И сельских населенных пунктов
4.1 Городские и сельские населенные пункты необходимо проектировать на основе градостроительных проектов, предусмотренных законодательством в области архитектуры, градостроительства и строительства Республики Казахстан [1].
При планировке и застройке городских и сельских населенных пунктов следует руководствоваться нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, действующими на территории Республики Казахстан.
4.2 В проектах планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов, являющихся элементами систем расселения, следует предусматривать использование конкретной территории с учетом совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях создания благоприятной среды обитания и жизнедеятельности человека.
4.3 В проектах планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов следует предусматривать требования рационального и перспективного градостроительного развития на установленный срок (первоочередной период 5-7 лет, промежуточный на 10-15 лет, расчетный срок до 20 лет, градостроительный прогноз на 25-30 лет), включающие следующие принципиальные решения по:
- территориальному развитию;
- градостроительному зонированию;
- планировочной структуре;
- инженерно-транспортной инфраструктуре;
- рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
4.4 Городские и сельские населенные пункты в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с таблицей 4.1.
4.5 Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития городских и сельских населенных пунктов в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций.
Перспективы развития сельского населенного пункта должны быть определены на основе комплексных схем градостроительного планирования территорий районов в увязке с формированием агропромышленного комплекса, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений. При отсутствии комплексных схем градостроительного планирования - по заданию на проектирование.
Таблица 4.1
Группы населенных пунктов | Население, тыс. чел. |
Города | |
Крупнейшие, в т. ч. города республиканского значения | Свыше 1000 |
Крупные, в т. ч. города областного значения | -»- 500 до 1000 |
-»- 250 -»- 500 | |
Большие, в т. ч. города областного значения | -»- 100 -»- 250 |
Средние, в т. ч. города областного значения | -»- 50 -»- 100 |
Малые*, в т. ч. города районного значения | -»- 20 -»- 50 |
-»- 10 -»- 20 | |
-»- 10 | |
Сельские населенные пункты | |
Крупные (поселки) | Свыше 3 |
Большие (расположены в местности, имеющей лечебное значение) | -»- 1 до 3 |
Средние | -»- 0,2 -»- 1 |
Малые (аул, село, крестьянские и иные поселения) | -»- 0,2 |
* В группу малых городов включаются поселки, находящиеся на территории их административной подчиненности. |
4.6 Территорию для развития городских и сельских населенных пунктов необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального градостроительного использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-эпидемиологических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий. Также необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.
4.7 При разработке генеральных планов городских и сельских населенных пунктов необходимо исходить из оценки их экономико-географического, социального, производственного, историко-архитектурного и природного потенциала. При этом следует:
- учитывать административный статус населенных пунктов, прогнозируемую численность населения, экономическую базу, местоположение и социальную значимость в системе расселения (агломерации), а также природно-климатические, социально-демографические, национально-бытовые и другие местные особенности;
- исходить из комплексной оценки и зонирования территории города и пригородной зоны, их рационального использования, имеющихся ресурсов (природных, водных энергетических, трудовых, рекреационных), прогнозов изменения экономической базы, состояния окружающей среды и ее влияния на условия жизни и здоровья населения, социально-демографической ситуации, включая межгосударственную и межрегиональную миграцию населения;
- предусматривать улучшение экологического и санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды населенных пунктов и прилегающих к ним территорий, сохранение историко-культурного наследия, требования пожарной безопасности и других специальных требований;
- определять рациональные пути развития населенных пунктов с выделением первоочередных (приоритетных) и перспективных социальных, экономических и экологических проблем;
- учитывать перспективы развития рынка недвижимости, возможность освоения территорий через привлечение негосударственных инвестиций и продажу гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских населенных пунктов или права их аренды.
4.8 При планировке и застройке городов и других населенных пунктов необходимо осуществлять зонирование территорий с установлением видов преимущественного функционального назначения, планируемых параметров и границ развития градостроительных функциональных зон, а также других планировочных ограничений на использование территории для осуществления градостроительной деятельности. В соответствии с Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» [1] могут устанавливаться следующие виды градостроительных функциональных зон:
1) жилые зоны;
2) общественные (общественно-деловые) зоны;
3) рекреационные зоны;
4) зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
5) промышленные (производственные) зоны;
6) зоны сельскохозяйственного использования;
7) зоны специального назначения;
8) зоны режимных территорий;
9) пригородные зоны;
10) санитарно-защитные зоны;
11) резервные территории (градостроительные ресурсы);
12) зоны особого градостроительного регулирования.
