Экскурсия для школьников – как туристический продукт
В настоящее время экскурсионная деятельность на территории Оренбургской области регулируется Федеральным Законом от 24 ноября 1996 года № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ», региональным законом от 31 июля 2000 года 595/148-ОЗ «О туристской деятельности на территории Оренбургской области». Важной составной частью системы управления в сфере туризма является постановление Правительства Оренбургской области № 640-пп от 14.09.2010 года «Об утверждении областной целевой программы «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011 – 2016 годы».
Для образовательных учреждений действуют: «Инструкция по организации и проведению туристских… экспедиций, и экскурсий… с учащимися… Российской Федерации», утверждённая приказом № 293 Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 года; письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 07 декабря 1998 г. № 654/19-15 «Об организации учебно-тематических экскурсий… учащихся образовательных учреждений России», «Правила организации специальных (школьных) перевозок учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Оренбургской области», утверждённые постановлением правительства Оренбургской области № 23-п от 05 февраля 2004 года,
Экскурсионное обслуживание— организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания.
Экскурсия представляет собой сердцевину туризма. Экскурсия - это коллективная (индивидуальная) поездка или прогулка, продолжительностью не более 24 часов с научно-образовательными или познавательными целями, во время которой осуществляется методически продуманный показ достопримечательных мест, объектов природы, памятников истории и культурного наследия, в сопровождении рассказа гида-экскурсовода по предварительно утвержденному маршруту, а также - процесс передачи определенной суммы знаний, направленной на удовлетворение духовных, эстетических, информационных и других нематериальных потребностей туристов.
В настоящее время, основная масса туристов пользуется групповыми экскурсиями. К экскурсиям предъявляются определенные требования. Главное требование к любой экскурсии – ее должен проводить высококвалифицированный гид (гид-экскурсовод, гид-аниматор). К нему предъявляются не только специальные квалификационные требования, но и личностные: способности, интуиция, эмоциональность, терпение, эрудиция, коммуникабельность и др.
Экскурсии – это реальная возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной местности и ее народа
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику.
В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность
Принцип научности определяет научный характер экскурсии как формы воспитания и образования.
Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке к экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам.
Материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в стране.
Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций.
Так, посещая загородную экскурсию, ее участники не только удовлетворяют потребность в познании, но и в сочетании с эмоциональными и интеллектуальными нагрузками ликвидируют дефицит движения, повышают эффективность обмена информацией в процессе общения друг с другом.
Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха на примере ООО «Автотрейд», следует иметь в виду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов.