Тема 4. Закупочная логистика
Вопрос 14: «Функциональные области логистики, их отличия»
Управление материальным потоком на отдельных этапах его прохождения имеет определенную специфику, в соответствии с которой выделяют пять функциональных областей логистики:
· Закупочная;
· Производственная;
· Распределительная;
· Транспортная;
· Информационная.
В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решается задача закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение. Любое производственное предприятие имеет соответствующую службу.
В процессе управления материальным потоком внутри предприятия решаются задачи производственной логистики, сфера которой тесно соприкасается с закупками материалов и распределением готовой продукции.
При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи распределительной логистики. Это относится как к производству, так и к торгово-посредническим предприятиям. На этом этапе решается вопрос обеспечения определенного уровня логистического сервиса.
При транспортировке товаров решаются задачи транспортной логистики. Круг задач решаемых на этом этапе зависит прежде всего, от расположения места отправления и назначения грузов, расстояния транспортировки, рода и ценности груза.
В информационной логистике основным объектом исследования являются информационные системы, обеспечивающие управление материального потока, используемая техника, информационные технологии, а так же возможность организации электронного документооборота при перемещениях материального потока.
Вопрос 15: «Задачи выполняемые закупочной логистикой»
Основная цель закупочной логистики – удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Достижение этой цели зависит от ряда задач.
Основные вопросы на которые следует ответить при обеспечении предприятия предметами труда.
1. Какой вид сырья материалов или комплектующих необходимо закупить.
2. В каком количестве.
3. Кто будет поставщиком.
4. На каких условиях будут производится закупки.
К этому традиционному перечню вопросов логистика добавляет свои:
· Как системно увязать закупки с производством и сбытом
· Как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками
Рассмотрим более подробно задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике.
1. Определение потребности в материальных ресурсах – рассчитываются потребности в материалах, комплектующих, устанавливаются требования к массе, размеру другим параметрам поставок. Может решатся задача «Сделать или купить?», которая заключается в сравнении двух вариантов: приобретении данного материала у поставщика или производство его на собственном предприятии.
2. Исследование рынка закупок и выбор поставщика – определяются все возможные поставщики, создаются базы данных о них, на основе определенных критериев выбирается оптимальный поставщик.
3. Заключение договора на закупку необходимых материальных ресурсов – начинается с проведения переговоров и завершается заключением контракта на определенных условиях. Договорные отношения формируют связи, рационализация которых так же является задачей логистики.
4. Подготовка бюджета закупок – существенная часть логистики, т.к. необходимо знать, во сколько предприятию обходятся те или иные работы и принятые решения. При этом определяются следующие виды затрат:
· Выполнение заказов по основным видам материальных ресурсов
· Транспортировка экспедирование и страхование груза
· Приемка и проверка материальных ресурсов
· Поиск информации о потенциальных поставщиках
5. Координация и системная взаимосвязь закупок производством, сбытом и складированием – решается посредством системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а так же тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, технологии и техники.
16: «Критерии оптимального выбора поставщика»
1. Стоимость приобретения продукции или услуг
2. Качество обслуживания
Качество обслуживания:
· Качество продукции/услуги
· Надежность обслуживания
Надежность обслуживания оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя.
Кроме основных критериев, существуют и дополнительные критерии:
· Удаленность от потребителя
· Сроки выполнения текущих и экстренных заказов
· Организация управления качеством продукции у поставщика
· Способность поставщика обеспечить поставку запчастей в течении всего срока службы поставленного оборудования
· Кредитоспособность и финансовое положение поставщика.
Использование матричного метода для оценки поставщика товаров
Наименование критерия выбора | Значимость критерия | Поставщики | |||
Надежность поставок | 0,3 | ||||
Время на выполнение заказов | 0,2 | ||||
Цена товаров | 0,4 | ||||
Финансовое положение | 0,1 | ||||
Рейтинг поставщика, баллы | 10*0,3+8*0,2+7*0,4+10*0,1=8,4 | 6,9 | 9,2 | 8,4 |
При оценке нескольких поставщиков обычно используют методы экспертных оценок. Рассмотрим один из таких методов: «Матричный метод оценки»
Для оценки поставщика выбирается несколько критериев. Далее каждому критерию присваивается степень его значимости для предприятия сумма показателей значимости должна быть равна единице.
