Центр трудовой и экспериментальной деятельности
(огород, экологическая тропа детского сада, экологические точки на участке группы)
Посев семян, наблюдение за ростом растений и уход за ними — прекрасная познавательная практика для детей!
Труд детей на огороде организуется в следующих формах: индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводится в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку. Обязательное условие – детская документация (в любом, удобном для детей и педагогов, варианте). Например: график дежурств, дневник наблюдений и т.п.
При грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая. Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.
Необходимо создать условия для детского труда, позаботиться о том, чтобы у ребенка было оборудование, соответствующее его силам и возможностям:
Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд).
Метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора.
Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев.
Тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев.
Инструменты для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы.
Лейки.
Для организации познавательно-исследовательской деятельности детей пригодятся:
различные лупы (микроскоп),
прозрачные ёмкости для наблюдения за насекомыми,
сачки,
флюгеры,
игры из серии «Юный ученый» и т.д.
Инвентарь, используемый детьми в процессе трудовой и экспериментальной деятельности в природе, хранится на участке детского сада, в шкафах, где сделаны полки, удобные для детей.
КОНСТРУКТИВНО – МОДЕЛИРУЮЩИЙ (СЕНСОМОТОРНЫЙ) ЦЕНТР
Для игр со строительным материалом в летнее время отводится место на утрамбованной площадке под навесом. Площадка для строительных игр должна находиться в таком месте, чтобы детям никто не мешал, развернуть строительство и была возможность сохранить постройки.
Для игр на участке лучше иметь отдельный строительный набор, который хранят на небольших стеллажах со съемными или выдвижными дверками. Это позволит оставлять строительный материал в течение всего летнего времени на участке. Рядом ставятся ящики или коробки с игрушками, необходимые для игр со строителем.
ЦЕНТР ПЕСКА И ВОДЫ
Оборудование площадки для игр с песком включает:
песочница с увлажнённым песком, собранным в горку;
совки, формочки, ведёрочки, воронки, ведерки, грабли, сито;
плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные), объёмные игрушки (машинки и прочее);
природный материал: ракушки, шишки, камни, веточки;
модели построек: мосты, ворота, замки;
игрушки для игр с водой (надувные, резиновые и плавающие лодочки, катера и прочее, а также пластмассовые и полиэтиленовые баночки, бутылочки);
раскладывают на бортиках бассейна или на столе, который располагается рядом;
предметы для игр экспериментирований с водой: сосуды, насадки с различными отверстиями, емкости разного объема (от блистеров лекарственных средств до ведер), средства для точного переливания воды (шприцы, резиновые груши и т.п.), формы различной степени прозрачности.