4.9 Границы градостроительных функциональных зон устанавливаются при разработке проектов планировки и застройки населенных пунктов с учетом:
1) сложившейся планировки территории и существующего функционального использования территории;
2) градостроительных функциональных зон и параметров их планировочного развития, определенных генеральным планом населенного пункта;
3) возможности сочетания в пределах одной зоны различных видов существующего и планируемого использования территории;
4) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального развития и документацией по планировке территории по СНиП РК 3.01-07-2007*,
4.10 Границы градостроительных функциональных зон могут устанавливаться по:
1) магистральным линиям инженерных коммуникаций, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах административно-территориальных единиц;
5) границам административно-территориальных единиц;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
4.11 Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан [3, 4], могут не совпадать с границами функциональных зон.
В населенных пунктах, имеющих историческую, культурную ценность, либо охраняемые ландшафтные объекты, следует выделять зоны (районы) исторической застройки.
4.12 Состав градостроительных функциональных зон, а также особенности использования их земельных участков в их пределах определяются градостроительным регламентом, нормами и правилами застройки с учетом ограничений, установленных градостроительными, земельными, природоохранными, санитарными [1, 4, 5, 6] и иными специальными нормативными актами.
В составе градостроительных функциональных зон могут выделяться земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами, предназначенными для удовлетворения общественных интересов населения.
Порядок использования земель общего пользования определяется в соответствии с градостроительным и земельным законодательствами [1, 5] местными исполнительными органами.
4.13 При выделении градостроительных функциональных зон и установлении градостроительных регламентов использования земельных участков в их пределах должны учитываться ограничения на градостроительную деятельность, обусловленные установленными зонами особого регулирования. В их числе: зоны исторической застройки, историко-культурных заповедников; зоны охраны памятников истории и культуры; зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округа санитарной и горно-санитарной охраны; санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и полосы; зоны залегания полезных ископаемых; зоны, имеющие ограничения для размещения застройки в связи с неблагоприятным воздействием природного и техногенного характера (землетрясения, сход лавин, затопление и подтопление, просадочные грунты, подрабатываемые территории и др.).
4.14 Санитарно-защитные зоны производственных и других объектов, выполняющие средозащитные функции, включаются в состав тех градостроительных функциональных зон, в которых размещаются эти объекты. Допустимый режим использования и застройки санитарно-защитных зон необходимо принимать в соответствии с действующим законодательством [7, 8, 9], требованиями настоящего нормативного документа, санитарно-эпидемиологическими правилами к проектированию производственных объектов [10, 11], а также по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологического надзора.
4.15 В районах, подверженных действию опасных и катастрофических природных явлений (землетрясения, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование территории населенных пунктов следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска, как правило, следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки планировочные элементы кратковременного пребывания людей с возможностью быстрой их эвакуации.
В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов зонирование территории населенных пунктов следует предусматривать с учетом сейсмического микрорайонирования. При этом под зоны жилой застройки следует использовать земельные участки с меньшей сейсмичностью.
В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку необходимо в первую очередь использовать участки, требующие меньших затрат на инженерную подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений.
4.16 При составлении баланса существующего и проектного использования территории населенного пункта за основу необходимо принимать зонирование территории, определяемое 4.8 настоящего нормативного документа, с указанием в составе выделяемых градостроительных функциональных зон соответствующих категорий земель, установленных Земельным кодексом Республики Казахстан [5].
В составе баланса существующего и проектного использования земель населенных пунктов необходимо выделять земли, занятые под объекты государственной собственности республиканского, регионального и других административно-территориальных значений, а также частной собственности в увязке с данными градостроительного и земельного кадастров [12, 13].
4.17 Планировочную структуру городских и сельских населенных пунктов следует формировать, предусматривая:
- компактное размещение и взаимосвязь градостроительных функциональных зон с учетом их допустимой совместимости;
- зонирование и структурное членение (рациональное районирование) территории в увязке с системой общественных центров, транспортной и инженерной инфраструктурой;
- эффективное использование территорий в зависимости от их градостроительной ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков;
- комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых, историко-культурных, этнографических и других местных особенностей;
- эффективное функционирование и развитие систем жизнеобеспечения, экономию топливно-энергетических и водных ресурсов;
- охрану окружающей среды, памятников истории и культуры;
- охрану недр и рациональное использование природных ресурсов.
В районах с высокой сейсмической активностью необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов, а также как правило, рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения, и имеющих повышенную пожарную и взрывопожарную опасность.
