Комиссия по безопасности полетов
Помимо необходимости в группы линейных менеджеров, призванной составить первоначальный план создания системы по управлению безопасностью полетов, может также оказаться целесообразным сформировать комиссию по безопасности полетов. Потребность в таких комиссиях, а также их структура зависят от размера организации. В небольших организациях, структура которых включает относительно небольшое число уровней между исполнителями и высшим руководством, создание комиссии по вопросам безопасности полетов может быть не столь актуальным.
Как правило, комиссия по безопасности полетов создается на высшем управленческом уровне и должна включать МБП, а также других старших менеджеров. Задача такой комиссии заключается в обеспечении форума для обсуждения проблем, связанных с состоянием безопасности организации и эффективностью системы по управлению безопасностью полетов. Указанная комиссия вносит рекомендации, касающиеся политики в вопросах безопасности полетов, и анализирует результаты, достигнутые в этой области. На начальном этапе внедрения системы по управлению безопасностью полетов комиссия по безопасности полетов также анализирует ход ее внедрения. Круг полномочий указанной комиссии следует задокументировать в руководстве организации по управлению безопасностью полетов.
Профессиональная подготовка и квалификация
Наличие персонала, имеющего надлежащую квалификацию для выполнения возложенных на него служебных обязанностей, является главным условием обеспечения безопасности полетов. Требования к квалификации и, в соответствующих случаях, требования в отношении свидетельств должны быть задокументированы в описании служебных обязанностей по каждой должности, связанной с обеспечением безопасности полетов. Затем эти требования должны быть отражены в требованиях к найму персонала и в системах внутрикорпоративной подготовки сотрудников на эти должности.
Все линейные менеджеры должны нести ответственность за поддержание надлежащего уровня квалификации персонала, занимающего связанные с безопасностью полетов должности. Это касается и соблюдения требований в отношении какой-либо регулярной переподготовки. Все учебные программы должны предусматривать подготовку по тем аспектам системы по управлению безопасностью полетов и связанным с ними процедурам, которые относятся к соответствующей должности.
Подготовка в области управления безопасностью полетов
Формирование в организации культуры безопасности полетов неразрывно связано с эффективным осуществлением программы подготовки в области управления безопасностью полетов. Все сотрудники должны быть знакомы с концепцией, политикой, процедурами и практикой организации в области обеспечения безопасности полетов и со своими функциями и обязанностями в рамках структуры управления безопасностью полетов. Подготовку по вопросам обеспечения безопасности полетов следует начинать с этапа ознакомительного инструктажа для вновь нанятых сотрудников и продолжать на всем протяжении их работы в организации.
Специализированную подготовку по вопросам управления безопасностью полетов необходимо организовывать для тех сотрудников, которые по работе связаны с конкретными аспектами обеспечения безопасности полетов. Программа подготовки должна гарантировать понимание и соблюдение всеми сотрудниками политики и принципов данной организации в области безопасности полетов, а также знание своих функциональных обязанностей по обеспечению безопасности полетов.
Потребности в подготовке
МБП совместно с отделом кадров должен ознакомиться с описанием служебных обязанностей всех сотрудников и выбрать те должности, которые связаны с обеспечением безопасности полетов. После этого в должностных инструкциях следует отразить те функции, которые связаны с обеспечением безопасности полетов.
После обновления должностных инструкций МБП совместно с менеджером по вопросам обучения должен проанализировать потребности в области подготовки и наметить план обучения персонала по каждой должности.
В зависимости от характера выполняемой работы уровень требуемой подготовки по вопросам управления безопасностью полетов будет варьироваться от общеознакомительных обзоров в сфере безопасности полетов до курсов продвинутого уровня для специалистов в области безопасности полетов, например:
1) корпоративные занятия по безопасности полетов для всех сотрудников;
2) подготовка по вопросам безопасности полетов для руководящего состава;
3) курсы для эксплуатационного персонала (пилоты, диспетчеры воздушного движения, инженеры по техническому обслуживанию воздушных судов и перронный персонал);
4) подготовка для специалистов по обеспечению безопасности полетов (МБП и специалисты по анализу полетных данных).
На начальном этапе внедрения системы управления безопасностью полетов потребуется организовать специализированную подготовку для существующего персонала. После ввода системы управления безопасностью полетов в полном объеме потребности в подготовке по вопросам безопасности полетов для сотрудников, не специализирующихся на вопросах безопасности полетов, следует учитывать путем включения связанной с безопасностью полетов тематики в общие учебные программы для соответствующего персонала.
