Игры на развитие слуховой памяти

Запоминай и выполняй».

Выполнение ребёнком четырёх — шести простых действий — словес­ных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку по­сади в машину, куклу дай Кате». Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии четырёх — пяти метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком: «Возьми три картинки, «лук» отдай Оле, «жука» — Коле, «сук» — Ане, «сок» — Ване.

Посмотри и запомни».

Ребёнку показывают и называют три — пять картинок, после чего их закрывают экраном; ребёнок показывает в том же порядке соответствую­щие игрушки или дубликаты картинок, по возможности называет их.

Правильно отберёшь — фишку возьмёшь».

На столе восемь — десять картинок или игрушек. Называются любые три-четыре из них, которые ребёнок отбирает в той же последовательнос­ти и называет их (при условии, если произносит все нужные звуки).

Угадай, что на картинке».

Названные картинки переворачивают рисунком вниз, и ребёнок дол­жен угадать, где лежит та или иная картинка.

Наведи порядок».

Называют пять картинок в любом порядке, ребёнок должен разло­жить их в той же последовательности.

Угадай, чего не стало».

На столе разложены шесть картинок. Две из них один ребёнок от­кладывает к остальным рисункам. Другой ребёнок должен их там найти и назвать.

Возьми свои картинки».

Картинки лежат на столе. Взрослый называет по две-три из них для нескольких детей. Дети находят свои картинки и называют их.

Что я не назвала?»

Обучающий называет пять картинок из десяти, а дети отбирают другие пять и по возможности называют их.

Продавец».

Дети запоминают последовательность, в которой разложены шесть рисунков,

затем рисунки переворачивают; «продавец» предлагает купить, например, «утку», «покупатель» определяет картинку и показывает детям.

Наседка и цыплята».

После того как «наседка» постучит по столу, ребёнок «пищит» столько раз, сколько цыплят нарисовано на его карточке.

Кидай и слушай».

Двое детей кидают друг другу мяч. Если ребёнок слышит слова «раз, два, три», то кидает мяч другому; если же слышит только «раз, два», то до мяча не дотрагивается, иначе получает штрафное очко.

Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

Развитие речевого слуха.

Следующий этап слухового восприятия – узнавание слова на слух в ряду других. Предлагаемые слова постепенно усложняются по звуковому составу:

а) далёкие слова: муха, паук, утка, вата;

б) сходные слова: молоток, колобок, молоко, долото;

в) с постепенным отниманием или наращением зву­ков: дудочки, удочки, краны, раны, рот, крот;

г) слова, различающиеся одним-двумя звуками: мак, рак, бак, так, ток; рот, кот, кок, сок, бок, бот; миска, мишка, шишка, пышка, вышка, мышка;

д) фразы из слов, сходных по звуковому составу: Коля (Оля) держит шарик. Вова мыл (мёл) пол.

Игры на развитие речевого слуха

Кто летает (плавает, едет, бегает)?»

Произносится ряд слов: сокол, молоко, рыба, комар... Дети в нужный момент имитируют руками полёт и произносят: «Летит». Кто ошибается, тот выполняет индивидуальное задание.

Кто к нам пришёл?»

Называется ряд сходных слов, одно из них повторяется много раз, дети отмечают его заранее обусловленным звукоподражанием. Например, слово гвоздь среди других: гусь, кость, куст, гроздь, рост, трость, брось; ответ детей — «тук-тук» или имитация забивания гвоздей.

Телефон».

а)Обучающий называет слово или простую скороговорку первому ребёнку из каждого ряда; по команде впереди сидящие поворачиваются назад и передают сказанное следующим детям. Ряд, в котором слова дойдут до последнего ребёнка быстрее и без искажений, получает «переходящий приз» — флажок, звёздочку...

б)В описываемом ниже варианте игры принимают участие пятеро детей. Обучающий называет четыре сходных слова, например: точка, бочка, дочка, кочка. Четверо ребят по очереди называют одно слово (первый — точка, второй — бочка, третий — дочка, четвёртый — кочка), а пятый произносит первое слово этого ряда и т. д. (Слов должно быть на одно меньше, чем играющих.) Кто ошибается, выходит к столу для выполнения индивидуального задания.

4.«Называй, не зевай!»

Дети получают по две картинки, названия которых сходны по зву­ковому составу. Обучающий произносит слова, а имеющий нужную кар­тинку отвечает условной фразой: «Вот она (он)» или: «У меня мак (лак, лук, сук)» и т. д.

Хорошо послушай».

Предлагается шесть — восемь картинок, среди которых есть близкие по звучанию; следует найти и назвать эти картинки.

Найди пару».

На столе перемешаны картинки: оса, коса, ужи, лужи, пушки, ушки, соль, фасоль, сокол, кол. Ребёнок находит два рисунка со сходными назва­ниями, полученными в результате прибавления или исключения одного- двух звуков.

Догадайся сам».

Картинки разделены на две стопки: в одной картинки лежат рисунком вверх, в другой — рисунком вниз. Предлагается найти картинку которой нет среди открытых. Догадается ли ребёнок, что её там нет, или подаст вместо неё сходную по звуковому составу?

Добавим и запомним».

Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

Запомни фразу».

Обучающий произносит предложение, ребёнок находит соответству­ющий рисунок и, если может, повторяет фразу. Например: У Ани мишка. У Вани мышка. У Зои удочка (дудочка, дочка). Саня упал (упала). У Аси лента. У Васи ленты.

Делай, как слышишь».

Ведущий даёт разные инструкции: руки поднять, в стороны, вперёд, наклониться и т. д. — при этом сам делает другие движения. Ребёнок дол­жен выполнять не то, что видит, а то, что слышит.

Наши рекомендации