В населенных пунктах, имеющих историческую, культурную ценность, либо охраняемые ландшафтные объекты, следует обеспечивать сохранение их исторической планировочной структуры, масштабности и своеобразия архитектурного облика, предусматривая разработку и осуществление программ и проектов комплексной реконструкции и регенерации исторических зон с учетом требований раздела 15.
Организацию территории сельского населенного пункта необходимо предусматривать в увязке с функциональной и планировочной организацией территории сельских административно-территориальных единиц.
При планировке и застройке городских и сельских населенных пунктов необходимо создавать условия по обеспечению инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии с требованиями МСН 3.02-05-2003.
4.18 В крупнейших и крупных городах следует обеспечивать комплексное использование подземного пространства для взаимоувязанного размещения в нем сооружений городского транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений, административных, общественных и жилых зданий, объектов систем инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.
Размещение объектов в подземном пространстве допускается во всех градостроительных функциональных зонах при выполнении санитарно-эпидемиологических, экологических и противопожарных требований [6, 14, 15, 16, 17], предъявляемых к данным объектам.
Суммарная поэтажная площадь застройки в подземном пространстве должна составлять для крупнейших и крупных городов до 30% суммарной поэтажной площади наземной части застройки в центральном районе города и градостроительных узлах, в периферийных районах до 10%, и в промежуточных районах до 20%. Объем освоения подземного пространства может уточняться проектным решением в зависимости от градостроительной потребности при соответствующем обосновании.
4.19 Территории садоводческих и дачных товариществ следует размещать с учетом перспективного развития городских и сельских населенных пунктов за пределами резервных территорий, предусматриваемых на расстоянии доступности на общественном транспорте, как правило, не более 1,5 ч., а для крупнейших и крупных городов - не более 2 ч., а также в соответствии с проектом пригородной зоны или проектом районной планировки.
4.20 Размещение наружной (визуальной) рекламы в населенных пунктах осуществляется в соответствии с Правилами размещения объектов наружной (визуальной) рекламы [18].
Жилые зоны
5.1 Жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, несовместимые с требованиями норм настоящего раздела, размещать и осуществлять в жилых зонах не допускается.
5.2 Планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с планировочными структурами других функциональных зон и населенного пункта в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям безопасности.
5.3 Планировочная организация жилых зон предусматривает их дифференциацию по типам застройки, ее этажности и плотности, местоположению с учетом историко-культурных, природно-климатических и других местных особенностей. Тип и этажность жилой застройки определяются в соответствии с социально-демографическими, национально-бытовыми, архитектурно-композиционными, санитарно-эпидемиологическими и другими требованиями, предъявляемыми к формированию жилой среды, а также возможностью развития инженерной инфраструктуры и обеспечения противопожарной безопасности.
В состав жилых зон могут включаться:
- зона застройки жилыми домами повышенной этажности (выше 12 этажей);
- зона застройки многоэтажными жилыми домами (6 -12 этажей);
- зона застройка среднеэтажными жилыми домами (4-5 и 6* этажей);
- зона застройки блокированными малоэтажными жилыми домами (1-3-х этажей) с приквартирными земельными участками;
- зона застройки одноквартирными индивидуальными малоэтажными жилыми домами (1-3 этажей) с приусадебными земельными участками;
- зона застройки в пригородной зоне и сельских населенных пунктах с одно и (или) более квартирными индивидуальными малоэтажными жилыми домами для объектов малой предпринимательской деятельности.
В жилых зонах также могут размещаться:
- отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения с учетом требований раздела 10 настоящего нормативного документа;
- гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащие гражданам;
- культовые объекты в зависимости от принятого проектного решения.
Допускается размещать отдельные объекты общественно-делового и коммунального назначения с площадью участка, как правило, не более 0,5 га, а также минипроизводства, не оказывающие вредные воздействия на окружающую среду (включая шум, вибрацию, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия) за пределами установленных границ участков этих объектов. При этом, доля указанных объектов не должна превышать 10% от общей территории жилой застройки. Размер санитарно-защитных зон для объектов, не являющихся источником загрязнения окружающей среды, должен быть не менее 25 м.
________________
* 6-ти этажную застройку допускается считать зоной застройки средней этажности, в случаях, когда квартиры 6-го мансардного этажа являются вторыми уровнями квартир 5-ых этажей.
Примечания.
1. В градостроительной документации при соответствующем обосновании допускается уточнять типологию жилой застройки, а также предусматривать дополнительные ограничения по размещению отдельных объектов в зонах жилой застройки.
