Комиссия по безопасности полетов

Помимо необходимости в группы линейных менеджеров, призванной составить первоначальный план создания системы по управлению безопасностью полетов, может также оказаться целесообразным сформировать комиссию по безопасности полетов. Потребность в таких комиссиях, а также их структура зависят от размера организации. В небольших организациях, структура которых включает относительно небольшое число уровней между исполнителями и высшим руководством, создание комиссии по вопросам безопасности полетов может быть не столь актуальным.

Как правило, комиссия по безопасности полетов создается на высшем управленческом уровне и должна включать МБП, а также других старших менеджеров. Задача такой комиссии заключается в обеспечении форума для обсуждения проблем, связанных с состоянием безопасности организации и эффективностью системы по управлению безопасностью полетов. Указанная комиссия вносит рекомендации, касающиеся политики в вопросах безопасности полетов, и анализирует результаты, достигнутые в этой области. На начальном этапе внедрения системы по управлению безопасностью полетов комиссия по безопасности полетов также анализирует ход ее внедрения. Круг полномочий указанной комиссии следует задокументировать в руководстве организации по управлению безопасностью полетов.

Профессиональная подготовка и квалификация

Наличие персонала, имеющего надлежащую квалификацию для выполнения возложенных на него служебных обязанностей, является главным условием обеспечения безопасности полетов. Требования к квалификации и, в соответствующих случаях, требования в отношении свидетельств должны быть задокументированы в описании служебных обязанностей по каждой должности, связанной с обеспечением безопасности полетов. Затем эти требования должны быть отражены в требованиях к найму персонала и в системах внутрикорпоративной подготовки сотрудников на эти должности.

Все линейные менеджеры должны нести ответственность за поддержание надлежащего уровня квалификации персонала, занимающего связанные с безопасностью полетов должности. Это касается и соблюдения требований в отношении какой-либо регулярной переподготовки. Все учебные программы должны предусматривать подготовку по тем аспектам системы по управлению безопасностью полетов и связанным с ними процедурам, которые относятся к соответствующей должности.

Подготовка в области управления безопасностью полетов

Формирование в организации культуры безопасности полетов неразрывно связано с эффективным осуществлением программы подготовки в области управления безопасностью полетов. Все сотрудники должны быть знакомы с концепцией, политикой, процедурами и практикой организации в области обеспечения безопасности полетов и со своими функциями и обязанностями в рамках структуры управления безопасностью полетов. Подготовку по вопросам обеспечения безопасности полетов следует начинать с этапа ознакомительного инструктажа для вновь нанятых сотрудников и продолжать на всем протяжении их работы в организации.

Специализированную подготовку по вопросам управления безопасностью полетов необходимо организовывать для тех сотрудников, которые по работе связаны с конкретными аспектами обеспечения безопасности полетов. Программа подготовки должна гарантировать понимание и соблюдение всеми сотрудниками политики и принципов данной организации в области безопасности полетов, а также знание своих функциональных обязанностей по обеспечению безопасности полетов.

Потребности в подготовке

МБП совместно с отделом кадров должен ознакомиться с описанием служебных обязанностей всех сотрудников и выбрать те должности, которые связаны с обеспечением безопасности полетов. После этого в должностных инструкциях следует отразить те функции, которые связаны с обеспечением безопасности полетов.

После обновления должностных инструкций МБП совместно с менеджером по вопросам обучения должен проанализировать потребности в области подготовки и наметить план обучения персонала по каждой должности.

В зависимости от характера выполняемой работы уровень требуемой подготовки по вопросам управления безопасностью полетов будет варьироваться от общеознакомительных обзоров в сфере безопасности полетов до курсов продвинутого уровня для специалистов в области безопасности полетов, например:

1) корпоративные занятия по безопасности полетов для всех сотрудников;

2) подготовка по вопросам безопасности полетов для руководящего состава;

3) курсы для эксплуатационного персонала (пилоты, диспетчеры воздушного движения, инженеры по техническому обслуживанию воздушных судов и перронный персонал);

4) подготовка для специалистов по обеспечению безопасности полетов (МБП и специалисты по анализу полетных данных).

На начальном этапе внедрения системы управления безопасностью полетов потребуется организовать специализированную подготовку для существующего персонала. После ввода системы управления безопасностью полетов в полном объеме потребности в подготовке по вопросам безопасности полетов для сотрудников, не специализирующихся на вопросах безопасности полетов, следует учитывать путем включения связанной с безопасностью полетов тематики в общие учебные программы для соответствующего персонала.

