Игры на развитие слухового внимания
1. «Где раздаётся звук?»— закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:
а)показывают рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывают глаза для контроля;
б)водящий после воспроизведения звучания становится рядом с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.
2.«Жмурки».Цель та же:
а)дети, получив по звучащей игрушке, встают в разных местах комнаты, а ребёнок с завязанными глазами подходит к одному из них, касается его и называет звучащую игрушку, затем ребята меняются ролями;
б)дети встают рядом, определение направления звучания должно быть очень точным.
3.«Угадай по звуку»— определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.
Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов).
4.«Сделай так же».Цель та же.
На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.
Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.
5.«Короб-коробок, подай голосок»— различение близких звучаний, шумов.
На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются. Обучающий встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия, после чего показывают на образец (картинку).
Что ты слышишь?»
Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
7.«Пограничник»— определение направления шороха.
Один из детей — «пограничник». Он стоит в центре комнаты с завязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети — «враги». «Пограничник» на слух определяет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой.
8.«Кто так кричит?»— узнавание голосов животных.
Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных или имитирует их сам. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.
9.«Найди игрушку»— определение силы звучания.
Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.
Все или один».
Дети внимательно вслушиваются в слова обучающего, который тихим, спокойным голосом, с одинаковой интонацией произносит короткие указания для всех детей, чередуя их во избежание подражания друг другу с указанием отдельному ребёнку: «Встаньте все ровно, тихо садитесь»; «Оля, подвинь стул ближе к столу»; «Таня, открой дверь»; «Витя, подай игрушку». (Жесты со стороны обучающего исключаются.)
Тихо — громко».
Под тихое звучание музыки дети идут на носочках; «музыка» становится громче — ребята идут полным шагом; музыка звучит громко — малыши бегут.
Узнай по голосу».
Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
Подвигаемся».
Взрослый читает стихотворение, под которое можно ручками похлопать, ножками потопать («Барабанщик», «Идёт коза...»).
Остановись».
Дети произносят много раз какое-либо простое слово или слог, но после команды «стоп!» все замолкают. Кто не смог вовремя замолчать — проигрывает.
Будь внимателен».
Дети стоят в два ряда напротив друг друга. Обучающий (держа, например, мяч) спрашивает одного из них: «Петя, что у меня в руке?» Стоящий напротив Пети должен быстро поднять руку или хлопнуть в ладоши, а затем ответить на вопрос.