Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.

Оборудование для развивающей предметно-пространственной среды полностью соответствует примерному комплексно-тематическому планированию настоящей Программы в котором (в графе формы и

средства работы) указывается, какое именно оборудование используется при организации образовательной деятельности (для каждой тематической недели как единицы комплексного содержательного планирования).

Перечень оборудования, обеспечивающего реализацию Программы, представлен в приложении .Предлагаемое оборудование соответствует требованиям к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.3), а именно:

• отвечают особенностям каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;

• обеспечивают возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

• являются содержательно насыщенными, трансформируемыми,полифункциональными, вариативными, доступными и безопасными;

• обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• обеспечивают двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• обеспечивают эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

• обеспечивают возможность самовыражения детей;

• соответствуют требованиям надёжности и безопасности при использовании.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных

составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

Важным условием организации жизни детей является создание игибкое проектирование развивающей среды детского сада и каждой дошкольной группы.

Требования к организации предметно-развивающей среды:

• обеспечение безопасности и соответствия физиологическим потребностям ребёнка в движении;

• соответствие мебели физическим параметрам развития детей (росту, возможностям здоровья и т.п.);

• наличие разнообразного игрового оборудования, соответствующего возрасту детей и образовательным задачам;

• использование компактной, легко трансформируемой детской мебели (выдвижные и раскладные кровати, складные и сдвигающиеся столы и стулья, мягкие модули и др.) в целях обеспечения оптимальной двигательной активности детей в течение дня, высвобождения дополнительных площадей для полноценной игровой деятельности, а также гибкого моделирования образовательного пространства в зависимости от образовательных задач;

• наличие различного «неоформленного», «бросового» материала для организации творческого ручного труда, проведения опытов и экспериментирования (шишки, пуговицы, бусины, кусочки кожи и ткани, камешки, брусочки, нитки, солома и др.);

• наличие оборудования для зонирования и гибкого проектирования пространства (ширмы, перегородки, игровые модули и др.);

• изменение предметно-развивающей среды помещения в соответствии с образовательными акцентами, но не реже одного раза в неделю (в соответствии с темой недели);

• доступность игрового оборудования, материалов для творческой деятельности (изобразительной, музыкальной танцевальной, театральной и др.), игрушек, дидактических материалов, размещение их в поле зрения ребёнка и обеспечение возможности свободного использования;

• обеспечение эстетического оформления пространства в группе и других помещениях, ориентированного на психологический комфорт ребёнка (цветовая гамма, удобство, комфорт, эстетика и т.д.);

• совместное с детьми изменение и проектирование образовательного пространства.

Необходимо уделять особое внимание созданию развивающей речевой среды как фактору развития речи и общения. Среда общения строится всеми участниками образовательного процесса: педагог — ребёнок, ребёнок — ребёнок, педагог — родитель, ребёнок — родитель.

Наши рекомендации