Помогайте как можно большему числу людей

Вполне возможно, чтобы попасть в рай, достаточно просто принять Бога; однако в соответствии с некоторыми теориями рай подразделя­ется на разные «классы». За неимением лучшей аналогии назовем их экономкласс, бизнес-класс и первый класс. (Не факт, конечно, что рай устроен именно так; но речь идет о вечности, так зачем рисковать?)

Как и в авиапутешествиях, основной вопрос здесь — «Как повы­сить свой статус?». Ответ таков: в течение отпущенного вам земного срока своим поведением вы должны зарабатывать себе очки, и луч­ший способ — это помогать людям.

Легче всего помогать тем людям, от которых вы сами рассчиты­ваете когда-нибудь что-нибудь получить. Но, к сожалению, очки, за­работанные таким образом, имеют наименьшую ценность, поскольку мотивация в этом случае нечиста.

Наиболее ценные очки достаются за помощь людям, которые ни­чем не могут быть вам полезны, — и это именно то, что отличает менша от талантливого интригана. Помогать таким людям можно, руководствуясь тремя видами мотивации (в порядке возрастания кар­мической чистоты):

• Никогда не знаешь — вдруг однажды они вам пригодятся.

• Вы хотите обеспечить себе кармические очки на случай, если
теория Гая Кавасаки верна.

• Вы испытываете истинную радость от возможности помочь
ближнему.

Первый вид мотивации приведет вас в экономкласс. Второй — в бизнес-класс. Третий — в первый класс «Сингапурских авиалиний», на сиденье, трансформируемое в комфортабельную горизонтальную кровать, с сетевой розеткой для подключения лэптопа, звукоизоли­рующими наушниками и интернет-доступом в течение всего полета.

Но не будем отвлекаться на детали. Истинный менш помогает лю­дям независимо от того, будет ли он вознагражден за это в "нынешней жизни или в следующей. Мало что приносит ему такую радость, как бескорыстная помощь ближнему.

Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Как стать менгием

ПОСТУПАЙТЕ ПРАВИЛЬНО

Поступать правильно — второй краеугольный принцип меншизма. Это означает следовать прямой, и зачастую трудной, дорогой правды. Вот три примера такого поведения:

СОБЛЮДАЙТЕ ДЕЛОВУЮ ЭТИКУ.Инвестиционный банк находит
для вашей компании покупателя, помогает вам договориться
о приемлемой цене и оформляет сделку. Однако заключение
сделки происходит спустя месяц после истечения договора об
оказании услуг, и у вас есть возможность сэкономить на воз­
награждении банку 500 000 долларов. Тем не менее вы выпла­
чиваете банку причитающиеся комиссионные. И делаете это
с радостью.

ПЛАТИТЕ ЗА ТО, ЧТО ПОЛУЧАЕТЕ.Вы — розничный торговец
ювелирными изделиями, и вы получаете партию колец от про­
изводителя. Производитель прислал вам чек на 14-каратное
золото, но кольца оказались из золота в 18 каратов. Вы звони­
те производителю и сообщаете о несоответствии.

ОТЛИЧАЙТЕ ГЛАВНОЕ ОТ ВТОРОСТЕПЕННОГО.Вы в любитель­
ской хоккейной лиге. В разгар сезона ваша команда ведет со
счетом 8:0. Следующая после вас команда ведет со счетом
4:4; худшая команда сезона — проигрывает со счетом 0:8.
Некоторые из ваших лучших игроков предлагают поменять­
ся местами с игроками худшей команды*. Главное здесь —
это чтобы всем было весело, а победа в чемпионате — вто­
ростепенное.

Менш делает то, что правильно, — а не то, что удобно и целе­сообразно, позволяет сэкономить деньги или легко сходит с рук. Есть правильное и есть неправильное: правда и ложь, добро и зло. В жизни есть абсолютные понятия — и менши помнят эту истину и иллюстри­руют ее своим примером.