После этого каждый поставщик оценивается экспертами по выбранным критериям. При этом каждому свойству присваиваются баллы (1-10). Затем строится матрица, в которой указываются оцененные значения и рассчитывается рейтинг поставщика как сумма произведений выбранного критерия на его значимость.
Таким образом, мы получили, что наиболее выгодно делать закупки у поставщика №3 у которого высокая надежность поставок и приемлемые цены.
Вопрос 17: «Правовые основы закупок»
Грамотное ведение закупочных операций требует отдельных знаний основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.
Договор купли/продажи содержит комплекс условий по правам и объязательствам сторон:
1. Предмет контракта включает:
· Наименование товаров
· Количество товаров
· Краткое описание товаров
· Базисные условия поставки (incoterms) товаров
Если договором предусмотрена поставка товаров разных качественных характеристик или разного ассортимента, то они перечисляются в спецификации, прилагаемой к договору.
2. Цена и общая сумма контракта.
Одним из факторов влияющих на цену товара являются применяемые базисные условия договора купли/продажи. Так цена контракта будет минимальной при улови «франко-завод», т.к. в цену товара не включаются издержки по транспортировке, погрузке/выгрузке, таможенные пошлины и др. По мере приближения к группе D цена увеличивается и достигает максимального значения при использовании термина «DDP» (поставка с уплатой пошлины).
В договорах купли/продажи могут применятся различные цены:
А) Твердая (фиксированная) цена – вносится в контракт на переговорах и не подлежит изменению в ходе его исполнения. Данный способ фиксации цены больше подходит для краткосрочных сделок (год, полтора)
Б) Цена с последующей фиксацией (плавающая) – она прямо не указывается в контракте. В этом случае описывается способ установления цены в будущем на момент исполнения контракта. Пример: может быть предусмотрено установление контрактных цен по уровню биржевых котировок на день поставки или платежа.
В) Скользящая цена – фиксация исходной цены в контракте, которая в течении исполнения соглашения может изменится по согласованному сторонами методу при изменении цен на комплектующие или на рабочую силу.
3. Условия платежа.
В современной торговле все расчеты за оптовые товарные поставки осуществляются в безналичной форме между банками продавца и покупателя по их письменным инструкциям и приказам. В данной статье договора устанавливаются:
· Вид валюты платежа
· Способ и порядок расчетов за поставленный товар
· Сроки и место платежа
· Перечень документов предоставляемых к оплате
· Защитные меры против необоснованной задержки платежа либо других нарушений платежных условий контракта.
4. Сроки поставки – это момент, когда продавец обязан передать товар в собственность покупателю.
Определенное в договоре количества товара может быть поставлено единовременно или по частям. Срок поставки может быть установлен определением календарного дня поставки или определением периода, в течении которого должна быть произведена поставка.
5. Транспортные условия контрактов.
Раздел наиболее важен для перевозчика, т.к. определяет условия обработки транспортного средства, места погрузки/выгрузки в зависимости от базисных условий поставки.
Например, при условии CIF в контракте купли/продажи оговариваются условия обработки судна в порту выгрузки, а условия обработки в порту погрузки оговариваются между продавцом (фрахтователем) и судовладельцем.
6. Страхование.
Им сопровождаются все договоры купли/продажи. В зависимости от учловий договора эта обязанность лежит либо на продавце, либо на покупателе. Если же формой сделки такая обязанность не оговорена, то сторона которая несет риск утраты или повреждения товаров во время транспортировки, сама заинтересована в его страховании. В договоре стороны должны предусмотреть ответы на следующие вопросы:
· Какой груз подлежит страхованию
· От каких рисков производится страхование
· Какая из сторон осуществляет страхование и в чью пользу оно производится
· Условия страхования
Помимо выше перечисленных основных условий в договор/купли продажи могут быть включены следующие условия:
· Гарантии и рекламации
· Ответственность сторон
· Штрафные санкции
· Порядок урегулирования споров
· Форс-мажорные обстоятельства и др.