Выбор типа АТС для перевозки грузов

При организации перевозок существенное значение имеет выбор такого ПС, использование которого обеспечивало бы максимальную эффективность перевозок. В конкретных условиях выполнения перевозок на выбор типа ПС оказывают влияние свойства груза и требования, предъявляемые к его защите от воздействия внешних факторов, способ выполнения ПРР, дорожные условия и т.п. После выбора типа ПС при наличии у перевозчика нескольких моделей АТС данного типа необходимо выполнить расчет затрат. Наименьшие затраты будут соответствовать лучшей модели АТС для выполнения данных перевозок.

Схема влияния внешних условий на выбор типа ПС для пере­возки грузов представлена на рис. 6.

На выбор конкретной модели ПС существенное значение будет оказывать ситуация на рынке грузовых АТС.

На практике, при выборе типа ПС, помимо экономических критериев приходится учитывать и значительное число различных технических требований и ограничений. Несколько разнородных критериев можно сравнить и вывести обобщенный показатель с помощью простого способа, суть которого проиллюстрирована в табл. 4—7.

В табл. 4. приведены некоторые исходные данные, которые могут быть приняты во внимание при выборе седельного тягача для магистральных перевозок грузов (двигатель стандарта Евро-2).

Выбор типа АТС для перевозки грузов - student2.ru

Рис. 6. Схема выбора типа подвижного состава для перевозки грузов

Таблица 4. Исходные данные для выбора типа ПС (вариант 1)

Выбор типа АТС для перевозки грузов - student2.ru

Все четыре рассматриваемых в примере критерия имеют несопоставимые по абсолютному значению единицы измерения, поэтому их абсолютные значения необходимо представить в относительном виде. Для каждого показателя выберем наилучшее из всех вариантов значение и примем его за единицу. Остальные значения представим относительными величинами, которые будут отображать степень ухудшения значения для данного показателя по сравнению с наилучшим, как это приведено в табл. 5.

Рассматриваемые показатели могут иметь различное влияние (вес) при формировании обобщенного критерия для выбора ПС. Учесть степень влияния различных показателей можно с помощью их ранжирования. Для этого введем дополнительный столбец «Ранг» и расставим показатели по значимости с 1 по 10 место. Чем больший диапазон мест будет использован, тем более чувствительным будет влияние ранжирования. Например, если для нашего примера с четырьмя показателями выберем диапазон ранжирования 100, то показатель, поставленный на сотое место, вообще не будет оказывать никакого влияния на определение значения обобщенного критерия. Затем каждое относительное значение показа­телей разделим на его ранг и сложим по столбцам. Полученное значение составит величину суммарного коэффициента, которую и можно принять за обобщенный показатель. Наибольшее значение суммарного показателя будет соответствовать лучшему варианту.

Данный метод весьма чувствителен к набору рассматриваемых показателей и их ранжированию. Например, если при выборе тя­гача основное значение имеет сокращение эксплуатационных рас­ходов, то в рассматриваемом примере выбора ПС введем еще один существенный с этой точки зрения показатель и изменим поря­док ранжирования. Результат выбора наилучшего ПС изменится, как это показано в табл. 6 и 7.

Таблица 5. Расчетные данные для выбора типа ПС (вариант 1)

Выбор типа АТС для перевозки грузов - student2.ru

Таблица 6. Исходные данные для выбора типа ПС (вариант 2)

Выбор типа АТС для перевозки грузов - student2.ru

Таблица 7. Расчетные данные для выбора типа ПС (вариант 2)

Выбор типа АТС для перевозки грузов - student2.ru

При выборе конкретной модели ПС необходимо учитывать, что все современные производители АТС используют модульный принцип конструкции. Например, шведская фирма «Scania» производит семь вариантов кабин, четыре разновидности двигателей и коробок перемены передач, три типа рам, три вида заднего моста и четыре переднего. Комбинация этих вариантов позволяет получить в каждом конкретном случае уникальные технико-экономические свойства АТС, наиболее эффективно реализуемые в тех или иных условиях эксплуатации. В целом можно выделить че­тыре группы АТС, имеющие характерную область эксплуатации.

1. Тягачи для магистральных перевозок (long haul) имеют очень комфортабельную кабину и 10... 14-литровые двигатели мощностью от 300 до 500 л. с. Подвеска, как правило, пневматическая, предназначена для эксплуатации по очень хорошим дорогам.

2. Универсальные АТС (general purpose) по внешнему виду близки к первой группе, но имеют кабину, не предназначенную для ав­тономного проживания. Такие АТС, как правило, имеют усиленные лонжероны рамы, многолистовые рессоры в подвеске и коробки перемены передач с увеличенным количеством ступеней. Это позволяет эксплуатировать такие автомобили в разнообраз­ных условиях.

3. Строительные АТС (construction) имеют колесную формулу 6x6 или даже 8x4 и предназначены для передвижения и вне дорог с твердым покрытием. Как правило, в эту группу входят специализированные автомобили для перевозки навалочных грузов, бетона и т.п.

4. Развозные автомобили для городских и пригородных перевозок (distribution) рассчитаны на короткие маршруты и относительно хорошие дороги, имеют низкую кабину, двигатель объемом до 10 л мощностью 150...260 л.с.

В соответствии с европейской классификацией, установленной Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН и принятой также в нашей стране, грузовые АТС делятся на следующие категории:

- N1 — грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 т;

- N2 — грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 до 12,0 т;

- N3 — грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12,0 т;

- 01 — прицепы с разрешенной максимальной массой до 0,75 т;

- 02 — прицепы и полуприцепы с разрешенной максималь­ной массой свыше 0,75 до 3,5 т;

- 03 — прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 до 10,0 т;

- 04 — прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой более 10,0 т.

Для седельных тягачей в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство.

Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси или осей, когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.

Подвижной состав повышенной проходимости может иметь комбинированное обозначение, например N1G(автомобиль класса N1, имеющий полный привод).

Данная классификация в основном используется при разра­ботке нормативных документов, регламентирующих требования к конструкции ПС и процедурам проверки соблюдения этих требований.

В РФ, в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270—66, действует единая унифицированная система обозначения АТС, которая существенно облегчает понимание назначения автомобиля без обращения к его техническим характеристикам. В наименовании модели после сокращенного обозначения завода-изготовителя используется цифровой индекс, первые две цифры которого формируются в соответствии с табл. 8. Последующие цифры в индексе автомо­биля указывают на номер модели, модификации и т.п., а прицепного состава — условный код диапазона полной массы.

Выбор типа АТС для перевозки грузов - student2.ru

Таблица 8. Система обозначения грузовых АТС в России

Зарубежные изготовители АТС используют собственные систе­мы обозначения производимых ими моделей АТС.

При выборе АТС также необходимо учитывать дорожные усло­вия, в которых предстоит осуществлять перевозки. В первую оче­редь это относится к ограничению осевых нагрузок.

Контрольные вопросы

Наши рекомендации