Виртуальная экскурсия как средство развития познавательных ууд младших школьников на внеклассных занятиях по истории и культуре спб

Курсовая работа

На тему

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ СПб

студентки 231 группы

Бараковой Ирины Олеговны

специальность 050146

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель

Соловьев Андрей Сергеевич

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение. 3

1. Понятие универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия. 6

2. Особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. 13

3. Методика проведения виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях в начальной школе. 20

4. Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу» в начальной школе. 27

Заключение. 30

Список литературы.. 33

Введение

Одной из приоритетных задач современного начального образования выступает формирование универсальных учебных действий.

«Планируемые результаты» федерального государственного образовательного стандарта второго поколения определяют предметные, метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения - это формирование универсальных учебных действий, умений и навыков.

Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта.

Особое место в стандарте отводится формированию познавательной компетентности младшего школьника, что обусловлено наличием целого комплекса проблем – снижению познавательной активности обучающихся, их неумением, а иногда и нежеланием ставить перед собой учебные задачи и самостоятельно находить их решение, анализировать собственную учебную деятельность.

Вместе с тем, ФГОС НОО предъявляет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

3. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. [18]

Таким образом, содержание не только каждого учебного предмета, но и внеклассной работы должно обеспечивать реализацию этих задач, которые в свою очередь связаны с организацией познавательной деятельности школьника и повышением его познавательной активности.

Направленность процесса обучения на выполнение всех вышеперечисленных требований диктует острую необходимость поиска новых средств, методов и приемов организации познавательной деятельности младших школьников, обеспечивающих формирование их познавательной компетентности. [9, стр.178-180]

Познавательно-исследовательскую деятельность учеников реализуют различные формы организации. Экскурсии являются эффективной формой организации учебной деятельности, но в настоящее время теряют свою популярность, в связи с рядом факторов. В том числе это связано с недоступностью большинства объектов. В настоящее время в связи с внедрением в образовательный процесс информационных технологий у преподавателей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий с использованием средств новейших информационных технологий.

Проведение виртуальной экскурсии, с точки зрения целей и задач, мало чем отличается от реальной. Использование виртуальных экскурсий позволяет выполнить практическую часть государственной программы в полном объеме.

Учитывая вышеизложенное, мы увидели необходимость попробовать выяснить, как виртуальная экскурсия может способствовать развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга.

Цель нашего исследования – определить возможности использования виртуальных экскурсий с целью развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга

В соответствии с целью работы мы сформулировали следующие задачи:

1. Определить сущность понятия универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия.

2. Выявить особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

3. Уточнить понятие «Виртуальная экскурсия» и выявить особенности ее проведения в начальной школе.

4. Охарактеризовать приемы использования виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга с целью развития познавательных УУД обучающихся.

Заключение

Целью нашей курсовой работы было определение возможностей использования виртуальных экскурсий с целью развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга.

В ходе решения первой задачи исследования мы выявили, что под универсальными учебными действиями понимают совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его развитию у него способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также умения учиться.

К основным видам универсальных учебных действий относят личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

В аспекте темы нашей курсовой работы нас интересовали познавательные универсальные учебные действия, поэтому мы дали им более подробную характеристику. Мы выяснили, что познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

В ходе решения второй задачи курсовой работы, мы выяснили, что при формировании познавательных УУД необходимо учитывать особенности развития их познавательных процессов – памяти, воображения, внимания. Также необходимо учитывать особенности мышления детей данного возраста, в первую очередь конкретно-образный характер мышления, который может вызвать трудности в восприятии учебной информации. Поэтому она должна быть как можно более наглядной и образной, при этом сочетающей в себе элементы индуктивного и проблемного подходов.

В ходе решения третьей задачи курсовой работы мы рассмотрели понятие «виртуальной экскурсии» и особенности ее организации в начальной школе. Так, под виртуальной экскурсией понимают организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д., сочетающую рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей.

Также нами были выделены методические рекомендации по подготовке и организации виртуальной экскурсии в начальной школе:

К ним относятся необходимость планирования работы над экскурсией, подготовка фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т.д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса УУД, в том числе познавательных.

Также следует учесть, что в 3-4 классах учащиеся сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу. В качестве самостоятельной работы по итогам подобного мероприятия учащимся можно дать задание посетить с родителями изученные достопримечательности (предварительно выдав им схемы), провести мини-экскурсию для родителей и написать о ней отчет.

В ходе решения четвертой задачи нами был проанализирован конкретный пример организации виртуально экскурсии на внеклассном занятии по истории и культуре Санкт-Петербурга по теме «История моего города».

Таким образом, виртуальные экскурсии является новым эффективным презентационным инструментом на занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места и любой достопримечательности города, стимуляция самостоятельной познавательной активности обучающихся.

