Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Организация развивающей предметно-пространственной среды – важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования. Наш детский сад оснащен оборудованием для детской деятельности в помещении и на участке. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, познавательного, художественно-эстетического, социально-коммуникативного развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, группы, а также территории, прилегающей к СП, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательной программы, учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, и обеспечивает:

физкультурно-оздоровительную работу с детьми:

физкультурные уголки во всех группах с набором необходимого оборудования; спортивная площадка (гимнастическая стенка, полоса препятствий и т.д.) познавательное развитие ребёнка;

зона речевого развития: наглядный и раздаточный материал;

пособия для детей; книжный уголок; уголки природы,уголки экспериментирования; огороды, цветники.

сюжетно-ролевые игры; творческие мастерские («Ателье для девочек», «Автомастерская для мальчиков» и т.д.) художественно-эстетическое развитие ребёнка музыкальный зал (баян, музыкальный центр) театральный уголок (ширма для кукольного театра, наборы кукол) наборы костюмов, декораций, атрибутов.

в группах уголки театрализованной деятельности: шапочки, маски, «уголки ряжений» в группах зоны художественного творчества с набором карандашей, красок, пластилина,

бросового материала, выставки, изостудия (наглядные пособия, репродукции, образцы народных промыслов и др.).

Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Так, например, в младших группах имеются большие пирамиды, которые позволяют закреплять знания по сенсорике в процессе двигательной активности детей при ее сборе. Большие подставки с дорожками для прокатывания фигурок развивают у малышей первые навыки групповой работы, умения договариваться, и конечно способствуют развитию мелкой моторики.

Организация развивающей среды в нашем СП строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Мы обогатили среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

В группах старших дошкольников много различных материалов, способствующих овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.

Имеются в оборудовании старших дошкольников материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

В летнее время, когда большую часть времени дети проводят на прогулочных площадках, развивающая среда переноситься на свежий воздух, в беседки, на игровые площадки, где дети смогли бы реализовать свои потребности в развитии, самостоятельности, движении, игре в любое время года.

Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создаётся за счёт вариативного и рационального использования помещений как групповых, так и помещений СП в целом.

Постоянное проведение конкурсов внутри СП направлено на обновление и усовершенствование развивающей среды.

Создавая предметно-развивающую среду по требованиям ФГОС, мы руководствовались следующим:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной.

3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

3.2.1.Методическая литература, позволяющая ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М., Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005.

Типушкова М.В. Зольникова И. П. Программа физкультурно-оздоровительной работы

«Лучи здоровья», г. Новокуйбышевск, ООО «Евро-Лайн плюс», 2008

Литвинова О.М. «Система физического воспитания в ДОУ» Волгоград, Издательство

«Учитель», 2007

Шишкина В.А., Мащенко М.В. «Какая физкультура нужна дошкольнику» М., Просвещение,

Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду», М., «Мозаика – синтез», 2009

Фролов В.Г. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке», М. Просвещение,

Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольника» М. «ВАКО», 2005

Щербак А.П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999

Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» М. Просвещение, 1992 Луконина Н, Чадова Л. «Физкультурные праздники в детском саду» М. АЙРИС ПРЕСС,

Картошина М.Ю. «Сценарий оздоровительных досугов для детей» М. Твор. Центр, 2007

Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. «Физкультурные праздники в детском саду» М., 2008

Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» М. АЙРИС ПРЕСС, 2003

Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2009-2010

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-синтез,

2005-2010

М.М. Безруких, Т.А. Филиппова Разговор о правильном питании. – М.: Олма-Пресс, 2000.

М.Д. Маханева Воспитание здорового ребёнка.-М.: Аркти, 1997.

Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Н.Н.Авдеева., О.Л Князева., Р.Б.Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн.для воспитателей детского сада. К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина., Л.А.Кондрыкинская.-5-е изд.-М.: Просвещение, 2005.

Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. Г.А.Шорыгина.-М.: ТЦ «Сфера», 2008.

Школа дорожных наук. О.Ю. Старцева. М.: ТЦ «Сфера», 2008.

Азбука дорожного движения. Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева. М.: «Дрофа», 2007.

Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Т.Ф. Саулина, изд-во «Мозаика-Синтез», М.2008.

Правила дорожного движения. Т.Г. Кобзева, Н.А. Холодова, Г.С. Александрова, «Учитель», 2010.

Дошкольникам о правилах дорожного движения. Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко, М.

«Просвещение», 1979.

Артамонова О. Предметно-пространственная сфера: её роль в развитии личности. – М.:

ДОМ, 2007.

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. М.: «Аркти», 2007.

Буре Р., Островская Л. Воспитатель и дети. – М.,2004

Галицина Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. М, М-С, 2005.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2006-2010.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2007-2010.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2008-2010.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2009-2010.

Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаикасинтез, 2008-2010

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-синтез,

2007-2010

Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. М.

