Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

тук — тюк нос — нёс пыл — пил мал — мял
Тема — Тома нить — ныть пилить — пылить мёл — мол
тын — тина кон — конь пыли — пили мот — мёд
тёк — ток Мишка — мышка Мила — мыло мил — мыл

Дидактические игры:

а) «Да — нет», «Есть — нет».

Цель: закрепление Нь, Ть—Т.

Образец: на столе (там) книга — на столе нет книги; на столе (там) тетрадь — ...

б) «Что у тебя?» (Детям раздаются картинки.)

У меня репка, лось, мел, дятел, лань, гиря, брюки, верёвка;

в) «Что делать?» Образец: играют — играть, несут — нести. Писать, читать, рисовать...

В конце занятия заучиваются потешки и скороговорки.

Теперь все звуки исправлены и противопоставлены друг другу. Ре­бёнок может правильно их употреблять не только при заучивании наи­зусть потешек, скороговорок, но и в самостоятельной речи.

Исправление произношения в зависимости от характера речевых нарушений проводится выборочно, но в любом случае стоит уделить вни­мание всем фонетическим группам звуков.

Потешки и скороговорки

Звуки Ть-Т, Дь-Д, Нь-Н

1. Тень, тень, потетень, выше города плетень.

2. Наш гость купит трость и повесит её на гвоздь.

3. Сок с берёзы стёк, стёк с берёзы сок.

4. — Куда, дядя, едешь, куда погоняешь?

— Сено косить.

— А зачем тебе сено?

— Коров кормить.

— А зачем тебе коровы?

— Молоко доить, малых деток кормить.

5. — Тит, иди молотить.

— Живот болит.

— Тит, иди кашу есть.

— А где моя большая ложка?

6. Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

7. Тетерев тетерева в лесу встретил.

8. Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит.

9. Буду плыть я день-деньской по воде, воде морской.

10. Длинной тропкою лесной ходят-бродят день-деньской

Тень и эхо с нами.

Звуки Ы—И

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. Рыла свинья — тупорыла, полдвора рылом изрыла.

3. Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец бы отмыло.

4. Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.

Мила мыло не любила, мыло в глаз попало Миле.

— Что ты плачешь, наша Мила?

— Я выплакиваю мыло.

5. Аист жил у нас на крыше, А в подполье жили мыши.

6. Мила дома посуду мыла; Мыла, мыла, а вытереть забыла.

7. Вымыли мышки миски для мишки.

Загадки

Звуки Т-Ть, Д-Дь, Н—Нь

1.То толстеет, то худеет, на весь дом голосит — плясать велит.

2. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.

3. Весь мир одевает, что сошьёт — не надевает.

4. Кто угадает: на десятерых братьев двух шуб хватает?

5. На окне у Кости пьют и едят гости,

Прыгают, дерутся, в руки не даются.

Кто же эти гости на окне у Кости?

6. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.

7. Это тесный-тесный дом, сто сестричек живут в нём.

И любая из сестёр может вспыхнуть, как костёр.

8. Из какого ковша не пьют, не едят, а только в него глядят?

Отгадки: 1. Аккордеон (гармонь). 2. Берёза. 3. Иголка. 4. Перчатки. 5. Голуби (воробьи). 6. Мороз. 7. Коробок и спички. 8. Большая Медведица (созвездие).

Средства выразительности речи

В содержание звуковой культуры речи входят не только правильное произношение, открытая артикуляция, но и общие речевые навыки: хорошее речевое дыхание; умение подавать тихий и громкий голос, более низкий и более высокий; правильный (чаще неторопливый) темп и ритм речи; дикция, интона­ция; способность соблюдать ритмическую паузу. Пра­вильные речевые навыки являются базой, на которой основывается развитие звукопроизношения.

Если же у ребёнка поверхностное дыхание, воздуха хватает лишь на одно-два слова (иногда речь прерывается даже на полуслове, что может привести к заиканию), то главной задачей в работе с ним является отра­ботка диафрагмального дыхания, длительного выдоха. С этой целью ре­комендуется играть на детских музыкальных духовых инструментах, дуть на плавающие игрушки в тазу, ванной, стремясь на одном выдохе про­гнать их с одного конца до другого, дуть на нитку, удерживая её в откло­нённом положении, — на конце её висит что-то лёгкое (например, ватка); дуть в полую трубочку, конец которой опущен в воду (ею наполнена треть стакана). Всегда следить, чтобы вдох был короткий, без напряжения, плечи не поднимались. Дуть одномоментно можно не более четырёх - пяти раз во избежание головокружения, вызываемого обеднением мозга кислородом.

Игры на развитие дыхания совмещаются с длительным правильным произношением гласных звуков и согласных С, 3, Ш, Ж, Щ, Р, Л. Основным видом деятельности в этом направлении являются игры со звукопоража- ниями: ссс— «Водичка течёт», ззз— «Комар» и др.

Воспитанию правильного дыхания способствуют пение песен, дек­ламация стихов под шаги.

Хорошим материалом для развития дыхания и других средств выра­зительной речи могут быть потешки, скороговорки, загадки. Так, для упражнения в изменении силы голоса они произносятся шёпотом — гром­че — громко; для развития темпа речи — быстро — умеренно — замедленно и наоборот. При разучивании стихотворных текстов особое внимание об­ращается на ритмическую паузу в конце каждой строки, если даже это не конец предложения, фразы. В это время ребёнок делает короткий вдох.

Взрослый должен ставить перед ребёнком конкретную задачу, чтобы малыш знал, чему учиться; цель должна быть чёткой и доступной пони­манию ребёнка: «Запомни стихотворение и прочитай его правильно, красиво». Такое задание побуждает ребёнка нетолько запомнить задан­ный текст, но и добиться выразительности при чтении, в основном путём подражания взрослому.

Наши рекомендации