Начальная подготовка в области безопасности полетов для всех сотрудников

Одной из функций подготовки по вопросам управления безопасностью полетов является ознакомление с целями управления безопасностью полетов организации и необходимостью формирования культуры безопасности полетов. Все сотрудники должны прослушать базовый вводный курс, рассматривающий следующие аспекты:

1) основные принципы управления безопасностью полетов;

2) корпоративная концепция безопасности полетов, политика и стандарты в области безопасности полетов (включая корпоративный подход к мерам дисциплинарного характера в сфере обеспечения безопасности полетов, комплексный характер управления безопасностью полетов, принятие решений по управлению факторами риска, культура безопасности полетов и т. д.);

3) важность соблюдения политики в области безопасности полетов и процедур, являющихся составной частью системы управления безопасностью полетов;

4) организация работы, функции и обязанности сотрудников по обеспечению безопасности полетов;

5) корпоративный опыт в сфере безопасности полетов, включая области системных недостатков;

6) корпоративные цели и задачи в области безопасности полетов;

7) корпоративные программы управления безопасностью полетов (например, системы представления данных об инцидентах, LOSA и NOSS);

8) необходимость постоянной внутренней оценки показателей безопасности полетов в организации (например, опросы сотрудников, проверки и оценки состояния безопасности полетов);

9) представление данных о происшествиях, инцидентах и возможных угрозах;

10) каналы связи по вопросам безопасности полетов;

11) обратная связь и методы распространения информации о безопасности полетов;

12) программы стимулирования в области обеспечения безопасности полетов (если таковые имеются);

13) проверки состояния безопасности полетов;

14) популяризация и распространение информации о безопасности полетов.

Подготовка по вопросам безопасности полетов для руководящего состава

Необходимо, чтобы руководители понимали принципы, на которых основывается функционирование системы управления безопасностью полетов. В процессе подготовки следует ознакомить руководителей среднего и низшего звена с принципами системы управления безопасностью полетов и их обязанностями и ответственностью в сфере обеспечения безопасности полетов. Желательно также ознакомить руководителей с правовыми аспектами проблемы – например, с их должностной юридической ответственностью.

Специализированная подготовка по вопросам безопасности полетов

Для выполнения некоторых функций в сфере обеспечения безопасности полетов требуется специально подготовленный персонал. К этим функциям относятся:

1) расследование опасных событий;

2) контроль за показателями безопасности полетов;

3) выполнение оценок состояния безопасности;

4) управление базами данных о безопасности полетов;

5) проведение проверок в сфере обеспечения безопасности полетов.

Важно, чтобы сотрудники, выполняющие эти задачи, получили достаточную подготовку по использованию специальных методов и процедур. В зависимости от объема требуемой подготовки и уровня информированности по вопросам управления безопасностью полетов в организации может потребоваться привлечь внешних специалистов для проведения подготовки.

Подготовка в области безопасности полетов для эксплуатационного персонала

В дополнение к корпоративным ознакомительным инструктажам, о которых говорилось выше, сотрудникам, непосредственно задействованным в области производства полетов (члены летного экипажа, диспетчеры УВД, инженеры по техническому обслуживанию воздушных судов и т. д.), потребуется более детальная специализированная подготовка по безопасности полетов в следующих областях:

1) процедуры представления донесений об авиационных происшествиях и инцидентах;

2) специфические опасности, с которыми сталкивается эксплуатационный персонал;

3) процедуры представления донесений об опасностях;

4) специальные инициативы в области безопасности полетов, например:

  • программа АПД (Анализ полетных данных);
  • программа LOSA (Проверки безопасности полетов при производстве

полетов авиакомпаниями);

  • программа NOSS (Обследование состояния безопасности полетов

при работе в нормальных условиях);

5) комиссия (комиссии) по безопасности полетов;

6) сезонные угрозы и процедуры в области безопасности полетов (полеты в зимнее время и т. д.);

7) порядок действий в аварийных ситуациях.

Подготовка для менеджеров по вопросам безопасности полетов

Лицо, отобранное для выполнения функций МБП, должно быть знакомым с большинством аспектов функционирования организации, ее деятельностью и персоналом. Соответствующую подготовку можно получить внутри организации или на внешних курсах, однако основная часть информации будет получена МБП в ходе самостоятельной подготовки.

Области, в которых может потребоваться формальное обучение для МБП, включают:

1) ознакомление с различными типами воздушных судов, видами полетов, маршрутами и т. д.;

2) понимание роли человека в установлении причин и предотвращении авиационных происшествий;

3) функционирование системы управления безопасностью полетов;

4) расследование авиационных происшествий и инцидентов;

5) планирование кризисного регулирования и действий в аварийной обстановке;

6) популяризация аспектов обеспечения безопасности полетов;

7) навыки коммуникации;

8) компьютерные навыки (обработка текстов, подготовка электронных таблиц и управление базами данных);

9) подготовка или ознакомление со специальными дисциплинами (например, CRM, АПД, LOSA и NOSS).

Наши рекомендации