2. При размещении объектов малой предпринимательской деятельности следует соблюдать санитарно-эпидемиологические и экологические требования [14, 15, 20].
3. Для городов, расположенных в районах сейсмичностью 7-9 баллов, размещение и этажность жилых и общественных зданий необходимо предусматривать с учетом требований СНиП РК 2-03-30-2006, СН РК 2.03-07-2001 (в части приложений 1, 2).
5.4 Для предварительного определения общих размеров жилых зон допускается принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.:
в городах, га:
1) для районов с преобладающей усадебной застройкой - 35—40;
2) при застройке до 3 этажей:
- без земельных участков - 10—11;
- с земельными участками - 20—22;
3) при застройке от 4 до 8 этажей - 8—9;
4) при застройке 9 этажей и выше - 7 — 8;
в сельских поселениях, га:
- преимущественно с усадебной застройкой - 40—65.
При определении размера территории жилых зон следует исходить из необходимости поэтапной реализации государственной программы жилищного строительства. Объем жилищного фонда и его структура определяются на основе анализа фактических и прогнозных данных о семейном составе населения, уровнях его дохода, существующей и перспективной жилищной обеспеченности, исходя из необходимости обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или домом, а также прогнозируемого уровня автомобилизации. Для государственного жилищного фонда - с учетом норм предоставления жилища в соответствии с законом о жилищных отношениях Республики Казахстан [19] и СНиП РК 3.02-43-2007.
Примечание. Укрупненные показатели приведены при средней расчетной жилищной обеспеченности 20 м2/чел. жилой площади. При соответствующем обосновании допускается уточнять средний расчетный показатель жилищной обеспеченности с соответствующими изменениями их укрупненных показателей для предварительного определения общих размеров жилых зон.
5.5 Расчетные показатели объемов и типов жилой застройки должны производиться с учетом сложившейся и прогнозируемой социально-демографической ситуации и доходов населения. При этом рекомендуется предусматривать разнообразные типы жилых домов, дифференцированных по уровню комфорта в соответствии с таблицей 5.1. Средний расчетный показатель жилищной обеспеченности зависит от соотношения жилых домов и квартир различного уровня комфорта и определяется расчетом.
В случае отсутствия необходимых данных, количество и площади жилых домов и квартир различных типов и класса комфортности следует принимать в соответствии со СНиП РК 3.02-43-2007.
Таблица 5.1 - Классификация жилых зданий, дифференцированных по уровню комфорта
Классификация жилых зданий | Норма жилой площади дома и квартиры в расчете на одного человека, кв. м | Количество рекомендуемых жилых комнат | Формула заселения жилого дома и квартиры |
I класс | более 25 | 1-7 | |
II класс | от 19 до 25 | 1-6 | |
III класс | от 16 до 18 | 1-4 | |
IV класс | 1-2 | ||
Примечания. 1. Общее количество жилых комнат в квартире или доме (k) и количество проживающих человек (n). 2. В числителе - на первую очередь, в знаменателе — на расчетный срок. 3. Указанные нормативные показатели не являются основанием для установления нормы реального заселения. |
5.6 Жилые зоны не должны пересекаться дорогами для движения сельскохозяйственных машин и автомобильными дорогами I, II, III категорий в соответствии с 8.28 настоящего нормативного документа.
5.7 Границы, размеры и режим использования земельных участков при многоквартирных жилых домах, находящихся в общей долевой собственности членов товарищества - собственников жилых помещений в многоквартирных домах (кондоминиумах), определяются в градостроительной документации с учетом положений земельного кодекса Республики Казахстан [5].
5.8 При реконструкции жилой застройки должна быть, как правило, сохранена и модернизирована существующая капитальная жилая и общественная застройка. Допускается строительство новых зданий и сооружений, изменение функционального использования нижних этажей существующих жилых и общественных зданий, надстройка зданий, устройство мансардных этажей, использование надземного и подземного пространства при соблюдении санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований, а также норм настоящего нормативного документа. При этом необходимо также обеспечивать нормативный уровень обслуживания населения в соответствии с требованиями раздела 10 настоящего нормативного документа, а также модернизацию инженерной и транспортной инфраструктур с сохранением особо охраняемых объектов природы, истории и культуры.
При размещении объектов производственного назначения необходимо руководствоваться требованиями раздела 8 настоящего нормативного документа.
5.9 Территории жилой зоны организуются в виде функционально-планировочных жилых образований: кварталы (микрорайон) и жилой район.
