Ние, паромы, мосты, людей. Ложными сооружениями можно имитировать инже-
Нерные сооружения: траншеи, окопы, ходы сообщения, наблюдательные пунк-
Ты, укрытия, проволочные заграждения, минные поля, потивотанковые рвы,
Дороги, железнодорожные пути и мосты, линии связи, здания и другие стро-
Ения.
При имитации войск и различных объектов макеты и ложные сооружения
Чаще всего применяются в неразрывной связи друг с другом. Они, как пра-
Вило, дополняют друг друга, создавая естественное сочетание отдельных
Элементов на местности, которое характеризует здесь наличие имитируемого
Объекта. Так, при имитации войск должны быть показаны не только матери-
Альная часть, но и окопы, траншеи, укрытия, пункты управления и т.д. К
Танкам, артиллерийским орудиям, самоходно-артиллерийским установкам, ра-
Кетным установкам, бронетранспортерам, автомашинам, которые противник
Должен видеть расположенными в - окопах или укрытиях, необходимо имити-
Ровать соответствующие следы движения, дымы, задульные конусы, следы лю-
Дей и т.п. Так, при имитации склада необходимо в правильном сочетании
Показать макеты материальной части и ложные сооружения, характерные для
Склада, места стоянок прибывающего автотранспорта, макеты автомобилей и
Дороги.
Макеты и ложные сооружения должны правдоподобно воспроизводить внеш-
Ний вид имитируемых предметов. Поэтому такие демаскирующие признаки, как
Форма, основные размеры и цвет макетов и ложных сооружений соответствуют
Действительным.
При изготовлении макетов и ложных сооружений стремятся к воспроизве-
Дению тех деталей, которые, с одной стороны, подчеркивают специфику ими-
Тируемого объекта, а с другой стороны, могут быть обнаружены тем видом
Разведки, на которую они рассчитаны. Кроме того, имитация военной техни-
Ки включает не только устройство макетов, но и показ эксплуатации этих
"объектов". Ведь любая боевая и транспортная техника не может все время
Находиться в неподвижном положении на одном и том же месте. В районах
Расположения и сосредоточения широко применяются неподвижные макеты.
Неподвижные макеты могут быть бескаркасными и каркасными. Бескаркас-
Ные неподвижные макеты материальной части изготавливают из земли или
Снега. Для уменьшения объема работ такие макеты показывают расположенны-
Ми в окопах или в укрытиях, что вместе с тем усиливает эффект имитации,
Так как такое расположение является наиболее часто встречающимся и бе-
Зусловно правдоподобнее. В этих случаях макет, ложный окоп или укрытие
Устраивают одновременно. Корпус бескаркасных макетов обычно выполняют из
Нетронутого грунта или снега, а такие элементы, как башню танка, верхнюю
Часть корпуса самоходно-артиллерийской установки, кабину автомобиля или
Тягача, выкладывают летом из дерна, а зимой из снега. Ствол неподвижного
Макета танка или самоходно-артиллерийской установки имитируется прикреп-
Лением к башне бревна.
Для сокращения времени на устройство бескаркасных неподвижных макетов
Материальной части такие элементы, как башни макетов танков, верхние
Части корпуса САУ, нередко готовят заблаговременно, делая их сборно-раз-
Борными, и устанавливают на земляной или снежный корпус макета. Такие
Сборноразборные макеты башен удобны также тем, что их можно периодически
Поворачивать на неподвижном корпусе макета танка, что повышает эффект
Имитации. В некоторых случаях бескаркасные неподвижные макеты матери-
Альной части могут быть сделаны и вне окопов или укрытий. Легче всего
Такие макеты делать зимой из снега, в специально изготовленной деревян-
Ной или фанерной опалубки. Каркасные неподвижные макеты материальной
Части обычно состоят из каркаса, изготовленного на месте расположения
Макета, и обшивки, имитирующей поверхность объекта. При устройстве кар-
Касов применяют жерди, металлические трубки, проволоку и оболочки (про-
Резиненная ткань, рубероид, толь, брезент, доски, фанера, табельные мас-
Кировочные комплекты).
Подвижные макеты материальной части чаще всего состоят из каркаса и
Обшивки и подразделяются на переносные, буксируемые и самоходные. Пере-
Носные макеты делают обычно из легких каркасов, обшитых тонкой плотной
Или сетчатой тканью. При этом для устройства переносных макетов, рассчи-