помогайте как можно большему числу людей - student2.ru * И просто чтобы показать вам, как работает кармическое табло, — худшая коман­да сезона выигрывает чемпионат.

Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Мастер-класс №11

ПЛАТИТЕ ОБЩЕСТВУ ЗА ДОБРО

Третий краеугольный принцип меншизма — платить обществу за до­бро. Менша можно рассматривать как инвестора, которого не заботят доходы с капитала. Истинный доход для менша — это возможность отблагодарить общество, а не срубить побольше денег.

Это не означает, что менш обязательно должен быть богатым. В действительности, меншей среди богатых людей — меншинство. (Хотите узнать, что Бог думает о деньгах, — посмотрите, кому Он их раздает.)

Менш стремится отблагодарить общество за такие подарки, как:

• семья и друзья;

• духовная самореализация;

• хорошее здоровье;

• красота окружающего мира;

• экономическая успешность;

• хет-трик* время от времени.

Существует много разных «валют», в которых можно отплатить об­ществу. Деньги — лишь одна из них; в числе прочих — время, профес­сиональный совет, эмпатия. Менши с радостью делятся этой валютой с другими людьми. Суть в том, что они платят обществу за уже полу­ченное от него добро, — а не инвестируют в него в ожидании дохода.

УПРАЖНЕНИЕ

Представьте, что ваша жизнь подошла к концу. Запишите три фак­та о себе, которые вы считаете достойными запоминания:

1. 2. 3.

помогайте как можно большему числу людей - student2.ru * От англ. hat trick — 1) фокус со шляпой; 2) (в спорте) — три гола, забитых игро­ком за одну игру. — Прим. пер.

Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Как стать менгием

Чиво

В. Как избежать головокружения от успеха?

О. В этом смысле на меня оказали глубокое воздействие такие явле­ния, как болезнь и смерть, И той, и другой плевать, что вы богаты, знамениты или влиятельны. И все ваши богатства, слава и власть ни­чего не значат, если вы больны или мертвы. Поэтому, когда чувствуете себя непобедимым, просто помните, что вас может не стать в долю секунды, а «самый богатый человек в больнице» или «самый богатый человек на кладбище» — хреновое самопозиционирование.

В. Как я могу делать коммерческие звонки и заключать бизнес-сделки без по­стоянного чувства, что я «впариваю» свой товар покупателю?

О. Если вы продаете нечто, в чем покупатель нуждается, то вы ни в коем случае не должны так себя чувствовать. Если вы все-таки не можете избавиться от этого ощущения — прекратите продавать этот товар либо продавайте его людям, которым он действительно нужен.

В. Не противоречат ли идеи милосердия и альтруизма основной цели бизнеса -делать деньги? Не выглядит ли милосердный человек в глазах потенциального инвестора мягкотелым, слабым - в общем, не способным к успешной предпри­нимательской деятельности?

О. Если потенциальный инвестор рассуждает таким образом, это характеризует в большей степени его, чем вас. Быть успешным, делая добро, — вполне реально. Это не взаимоисключающие по­нятия. Однако инвестор отнюдь не обязан участвовать в вашей бла­готворительной деятельности. И если хотите заниматься благотво­рительностью — делайте это за счет ваших собственных ресурсов, а не чьих-то еще.

В. Что, если мне, обычно отзывчивому и позитивному, иногда просто необходи­мо на кого-нибудь наорать?

О. Вот как раз для этого существует хоккей — хотя, чего уж там, сам гре­шен: бывало, срывался на людей и за пределами катка (на катке — тоже). Но ни к чему хорошему это не приводило. С годами я научился вовремя закрывать рот (либо не отправлять мейл) и отходить в сторону.

Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Мастер-класс №11

В. Люди постоянно просят у меня профессионального совета, но это отрица­тельно сказывается на моей способности выполнять текущую работу. Как же мне быть?О. Написать книгу и советовать всем купить ее.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Halberstam J. Everyday ethics: inspired solutions to real-life dilemmas. New York: Viking, 1993 (Хальберстам Дж. Каждодневная этика: боже­ственные решения земных дилемм).

Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Послесловие

Книги сами по себе неплохи, но они —

весьма бескровная замена жизни.

Роберт Льюис Стивенсон

Спасибо, что прочли мою книгу. Вы инвестировали в нее ваши деньги и время. Взамен же, я надеюсь, вы получили представление о том, как изменить мир, привнеся в него нечто действительно значимое.

Также я надеюсь однажды познакомиться с вами. И если у вас бу­дет при себе эта книга, вы сможете продемонстрировать мне сделан­ные вами заметки на полях, загнутые уголки страниц, подчеркнутый тут и там текст. Нет ничего более лестного для автора, чем видеть свою книгу изрядно потрепанной.

Время от времени, пожалуйста, заглядывайте на мою страничку www.guykawasaki.com: я выкладываю там всякие интересные мате­риалы и даю полезные ссылки.

Ну что ж, не буду больше вас задерживать — я и так отнял у вас достаточно времени. А теперь отложите микроскопы, настройте теле­скопы — и приступайте к делу.

Гай Кавасаки

Пало-Альто, Калифорния

[email protected]

Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Алфавитный указатель

Абраме, Джеффри 22 агностики и атеисты 231-233

Б

байки

городские 160, 162

«о китайской газировке» 155

плохих кандидатов на работу 130-131

потенциальных партнеров 189

предпринимательские 152—157 Безос, Джефф 26 бизнес-модель

мнение женщин 30—31

разработка 29-31, 68 бизнес-план

пересмотр 94

привлечение консультантов 94

разработка 85-94

резюме 88-89 брендинг

евангелизм 203—206

заразительность 197-199, 204

инструкции 201-202

интерфейс 201-202, 234

слухи 221

тестирование нового продукта на родителях 202

человечность 209-210

бутстрэппинг

аутсорсинг 59, 109, 114-115 восходящий прогноз 99—100, 181

кассовый оборот против прибыльности 98—99, 123

люди с опытом (не нанимать) 102—103 неукомплектованность 114 продажа услуг 104-106

В

венчурные капиталисты

каверзные вопросы 157-158 как правильно им врать 152—157 чувство избранности 160-161 венчурный капитал

безупречность компании 147—148 заручиться рекомендацией 144—145 меценатский капитал 162-164 пасти котов 158—160 показать тягу 146—147 предьшвестиционный аудит 148,154,174 внутреннее предпринимательство 34—40 внутреннее лидерство 180, 183-184, 208 ВРЗ (Вехи, Расчеты, Задачи) 20, 31-33, 85

Г

Гейтс, Билл 21, 103, 127, 130

генератор программных заявлений Дилберта 22

глагольный потенциал (удачных названий) 52

Годин, Сет ПО, 120



Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Алфавитный указатель

д

Деври, Анри 228-229

делать добро 192, 247

Джобе, Стив

биография 26, 103, 126-127, 134 найм игроков первого разряда 122 новатор-одиночка (ложный образ) 35

ДИНАМО (Демонстрировать Интерес, Находя Аргументированные и Многообразные Отмазки) 158

Диснейленд 103

драгоценное касание Гая 198

Друкер, Питер 36, 42, 196, 200, 226-227

Е

евангелизм и евангелисты в случае Macintosh 205 вербовка 203-206 и брендинг 197, 204 и реклама 221

неуместность платы за помощь 208 формирование сообщества 207—208

Ж

женщины и их разумность 30—31

И

игроки первого разряда 122—125 имена покемонов 53 интуиция 35, 122, 131-135

К

Кавасаки, Гай

и ассистентки 230

и тиннитус 61, 81, 191

о смысле жизни 21

устройство на работу в Apple 134

шок от партнерства Apple-DEC 180-184

камикадзе 124 Кляйнер, Юджин 144 конкуренция

значение в позиционировании 151, 171, 197-198

упоминание в презентациях 88 «крестный отец» 36 Кристенсен, Клейтон 42, 92, 94, 232