5.10 Кварталы (микрорайон) - основной планировочный элемент застройки жилого района, размер территории которого, как правило, должен составлять от 10 до 100 га. Кварталы (микрорайон) предназначены для размещения группы жилых домов и объектов приближенного и повседневного их обслуживания с радиусом доступности не более 500 м (кроме общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, радиус обслуживания которых определяется в соответствии с таблицами 10.1 и 10.2 настоящего нормативного документа).
5.11 Границами территории кварталов (микрорайона), как правило, являются красные линии магистралей общегородского, районного значений и жилых улиц, а также границы территорий иного функционального назначения и естественных рубежей природных объектов.
5.12 Расчетная территория кварталов (микрорайона) включает группы жилой, смешанной жилой застройки и территории общего пользования (участки дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений повседневного обслуживания, коммунальных объектов, автостоянок, территории зеленых насаждений, в том числе сады, скверы, бульвары, улицы, проезды, автостоянки открытого типа).
5.13 Жилые кварталы (микрорайон) следует формировать в зонах жилого назначения в составе жилых районов, а как автономное жилое образование - в пределах 1,5 км доступности от городских градостроительных узлов. В случаях превышения указанной доступности, по заданию на проектирование, следует предусматривать дополнительные виды обслуживания.
Не допускается расчленения территорий кварталов (микрорайона) магистралями общегородского и районного значения.
5.14 На территории кварталов (микрорайона) не допускается размещение нежилых объектов с участками площадью более 0,5 га, не связанных с обслуживанием населения кварталов (микрорайона).
Допускается размещение объектов малого бизнеса и экологически безвредных производственных предприятий малой мощности, дополняющих комплекс учреждений обязательного обслуживания.
Доля фонда объектов нежилого назначения в объеме фонда застройки кварталов (микрорайона) не должна превышать 25%. При этом, территории объектов нежилого назначения не должны превышать 12% территорий кварталов (микрорайона).
5.15 Потребность в дошкольных учреждениях следует определять в соответствии с реальными демографическими условиями по показателям предпроектных исследований. Проектирование дошкольных учреждений осуществляется в соответствии со СНиП РК 3.02-24-2004.
Дошкольные учреждения, как правило, следует проектировать на обособленных участках.
5.16 Проектирование блоков-помещений группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, встроенных или встроенно-пристроенных к торцам жилых зданий и установления их расчетной вместимости, осуществляется по заданию на проектирование.
(текст соответствует предоставленному оригиналу)
Площадки для прогулок и игр детей должны быть удалены от входа в здание детского сада на расстояние не более 30 м, а от окон жилого здания - не менее 12 м.
5.17 Общеобразовательные учреждения следует проектировать на обособленных территориях в соответствии с требованиями СНиП РК 3.02-25-2004, СН РК 3.02-01-2007. Потребность в общеобразовательных учреждениях следует определять с учетом демографических условий и установленных показателей потребности в этих учреждениях детей разных возрастов.
5.18 Проектирование блоков-помещений группы продленного дня для учащихся начальных классов встроенных или встроенно-пристроенных к жилым зданиям, и установление их расчетной вместимости, осуществляется по заданию на проектирование.
При этом, площадь земельного участка примыкающего к встроенно-пристроенному блоку, должна быть не менее 150 кв. м. При отдельно расположенных площадках их размер должен быть не менее 100 кв. м на один класс, удаленность от наружных стен блоков-помещений не более 50 м, а от окон жилого здания - не менее 12 м.
Площадь земельных участков дошкольных учреждений и общеобразовательных школ следует принимать в соответствии с приложением 6.
При формировании системы общеобразовательных учреждений населенного пункта в качестве общеобразовательных учреждений с полным средним образованием могут предусматриваться лицеи. Радиус доступности лицеев не нормируется.
5.19 Организацию улиц и проездов в кварталах (микрорайоне) следует принимать в соответствии с разделом 11.
5.20 Размещение многоярусных автостоянок следует осуществлять, руководствуясь требованиями таблиц раздела 11.
Автостоянки на территории кварталов (микрорайона) следует проектировать в соответствии с приложением 8.
5.21 Жилой район - основной планировочный элемент застройки жилой зоны, размер территории которого, как правило, должен составлять от 100 до 300 га. Жилой район предназначен для размещения группы кварталов, микрорайонов с объектами их обслуживания, а также объектов общего пользования жилого района, спортивных и коммунальных сооружений, зеленых насаждений (парк, бульвары и др.), улиц, площадей, автостоянок.
