Лекция: основы складской логистики

1. Классификация складов.

2. Виды складирования. Расчет показателей использования складов.

3. Особенности проектирования и строительства складов.

4. Транспортно-складская тара.

1. Вопрос.Классификация складов

Склады промышленных предприятий целесообразно классифицировать на:

· склады прибытия (материалы, комплектующие изделия);

· промежуточные производственные склады (заготовки, полуфабрикаты, инструмент, технологическая оснастка);

· склады отправления (готовая продукция).

По срокам хранения грузов возможны следующие группы складов:

1. непосредственной перегрузки грузов (срок хранения Тхр = 0);

2. временного хранения ( лекция: основы складской логистики - student2.ru cут.);

3. краткосрочного хранения грузов ( лекция: основы складской логистики - student2.ru сут.);

4. со средними сроками хранения ( лекция: основы складской логистики - student2.ru cут.);

5. длительного хранения ( лекция: основы складской логистики - student2.ru cут.);

6. долгосрочного хранения ( лекция: основы складской логистики - student2.ru cут.);

7. многолетнего хранения (Tхр > 365 cут.).

Важным признаком классификации складов является размер порций прибытия и отправления грузов. Размеры выдаваемых порций грузов могут резко колебаться даже на одном и том же складе.

По количеству наименований одновременно складируемых грузов склады можно классифицировать:

· склады однотипных грузов (с числом наименований в пределах от 60 до 100);

· многономенклатурные склады (с числом наименований грузов в несколько сот или тысяч).

Число наименований грузов существенно влияет на выбор способа хранения:

· на многономенклатурных складах применяется рядное хранение (в клеточных стеллажах);

· на складах однотипных грузов – блочное хранение (в штабелях или в стеллажах с многоместными ячейками).

По высоте хранения грузов следует различать три основные группы одноэтажных складов:

· низкие (с полезной высотой зоны складирования до 5 м);

· средней высоты (с полезной высотой зоны складирования от 5 до 8 м);

· высотные (с полезной высотой зоны складирования свыше 8 м).

По уровню механизации и автоматизации склады делятся на пять типов:

· немеханизированные;

· механизированные;

· высокомеханизированные;

· автоматизированные;

· автоматические.

В немеханизированных складах применяется ручной труд при перегрузках, перемещениях и складировании грузов.

В механизированных применяются средства механизации с ручным управлением для обслуживания зоны хранения грузов, имеется часть ручных работ.

В высокомеханизированном используются средства механизации с ручным управлением на операциях складирования, перемещения, погрузки и выгрузки и отсутствие ручных работ на этих операциях.

В автоматизированных применяются полуавтоматические механизмы с вводом команд на клавиатуре или перфокартами на операциях перемещения или складирования грузов.

В автоматических применяются полуавтоматические механизмы с вводом команд на клавиатуре или перфокартами на операциях перемещения или складирования грузов.

В автоматических применяются полуавтоматические механизмы с вводом команд от ЭВМ по каналам связи.

По технологии работы склады делятся на комплектовочные и склады с пакетной переработкой грузов.

По виду складирования делятся на штабельные и стеллажные;

По взаимному расположению хранилища и экспедиции склады делятся на поточные и тупиковые.

По типу строительной части делятся на закрытые склады, навесы, открытые площадки, однопролетные и многопролетные, одноэтажные и многоэтажные.

По расположению на генплане завода делятся на отдельно стоящие и сблокированные с производственными корпусами.

На заводах система складского хозяйства может быть построена по централизованному или децентрализованному принципу.

При наиболее рациональной централизованной системе складского хозяйства в цехах и на участках нет своих складов, а все запасы сырья, готовых изделий и полуфабрикатов хранят на центральных складах.

При децентрализованной системе складского хозяйства в цехах имеются свои мелкие склады.

При системе централизованного складского обслуживания цехов и доставки грузов со складов цехам по кольцевым маршрутам каждый кольцевой маршрут включает в себя определенное количество складов, цехов, участков, в том числе ГПС.

При маятниковых маршрутах склад имеет непосредственную связь с определенным цехом.

2. Вопрос. Виды складирования. Расчет показателей использования складов.

Размещение технологического оборудования должно обеспечивать максимальное использование площади и высоты склада. Выделяются следующие основные виды складирования:

• складирование в штабеле блоками;

• складирование в полочных стеллажах до 6 м;

• складирование в полочных высотных стеллажах;

• складирование в проходных (въездных) стеллажах;

• складирование в передвижных стеллажах;

• складирование в элеваторных, стеллажах и т.д.