Начальная подготовка в области безопасности полетов для всех сотрудников
Одной из функций подготовки по вопросам управления безопасностью полетов является ознакомление с целями управления безопасностью полетов организации и необходимостью формирования культуры безопасности полетов. Все сотрудники должны прослушать базовый вводный курс, рассматривающий следующие аспекты:
1) основные принципы управления безопасностью полетов;
2) корпоративная концепция безопасности полетов, политика и стандарты в области безопасности полетов (включая корпоративный подход к мерам дисциплинарного характера в сфере обеспечения безопасности полетов, комплексный характер управления безопасностью полетов, принятие решений по управлению факторами риска, культура безопасности полетов и т. д.);
3) важность соблюдения политики в области безопасности полетов и процедур, являющихся составной частью системы управления безопасностью полетов;
4) организация работы, функции и обязанности сотрудников по обеспечению безопасности полетов;
5) корпоративный опыт в сфере безопасности полетов, включая области системных недостатков;
6) корпоративные цели и задачи в области безопасности полетов;
7) корпоративные программы управления безопасностью полетов (например, системы представления данных об инцидентах, LOSA и NOSS);
8) необходимость постоянной внутренней оценки показателей безопасности полетов в организации (например, опросы сотрудников, проверки и оценки состояния безопасности полетов);
9) представление данных о происшествиях, инцидентах и возможных угрозах;
10) каналы связи по вопросам безопасности полетов;
11) обратная связь и методы распространения информации о безопасности полетов;
12) программы стимулирования в области обеспечения безопасности полетов (если таковые имеются);
13) проверки состояния безопасности полетов;
14) популяризация и распространение информации о безопасности полетов.
Подготовка по вопросам безопасности полетов для руководящего состава
Необходимо, чтобы руководители понимали принципы, на которых основывается функционирование системы управления безопасностью полетов. В процессе подготовки следует ознакомить руководителей среднего и низшего звена с принципами системы управления безопасностью полетов и их обязанностями и ответственностью в сфере обеспечения безопасности полетов. Желательно также ознакомить руководителей с правовыми аспектами проблемы – например, с их должностной юридической ответственностью.
Специализированная подготовка по вопросам безопасности полетов
Для выполнения некоторых функций в сфере обеспечения безопасности полетов требуется специально подготовленный персонал. К этим функциям относятся:
1) расследование опасных событий;
2) контроль за показателями безопасности полетов;
3) выполнение оценок состояния безопасности;
4) управление базами данных о безопасности полетов;
5) проведение проверок в сфере обеспечения безопасности полетов.
Важно, чтобы сотрудники, выполняющие эти задачи, получили достаточную подготовку по использованию специальных методов и процедур. В зависимости от объема требуемой подготовки и уровня информированности по вопросам управления безопасностью полетов в организации может потребоваться привлечь внешних специалистов для проведения подготовки.
Подготовка в области безопасности полетов для эксплуатационного персонала
В дополнение к корпоративным ознакомительным инструктажам, о которых говорилось выше, сотрудникам, непосредственно задействованным в области производства полетов (члены летного экипажа, диспетчеры УВД, инженеры по техническому обслуживанию воздушных судов и т. д.), потребуется более детальная специализированная подготовка по безопасности полетов в следующих областях:
1) процедуры представления донесений об авиационных происшествиях и инцидентах;
2) специфические опасности, с которыми сталкивается эксплуатационный персонал;
3) процедуры представления донесений об опасностях;
4) специальные инициативы в области безопасности полетов, например:
- программа АПД (Анализ полетных данных);
- программа LOSA (Проверки безопасности полетов при производстве
полетов авиакомпаниями);
- программа NOSS (Обследование состояния безопасности полетов
при работе в нормальных условиях);
5) комиссия (комиссии) по безопасности полетов;
6) сезонные угрозы и процедуры в области безопасности полетов (полеты в зимнее время и т. д.);
7) порядок действий в аварийных ситуациях.
Подготовка для менеджеров по вопросам безопасности полетов
Лицо, отобранное для выполнения функций МБП, должно быть знакомым с большинством аспектов функционирования организации, ее деятельностью и персоналом. Соответствующую подготовку можно получить внутри организации или на внешних курсах, однако основная часть информации будет получена МБП в ходе самостоятельной подготовки.
Области, в которых может потребоваться формальное обучение для МБП, включают:
1) ознакомление с различными типами воздушных судов, видами полетов, маршрутами и т. д.;
2) понимание роли человека в установлении причин и предотвращении авиационных происшествий;
3) функционирование системы управления безопасностью полетов;
4) расследование авиационных происшествий и инцидентов;
5) планирование кризисного регулирования и действий в аварийной обстановке;
6) популяризация аспектов обеспечения безопасности полетов;
7) навыки коммуникации;
8) компьютерные навыки (обработка текстов, подготовка электронных таблиц и управление базами данных);
9) подготовка или ознакомление со специальными дисциплинами (например, CRM, АПД, LOSA и NOSS).