«Аркти», 2005.

Петрова В.И. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-синтез,

2006-2010

Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2007-

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. Просвещение,

Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольном. М. Мозаика-синтез, 2004 Волчкова В Н., Степанова Н.В. Экология. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.

Воронеж, ТЦ «Учитель» 2005

Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. М. Творческий центр, 2008

Дик Н.Ф. Развивающие занятия для дошкольников по экологии. М. Русское слово. 2006

Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М. ВАКО, 2008

Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. Т.С.Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа.

Л.В.Куцакова. – М.:. Совершенство, 1999. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.2007.

Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. М.2006

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.– М.: Мозаика-синтез, 20082010.

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 4-5 лет. – М.: 2009.

Гризик Т.И. Познаю мир. – М. Просвещение. 2000

Гризик Т.И. Познаю мир. – М. Издательский дом «Воспитание дошкольников». 2004

Куцакова Л.В. Занятие по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-синтез, 2006-2010.

Куцакова Л.В. Занятие по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-синтез, 2006-2010.

Куцакова Л.В. Занятие по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: Мозаика-синтез, 2006-2010.

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд: Пособие для педагогов и родителей. – М., 2007. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Новикова В.П. Математика в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Новикова В.П. Математика в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Новикова В.П. Математика в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет. Под. Ред. О.М. Дьяченко.– М.: Просвещение, 1991

Н.И. Кобитина, Дошкольникам о технике. М.: Просвещение, 1991

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2011.

Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений. Сост. Г.И. Николайчук. – Ровно, 2011.

Занятия по развитию речи в детском саду. Под. Ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1985.

Литература и фантазия. Сост. Л.Е.Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.

Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М.:. 1987.

Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.

Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. – ТЦ «Сфера», М. 2008.

Гриценко З. Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. – М., 1997.

Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. -2009. - №6

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 2008

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – М., 2010

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М., 2010

«Природа и художник». Копцева Т.А. – М.: Сфера, 2001

Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество». Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. – М.:,2002.

Гераскина Л. «Ожидание чуда» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2010

Арсенина Е.Н. «Музыкальные занятия. Подготовительная группа», Волгоград «Учитель, 2010

Арсенина Е.Н. «Музыкальные занятия. Средняя группа», Волгоград «Учитель, 2014

Арсенина Е.Н. «Музыкальные занятия. Старшая группа», Волгоград «Учитель, 2013 Морева Н.А. «Музыкальные занятия и развлечения» в дошкольном учреждении» М., Просвещение 2004

Андропова С.Ю. «Осень зимушку ведёт. Праздники для дошкольников» Волгоград,

Издательство «Учитель», 2008

Горькова Л.Г. Обухова Л.А., Петелин А.С. «Праздники и развлечения в детском саду» М.,

«ВАКО» 2004

Лапшина Г.А. «Праздники в детском саду» Волгоград, Издательство «Учитель», 2009

Шушакова Е.»Праздничные сценарии для детского сада» М,, АЙРИС- ПРЕСС, 2008

Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста», М,, АЙРИС- ПРЕСС, 2003

Луконина Н., Чалова Л. «Праздники в детском саду от 3 до 4 лет» М,, АЙРИС- ПРЕСС, 2010

Аудиодиски с записями музыкальных произведений и песен программа «Ладушки» для всех групп.

Аудиодиски. «Классика детям»

Журналы «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Справочник старшего воспитателя», «Здоровье дошкольника», «Воспитатель», «Обруч».

IV. Дополнительный раздел программы

Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад № 105» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы

Цели реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Образовательная программа имеет общеразвивающую направленность и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:

Социально – коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно – эстетическое;

Физическое развитие.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, и включает три основных раздела:

целевой, содержательный, организационный.

В Программе описаны особенности организации специфических детских видов деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Содержание и формы взаимодействия с детьми, описанные в Программе отражают возрастные возможности детей, учитывает их анатомо-физиологические, психофизиологические, возрастные особенности. Формы и методы общения с детьми позволяют обеспечить благоприятные условия для развития детей в раннем, младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

В программе описаны такие формы организации процесса взаимодействия взрослого и детей, которые позволяют обеспечивать субъектную позицию участников педагогического общения, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность детей.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду для реализации общей цели: развитие личности ребенка в различных видах общения и деятельности.

Наши педагоги вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому они выбирают различные технологии, соответствующее содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

- единый подход к процессу воспитания ребёнка;

- открытость дошкольного учреждения для родителей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

- уважение и доброжелательность друг к другу;

- дифференцированный подход к каждой семье;

- равно ответственность родителей и педагогов.

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Система работы с родителями включает:

- ознакомление родителей с результатами работы на общих родительских собраниях, с анализом участия родительской общественности в жизни детского сада;

- ознакомление родителей с содержанием работы, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;

- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета

- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Наши рекомендации