Л

ликвидность 42, 67, 158, 167, 169, 171, 173, 220

Ломбарди, Вине 23

м

мантра 19, 22-24, 222

«Матрица» 111-112

мейл (искусство писать) 192-195

менш

плата обществу за добро 246

помощь людям 244

правильные поступки 245 микроскопов фаза 15—16, 28, 201, 249 «морские котики» 78 Морфеус 112-113, 118 мужчины и их идиотизм 31

н

наставники 12, 41, 87 непотребители 232—233

непредусмотренные способы использования продукта

аспирин в банках 200—201 новокаин 226



Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Омидьяр, Пьер 28, 103

Оруэлл, Джордж 126

ОС Windows 21, 49, 181,215,233

п

паранойя неопытных предпринимателей 40, 204

партнерство

взаимовыгодные сделки 39, 180, 183, 185-186, 195

и шмузинг 190-192

и юристы 180, 186-189

крупноформатные цели 180-182

ориентиры и результаты 181-182 патенты 78, 83, 108, 148, 155, 175 перезагрузить мозг 39 пилюля

красная 97, 111—113

синяя 111 позиционирование

выбор ниши 30, 39, 49-51, 104, 155

каскадирование сообщения 57-58

нейминг 51—53

персонализация продуктов и услуг 47

привлечение PR-фирм 28, 107, 221

следование течению 58-59

тест «от противного» 48, 56 поляризация общества 27 Порше, Фердинанд 27 презентации

буллиты 82—83

для инвесторов 68-69, 88-89

для партнеров 71—72

для покупателей 70-71

отвечать «человечку» 63-64

первая минута 62

подготовка площадки 74—75

правило 10/20/30 62-74

тренировки 80—81 премия Дарвина 31

программные заявления 19, 22-24, 32, 65 продажи — см. шаманизм публичные выступления

дискуссии, участие 217-219

отличие от презентаций 213

принципы эффективности 217 Р

разреженность воздуха 229 рекрутинг

игнорировать формальности 126—128

ЛПР (лица, принимающие решения) 129-130

никогда не расслабляться 136 не спешить с зарплатой 130 перепроверять интуицию 131—134 показывать козыри 128—130 проверять рекомендации 137-138

тест Стэнфордского торгового центра 134-135

Рок, Артур 143-144

С

самоубедительные продукты и услуги 99 Святой Грааль 85-86 Синатра, Фрэнк 143 Скалл.Джон 183-184 Скалли, Джон 183



совет директоров выгода 175

формирование 115-116, 129, 140

управление 164—166 создание значимого

и бизнес-модель 19-22 и красная пилюля 112 и привлечение капитала 163 и рекрутинг 125—126 роль в презентациях 62 стратегии выхода 60, 67, 69, 173 слоган 24, 56, 213, 219, 222

т

телескопов фаза 15, 249 тест-драйвы 234-236 тяга 146-147, 153,159

У

управленческая команда и сбор капитала 148

найм игроков первого разряда 122-125

роль в презентациях 69, 72, 88

Ф

финансовые прогнозы

в бизнес-планах 25, 88-93 и партнерство 181-182 привлечение консультантов 94

форма или функция 106-108

формула Кавасаки 173

футболки (дизайн) 219-220

X

Хайнц, Генри Джон 235

Generated by Foxit PDF Creator© Foxit Software http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Алфавитный указатель

ц

Цзэдун, Мао 226

ч

четыре Р маркетинга 197 чистый доход 167-168

ш

шаманизм

«амулеты» ЛПР 230-231

давать клиентам высказаться 233—234

методы выявления потребителей 228-229

отказы как полезный опыт 237-239 пусть цветут 100 цветов 226—227

рынки-«гориллы» (не упускать) 227-228

тест-драйвы 234-236 управление 239-240 VIP-персоны 229 шмузинг 190—192

э

Эйнштейн, Альберт 162 Эллисон, Лэрри 154

Наши рекомендации