Границами территории жилого района, как правило, являются границы территорий иного функционального назначения, магистрали общегородского значения, линии железных дорог и другие искусственные рубежи, а также границы естественных природных объектов.
Примечания.
1. Жилой район, кварталы (микрорайон) являются объектами документов комплексных схем градостроительного планирования и документов по планировке территории.
2. При разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории кварталов (микрорайона), необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с прилегающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для кварталов (микрорайона) в целом.
3. В кварталах (микрорайоне) жилых зон не допускается размещение объектов общегородского значения. Территория групп жилых домов, как правило, не должна превышать 10 га. На территории групп жилых домов, объединенных общим пространством (двором) не допускается устройство транзитных проездов.
5.22 На территории жилого района не допускается размещать нежилые объекты с площадями территорий более 2 га.
При соответствующем обосновании на обособленных участках допускается размещение участков общественного, производственного, природно-рекреационного назначения городского значения. При этом доля фонда объектов нежилого назначения в общем фонде застройки жилого района не должна превышать 30%, а территории объектов нежилого назначения не должны превышать 15% территории жилого района.
5.23 В расчетный баланс территории жилого района не включаются:
- технические зоны инженерных коммуникаций и технические коридоры ЛЭП и газопроводов высокого давления;
- санитарно-защитные зоны производственных предприятий, железных и скоростных дорог, не используемых для размещения коммунальных объектов жилого района;
- особо охраняемые природные территории, производственные зоны.
Примечание. В балансе территории жилого района, площади зон, приведенных в 5.28 должны трактоваться, как показатели информационного характера.
5.24 Функционально-планировочные жилые образования могут состоять из усадебной застройки.
Размещение усадебной застройки следует предусматривать:
- в сельских населенных пунктах;
- в пределах городской черты - преимущественно на свободных территориях включая территории, неудобные для размещения других типов застройки, а также на территориях, требующих сохранения характера сложившейся городской среды;
- на территориях пригородных зон - на резервных территориях, включаемых в городскую черту, за исключением территорий зеленых зон;
- в новых и развивающихся населенных пунктах, расположенных в пределах транспортной доступности до города - 30-40 мин.
5.25 Планировочная организация жилых зон сельских населенных пунктов должна определяться в увязке с размещением производственных объектов, при соблюдении санитарно-эпидемиологических и экологических требований.
5.26 В сельских населенных пунктах следует предусматривать преимущественно одно-, двухквартирные жилые дома усадебного типа, и многоквартирные малоэтажные блокированные жилые дома с земельными участками при домах (квартирах).
При соответствующем обосновании допускается предусматривать многоквартирные дома средней этажности.
5.27 Районы усадебной застройки в городах не следует размещать на основных направлениях перспективного развития многоэтажного строительства и в зонах общегородских архитектурно-планировочных осей.
5.28 В больших, крупных и крупнейших городах блокированную и малоэтажную жилую застройку рекомендуется предусматривать с ограниченным использованием земельных участков при доме (квартире) под хозяйственные цели (без содержания домашнего скота и птицы).
В периферийных районах малых и средних городов допускается усадебная жилая застройка с земельными участками для хозяйственных целей (с возможностью содержания домашнего скота и птицы), площадями соответствующими требованиям нормативно-правовых актов [1, 5 и 9] и рекомендации приложения 4.
5.29 При планировке и застройке населенных пунктов, территорий садоводческих и дачных товариществ, расположенных в пределах его границ (черты), следует рассматривать как район малоэтажной застройки подлежащий реконструкции.
5.30 В районах усадебной застройки следует предусматривать озеленение, благоустройство и инженерное оборудование территории, размещение учреждений и предприятий обслуживания повседневного пользования с учетом СНиП РК 3.01-02-2001 и при соответствующем обосновании объекты периодического обслуживания.
5.31 При определении размеров приусадебных и приквартирных земельных участков необходимо учитывать демографическую структуру населения, особенности градостроительной ситуации в населенных пунктах разной величины, типы жилых домов, характер формирующейся жилой застройки, условия ее размещения в структуре населенного пункта, руководствуясь нормативно-правовыми актами [1, 5 и 9] и рекомендации приложения 3.
Предельные размеры приусадебных приквартирных земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются исходя из вышеуказанных нормативно-правовых актов, СНиП РК 3.01-02-2001 и рекомендации приложения 4.
Допускается для ведения личного подсобного хозяйства выделение части земельного участка