В качестве преимуществ различных видов складирования рассматриваются:

• высокая степень используемой площади и объема;

• свободный доступ к товару;

• обеспечение контроля структурных изменений запасов;

• возможность высотного складирования;

• легкость обслуживания;

• возможность автоматизированного управления;

• выполнение принципа ФИФО (груз «первым пришел — первым ушел»);

• низкие капиталовложения и строительные затраты;

• низкие эксплуатационные расходы и затраты на техническое

обслуживание.

На современных складах чаще всего используют комбинации различных видов складирования, в особенности на складах оптовой торговли распределительной логистики. Объясняется это разнообразием хранимой продукции со своими специфическими особенностями.

На практике различают следующие основные «типоразмеры» складов: 600; 800; 1000; 1250; 2500; 5000; 7500; 10000; 25000 м2. При этом чем больше площадь складского помещения, тем легче и рациональнее может быть размещено технологическое оборудование под хранение груза и использованы технические средства, а значит, имеются возможности для повышения уровня механизации. Для улучшения условий эксплуатации современных высокопроизводительных подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться к единому пространству склада без перегородок и с максимально возможной сеткой колонн (или пролетов склада). Наилучшим вариантом с этой точки зрения является однопролетный склад (например, шириной 24 м). Стандартные размеры сетки колонн: 6 ´ 6; 6 ´ 12; 12 ´ 12; 12 ´ 18; 18 ´ 18; 18 ´ 24.

Эффективность использования складского объема во многом зависит также и от высоты складирования груза, которая должна максимально приближаться к высоте склада.

Коэффициент полезно используемой площади А равен отношению площади, занятой под складирование (под технологическое оборудование), — Sгр, к общей площади склада — Sос :

лекция: основы складской логистики - student2.ru

Аналогично определяют коэффициент полезно используемого объема Кv:

лекция: основы складской логистики - student2.ru

где Vос — общий складской объем, м3;

Vгр — складской объем, занимаемый оборудованием, на котором хранится

груз, м3;

hос — высота складского помещения, м;

hскл — используемая высота складского помещения под хранение груза, м.

Экономическим критерием при оценке вариантов систем складирования может быть показатель общих затрат (в рублях на 1 т товара), рассчитанный как сумма единовременных и текущих затрат:

ОЗ = Э + 0,29К,

где Э — текущие затраты, руб./т;

К — единовременные затраты, руб./т;

0,29 — коэффициент эффективности капитальных вложений.

Текущие затраты (издержки производства и обращения в рублях на 1 т товара) исчисляются по формуле:

А

лекция: основы складской логистики - student2.ru Э =

nQ

где А — затраты, связанные с амортизацией, эксплуатацией и ремонтом

оборудования склада, руб.;

n — оборачиваемость товара (365 дней : t3; здесь t3 — средняя

продолжительность срока хранения товара на складе, т. е. товарный запас в днях;

Q — вес товара, размещенного на оборудовании склада, т.

Единовременные затраты (в рублях на 1 т товара) определяются следующим образом:

лекция: основы складской логистики - student2.ru

где Ст — стоимость оборудования, размещенного на данном складе,

При альтернативном выборе системы складирования на основе применяемого при этом оборудования оптимальным является вариант с максимальным значением показателя эффективности использования складского объема при минимальных затратах. Осуществляя выбор систем складирования на практике, необходимо помнить, что в одном складском помещении возможно сочетание различных вариантов в зависимости от перерабатываемого груза.

3. Вопрос. Особенности проектирования и строительства складов.


Решение о создании склада требует предварительного планирования. Прежде чем определить размер, тип и форму складских помещений, нужен детальный анализ операций грузопереработки, которые будут осуществлять на складе. Но часто бывает и так, что проект здания и даже само его строительство завершаются до окончательного проектирования системы грузопереработки. Начинать надо с выбора места для размещения склада и с определения технологических требований к грузопереработки и использованию складского пространства. Эти решения предопределяют будущие возможности складского комплекса и его эффективность.

Выбор местоположения

При выборе местоположения необходимо учитывать доступность услуг и издержки. Важный фактор – величина затрат на пополнение запасов. Следует также оценить строительные и эксплуатационные расходы на создание автомобильных и железнодорожных путей, на подключение к энергоснабжению, водоснабжению и канализации. Прежде чем покупать земельный участок, нужно учесть еще ряд требований. Вокруг должно быть достаточно места для возможного расширения мощностей. Почва должна выдержать вес сооружений. В зависимости от особенностей конструкций могут возникнуть и другие требования.

Наши рекомендации