Мы не утверждаем, что использование виртуальных экскурсий на внеклассных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга является уникальным средством, способствующим развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников за несколько занятий, однако их использование целесообразно в комплексе с использованием других средств обучения, а также постоянной связью с самостоятельной работой обучающихся. Только при учете данных условий можно обеспечить формирование познавательной познавательных УУД младших школьников.

Мы считаем, что тема нашей курсовой работы имеет теоретическую и практическую значимость, а сделанные нами теоретические выводы будут апробированы в ходе преддипломной практики.

Список литературы

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе – М., «Владос»,2004 г. – 240с

2. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы //Литература в школе. – 2010. – №10. –22-24 с.

3. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя — М.: «Просвещение», 2011. — 151 с.

4. Василенко Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ – М.: «Грамотей», 2013. – 32 с.

5. Гудалина Г.М. Методика проведения виртуальной экскурсии – [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/04/08/metodika-provedeniya-virtualnoy-ekskursii

6. Елисеева Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа, 2013. — С. 91-94.

7. Казачкова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности //. – 2- е изд., стереотип. – М.: «Планета», 2013. – 256 с.

8. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования — М.: «Линка-Пресс», 2012. – 284 с.

9. Козина Е.Ф., Степанян, Е.Н. Методика преподавания естествознания — М.: «Академия»,2008.

10. Корнеева А.А. Виртуальная экскурсия как метод обучения в начальной школе – [Электронный ресурс]:http://www.prodlenka.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=150455&cf_id=24

11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: «Питер», 2005. — 940 с.

12. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника. //Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии — Оренбург: « ОГПУ», 2005. — 240 с

13. Кузьменкова О.В. и др. —Возрастная и педагогическая психология. // учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии — Оренбург: «ОГПУ», 2005. — 288 с.

14. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании :// Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11. –59 с.

15. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: «Академия»,2006. — 608 с.

16. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов :// Начальная школа. – 2012. - № 10. –6 с.

Курсовая работа

На тему

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ СПб

студентки 231 группы

Бараковой Ирины Олеговны

специальность 050146

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель

Соловьев Андрей Сергеевич

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение. 3

1. Понятие универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия. 6

2. Особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. 13

3. Методика проведения виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях в начальной школе. 20

4. Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу» в начальной школе. 27

Заключение. 30

Список литературы.. 33

Введение

Одной из приоритетных задач современного начального образования выступает формирование универсальных учебных действий.

«Планируемые результаты» федерального государственного образовательного стандарта второго поколения определяют предметные, метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения - это формирование универсальных учебных действий, умений и навыков.

Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта.

Особое место в стандарте отводится формированию познавательной компетентности младшего школьника, что обусловлено наличием целого комплекса проблем – снижению познавательной активности обучающихся, их неумением, а иногда и нежеланием ставить перед собой учебные задачи и самостоятельно находить их решение, анализировать собственную учебную деятельность.

Вместе с тем, ФГОС НОО предъявляет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

3. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. [18]

Таким образом, содержание не только каждого учебного предмета, но и внеклассной работы должно обеспечивать реализацию этих задач, которые в свою очередь связаны с организацией познавательной деятельности школьника и повышением его познавательной активности.

Направленность процесса обучения на выполнение всех вышеперечисленных требований диктует острую необходимость поиска новых средств, методов и приемов организации познавательной деятельности младших школьников, обеспечивающих формирование их познавательной компетентности. [9, стр.178-180]

Познавательно-исследовательскую деятельность учеников реализуют различные формы организации. Экскурсии являются эффективной формой организации учебной деятельности, но в настоящее время теряют свою популярность, в связи с рядом факторов. В том числе это связано с недоступностью большинства объектов. В настоящее время в связи с внедрением в образовательный процесс информационных технологий у преподавателей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий с использованием средств новейших информационных технологий.

Проведение виртуальной экскурсии, с точки зрения целей и задач, мало чем отличается от реальной. Использование виртуальных экскурсий позволяет выполнить практическую часть государственной программы в полном объеме.

Учитывая вышеизложенное, мы увидели необходимость попробовать выяснить, как виртуальная экскурсия может способствовать развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга.

Цель нашего исследования – определить возможности использования виртуальных экскурсий с целью развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга

В соответствии с целью работы мы сформулировали следующие задачи:

1. Определить сущность понятия универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия.

2. Выявить особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

3. Уточнить понятие «Виртуальная экскурсия» и выявить особенности ее проведения в начальной школе.

4. Охарактеризовать приемы использования виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга с целью развития познавательных УУД обучающихся.


Наши рекомендации