Основные разделы: Цели и задачи закупочной логистики. Принципы закупочной логистики. Виды закупок.

Цели изадачи закупочной логистики

Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:

- груз - нужный товар;

- качество - необходимого качества;

- количество - в необходимом количестве;

- время - должен быть доставлен в нужное время;

- место - в нужное место;

- затраты - с минимальными затратами.

В обобщенном виде цель закупочной логистики- гарантировать, чтобы предприятие имело надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи закупочной логистики:

- налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования предприятия. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;

- развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бухгалтерией производится расчет с поставщиками;

- поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы;

- поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или услуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг;

- договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;

- повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции.

Принципы закупочной логистики

Различают следующие принципы закупочной логистики:

- планомерность - завоз продукции на основе плановых графиков завоза;

- ритмичность - завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых и розничных торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев цепи поставок;

- оперативность - осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения спроса на нее;

- экономичность - минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимальной звенности цепи поставок;

- централизация - снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков;

- технологичность - использование современных технологий закупок и поставок.

Виды закупок

Закупки в логистике можно объединить в две большие группы: традиционные и нетрадиционные виды закупок.

Традиционные виды закупок:

- сырье - так называемые "подвижные товары", такие как медь, пшеница, цемент и т. д.;

- особые товары - товары и сырье, которые нужны для конкретного производства;

- стандартные товары включают в себя болты и гайки, многочисленные профили стали, трубы, цены на которые относительно стабильны и определяются на основе "прайс-листа со скидкой";

- малоценные предметы - товары относительно небольшой стоимости, приобретаемые для содержания и ремонта.

Нетрадиционные виды закупок:

- основные товары относятся к группе основных активов (основных средств) предприятия;

- услуги - эта категория закупок довольно широка и включает многие виды услуг, такие как, например, реклама, аудиторские услуги, архитектурный дизайн, юридические услуги, услуги по страхованию, туристические услуги и т. д. (главным отличием приобретения услуг от приобретения товаров является: невозможность хранения - это означает, что время оказания услуги должно совпадать со специфическими потребностями покупателя и что последствия несвоевременности могут быть очень серьезными и дорогими; трудность в оценке качества);

- товары для перепродажи - эта категория подразделяется на две группы: комплектующие изделия, которые ранее изготовлялись на предприятии, а теперь заказываются у внешних источников (например, крупный производитель бытовой техники, который продает микроволновые печи, но уже не производит данную продукцию, покупает микроволновые печи в сборке под своей маркой); товары, реализуемые через розничную сеть, такие как одежда, продаваемая в крупных универмагах, продукты питания, продаваемые через супермаркеты, и т. п. Такие закупки обычно осуществляются мерчендайзерами, которые предварительно должны спрогнозировать дальнейший спрос на данную продукцию, на основании чего принимаются решения о закупке.

Отдельно выделяют международные и государственные закупки.

Международные закупки. В отношении каждого конкретного товара существует много причин для закупки его за рубежом. Тем не менее общей причиной использования международных поставщиков является более приемлемая цена, чем при закупке у внутренних поставщиков.

Основными причинами предпочтения при выборе иностранного поставщика в качестве источника снабжения являются:

- способность иностранного поставщика осуществлять поставку с меньшим объемом общих затрат, чем местные поставщики, например из-эа значительно низкой доли трудовых затрат, благоприятного курса обмена валюты, высокой производительности оборудования и т. д.;

- обеспечение высокого постоянного качества продукции в мотивации поддержания деловых долгосрочных отношений;

- отсутствие товаров на внутреннем рынке, например таких, как принтеры и видеооборудование, некоторые виды сырья и т. п.;

- более короткие сроки международных поставок по причине ограниченного количества оборудования и сужения возможностей внутренних поставщиков;

- наличие у иностранных поставщиков хорошо организованной сети дистрибьюции и возможности предоставлять улучшенное снабжение запчастями, гарантийное обслуживание и техническое содействие;

- в силу специализации национальных и зарубежных компаний иностранные поставщики могут намного опережать отечественных в технологическом плане;

- бартерная торговля, т. е. для продажи собственной продукции в каких-либо странах приходится соглашаться на закупку товаров в этих странах;

- использование внешних закупок (импорта) в качестве оказания давления на отечественных поставщиков с целью получения уступок.

Организация международных закупок сопряжена с рядом трудностей, а именно:

- поиск и оценка поставщиков являются трудоемкими и дорогостоящими процедурами. К тому же ситуация усложняется, когда потенциальные поставщики находятся за рубежом;

- цикл поставки международных закупок длиннее, несмотря на то что усовершенствования транспортной системы и системы связи сократили сроки осуществления международных закупок;

- из-за расстояния экспедирование производства / отгрузки товара иностранной компании затруднено;

- способ оплаты при осуществлении международных закупок существенно отличается от способа оплаты закупок внутри страны. Как правило, право собственности на товар возникает в момент оплаты, т. е. из-за риска неуплаты за продукцию отсутствует система оплаты в кредит;

- затруднено достижение соглашения между покупателем и продавцом по вопросу использования процедуры контроля качества / приема товара, так как в разных странах могут быть разные стандарты качества;

- высокие затраты на оформление документов при осуществлении международных закупок.

Государственные закупки. Цели государственного снабжения включают:

- гарантию снабжения для удовлетворения потребностей в обслуживании;

- уменьшение дублирования и потерь путем стандартизации товаров;

- поддержание и улучшение стандартов качества закупаемых товаров и услуг;

- максимальную экономию путем применения передовых технологий и методов закупки:

- организацию высокоэффективных систем снабжения. Основными отличиями государственных закупок от закупок промышленных предприятий являются:

- осуществление закупок в более жестких законодательных рамках, наличие бюджетных ограничений;

- лоббирование размещения заказов на государственные закупки, что вынуждает служащих, ответственных за закупки, предоставлять дополнительные обоснования по принятым решениям о размещении заказов;

- целевое размещение заказов, направленных на поддержку предприятий в слаборазвитых регионах, в соответствии с государственными целевыми программами;

- отсутствие конфиденциальности;

- формальный характер оценки качества закупаемых товаров;

- конкурс на контракты на закупку осуществляется по большей части на основе открытого тендера;

- регламентация государственных закупок законодательно утвержденными процедурами по видам и объемам закупок.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1 Какая основная цель закупочной логистики?

2 Какие задачи преследует логистика закупок?

3 Какие принципы используются в закупочной логистике?

4 Какие виды поставок бывают и в чем их различия?

Наши рекомендации