Закупочная деятельность в логистике. Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами

Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

 элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

 самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материальных ресурсах с наибольшей экономической эффективностью. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) рационализировать сроки закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, станут дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу;

2) обеспечить соответствие количества поставок и потребностей в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).

Важнейшей функцией служб снабжения является выбор поставщика для фирмы. Осуществляется тремя методами:

1) через торгового агента;

2) путем коллегиального обсуждения (отдел закупок, производственный отдел и отдел технического контроля качества продукции);

3) через посреднические фирмы.

Выбор формы снабжения (транзитной или складской) зависит от объема потребления материальных ресурсов в отдельные плановые периоды. Чем больше объем потребления, тем больше возможностей для получения продукции транзитом. Исключение возможно в случае, когда материальные ресурсы поставщика потребляет только одно предприятие-потребитель. В этом случае принимается транзитная форма снабжения.

Выбор формы поставок, кроме того, зависит и от общих затрат; последние включают:

■ расходы по завозу продукции на склад предприятия-изготовителя;

■ потери, связанные с отвлечением из оборота денежных средств, вложенных в запасы;

■ расходы по хранению запасов на складе предприятия-потребителя;

■ капитальные вложения на создание складского хозяйства.

Основные задачи снабжения предприятия материальными ресурсами:

■ анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов;

■ определение метода закупок;

■ согласованность цены и заключение договора;

■ установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;

■ организация размещения товаров на складе.

В процессе планирования закупок необходимо определить:

■ какие материалы требуются;

■ количество материалов, которые понадобятся для производства продукта;

■ время, когда они понадобятся;

■ возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;

■ требуемые площади складских помещений;

■ издержки на закупки;

■ возможности организации производства материальных ресурсов на своем предприятии.

Закупки могут осуществляться следующим образом.

1. Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

2. Регулярные закупки мелкими партиями. Покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления каждой партии; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Недостатки

вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.

3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:

■ полный перечень товаров;

■ количество товара, имеющегося на складе;

■ требуемое количество товаров.

Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.

4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

■ количество не устанавливается, а определяется приблизительно;

■ поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

■ оплачивается только поставленное количество товара;

■ по стечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.

5. Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода — покупка эпизодически используемых товаров и (или) когда их невозможно получать по мере необходимости. Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток метода — в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкие партии заказов и множество поставщиков.

Наши рекомендации