По организации развивающей предметно-пространственной среды
Рекомендации
По организации развивающей предметно-пространственной среды
На прогулочных участках в летний период 2017 г.
Развивающая предметная среда --это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.
Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной:
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность -- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды
Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды -- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям надёжности и безопасности их использования.
Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:
ЦЕНТР транспорта
Это единственный уголок площадки, который должен иметь твердое покрытие. На нем может быть нанесена дорожная разметка, размещены атрибуты соответствующих сюжетно - ролевых игр. Зона транспорта может служить и площадкой для игр с мячом, скакалками, в «классики», с мелом и т. п.
Особое место занимает «Автогородок», он организовывается для того, чтобы дети могли применить «на практике» свои знания, в игре закрепить правила поведения на улице, умение различать дорожные знаки, использовать доступные данному возрасту игровые виды транспорта. Стационарные объекты и оборудование площадки:
асфальтированные дорожки, имитирующие проезжую часть улицы города, с разметкой, поворотами и перекрестком;
светофор, дорожные знаки, указатели.
Выносное оборудование:
велосипеды,
самокаты,
машины,
станция ремонта,
заправка.
ЦЕНТР ПЕСКА И ВОДЫ
Оборудование площадки для игр с песком включает:
песочница с увлажнённым песком, собранным в горку;
совки, формочки, ведёрочки, воронки, ведерки, грабли, сито;
плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные), объёмные игрушки (машинки и прочее);
природный материал: ракушки, шишки, камни, веточки;
модели построек: мосты, ворота, замки;
игрушки для игр с водой (надувные, резиновые и плавающие лодочки, катера и прочее, а также пластмассовые и полиэтиленовые баночки, бутылочки);
раскладывают на бортиках бассейна или на столе, который располагается рядом;
предметы для игр экспериментирований с водой: сосуды, насадки с различными отверстиями, емкости разного объема (от блистеров лекарственных средств до ведер), средства для точного переливания воды (шприцы, резиновые груши и т.п.), формы различной степени прозрачности.
ЦЕНТР СВОБОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА)
Спортивная площадка предназначена для свободной двигательной деятельности детей. Летом в этой зоне на стойках, в корзинах размещают моторные игрушки, атрибутику для подвижных и спортивных игр. Обязательно выносится на участок оборудование для развития движений, спортивных игр:
кольцебросы;
скакалки;
велосипеды;
самокаты;
ракетки для игр в бадминтон и малый теннис,
сетки для перебрасывания через них мячей,
кольца с сетками для бросания в них мячей,
мячи разных размеров,
баскетбольная стойка
Актуально и выигрышно смотрятся напольные шахматы и шашки. Обязательно на площадке должны быть различные виды классиков.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ЦЕНТРЫ
Если площадь участка позволяет, то желательно оборудовать тематические игровые площадки: «Строительную», «Зоологическую» или «Сказочную». На них могут быть организованы игры-путешествия.
Рекомендации
по организации развивающей предметно-пространственной среды