Общественный продукт, сущность и структура. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

Общественный продукт - это выраженная в рыночных ценах совокупность товаров и услуг, произведенных в течение одного года.

Говоря об общественном продукте, мы имеем в виду такую комбинацию имеющихся в обществе факторов производства, которая позволяет в течение одного года получать, возможно, большую массу товаров. Поэтому в нем отражается эффективность национальной экономики и благосостояние народа.

Экономисты, оставившие сколько-нибудь заметный след в теории воспроизводства, стремились раскрыть структуру общественного продукта по натурально-вещественному содержанию, функциональному значению и стоимости (ценности). Так, Ф.Кенэ, создавая экономическую таблицу, выделял из общественного продукта продукцию сельского хозяйства и промышленности, в пределах которых он разграничивал средства производства и предметы потребления.

А.Смит выделял две группы рабочих, одна из которых занята производством средств производства, а другая — предметов потребления.

К.Маркс на основе такой структуры общественного продукта обосновывал деление общественного производства на два соответствующих подразделения.

Такого же подхода к анализу общественного воспроизводства придерживался и Дж.М. Кейнс, однако применительно лишь к сфере обращения. Он не мог не заметить, что весь общественный продукт делится на две группы товаров: средства производства и предметы потребления. Но особенность его подхода состоит в том, что при определениивеличины потребления он вычитает из всей совокупности продаж средства производства (по определению Кейнса, это то, что предприниматели покупают друг у друга) и получает объем продаж предметов потребления, справедливо утверждая, что в своем движении они подчиняются несколько отличающимся закономерностям.

Стоимостная структура общественного продукта является важнейшей проблемой исследования общественного воспроизводства, ибо последняя выступает как проблема возмещения всего общественного продукта в натурально-вещественной форме и по стоимости.

Первое наиболее полное представление о стоимостной структуре общественного продукта мы находим у К.Маркса, показавшего, что структура стоимости как отдельного товара, так и общественного продукта, состоит из двух частей, соответствующих участвующим в самом процессе производства двум факторам (материально-вещественному и личному), а именно: из материальных затрат и вновь созданной стоимости. Последняя включает необходимый продукт (необходимый для воспроизводства рабочей силы) и прибавочный продукт (необходимый для расширения производства, а также удовлетворения общественных потребностей).

Стоимостную структуру общественного продукта рассматривал и Дж.М. Кейнс. Но и здесь, как и в исследовании натурально-вещественного состава общественного продукта, он исходил не только из процесса производства, но и из процесса обращения, где стоимостная структура получала свой завершенный вид.

Согласно западной экономической мысли, в стоимостной структуре общественного продукта выделяются четыре элемента:

1) издержки использования (U);

2) факториальные издержки (F);

3) добавочные издержки (V);

4) совокупный доход предпринимателей (D).

Издержки использования (U) определяются из следующего уравнения:

U-(K'-B')=(K-A'), (9.1)

где К'— первоначальная стоимость данных основных средств плюс затраты на их содержание и улучшение;

В' — затраты на содержание и улучшение основных средств производства. Поскольку средства производства использовались для производства продукции, то издержки (В') не были израсходованы на их содержание и улучшение, поэтому они и вычитаются из К', т.е. остается только первоначальная стоимость основных средств;

К— текущая ценность (стоимость) капитального оборудования к концу периода, т.е. остаточная стоимость основных средств производства после завершения производства, а также остаток незавершенного производства и готовой продукции;

А'— стоимость законченной продукции, купленной предпринимателями друг у друга и использованной для производства данной продукции. Таким образом, если ((K'—B')—K) есть в основном стоимость изношенных в данном процессе средств производства (сырье, материалы, энергия, комплектующие детали и т.д.), покупаемых предпринимателем у других производителей и используемых целиком для производства данной продукции, то А'— это стоимость оборотного капитала, израсходованного на производство данной продукции. Использование данного элемента иногда ведет к повторному счету.

Второй элемент — факториальные издержки, которые представляют собой суммы, уплачиваемые предпринимателем другим «факторам производства» за их текущие услуги и выступающие как доход этих факторов, исключая других предпринимателей. Итак, факториальные издержки F — это: 1) заработная плата; 2) процент на ссудный капитал; 3) земельная рента, т.е. доходы нефункционирующих собственников:

F=V+(m-p). (9.2)

Сумма издержек использования и факториальных издержек называется непосредственными издержками, которые предприниматели стремятся довести до минимума, чтобы получить максимальный доход.

Третий элемент стоимостной структуры общественного продукта — это добавочные издержки, под которыми следует понимать обесценение оборудования или превышение фактических издержек использования над предполагаемым обесценением. Речь идет о моральном износе оборудования V. В целом издержки производства I можно представить в следующем виде:

I=U+F+V. (9.3)

Четвертый элемент стоимостной структуры — это доход (D) предпринимателя в отличие от совокупного дохода общества. Под доходом предпринимателя имеется в виду прибыль, которая достается функционирующему собственнику (предпринимателю) и которая определяется как превышение стоимости товара (W) над издержками (U+F+V).

D=W-(U+F+V). (9.4)

В целом стоимостная структура общественного продукта имеет формулу:

W=U+F+V+D. (9.5)

Такое представление стоимостной структуры является более конкретным и в большей степени соответствует современной рыночной экономике.

При оценке общественного продукта возникает ряд трудностей. Такие весьма различные товары, как жилые дома, одежда, велосипеды, пища, которые произведены в течение одного года, нельзя просто суммировать или сравнивать, если им не придать денежное выражение.

Поэтому общественный продукт определяется в рыночных ценах. Так как большинство товаров создано для рынка, они получают рыночную цену, и здесь проблем не возникает. Труднее обстоит дело с продукцией или услугами, не имеющими рыночной цены. Безвозмездные услуги государства (оборона, правовая защита, образование) рассчитываются по стоимости издержек, которые фактические сложились в момент оказания этих услуг.

Собственное производство на предприятиях (фирмах), например изготовление какого-либо станка для своих собственных нужд, оценивается по сопоставимым ценам. Услуги в домохозяйствах, выполняемые самими членами семьи, не выносятся на рынок, их учет чрезвычайно сложен, поэтому при определении величины общественного продукта они не учитываются.

В экономической литературе и хозяйственной практике имеют место два подхода к определению величины общественного продукта. Согласно одному подходу, основанному на марксистской теории, совокупный общественный продукт — результат материального производства, а поэтому услуги не включаются в стоимость данного продукта. Такой подход многие годы использовался в нашей стране.

Мировая хозяйственная практика (при подсчете общественного продукта) исходит из того, что масса производственных товаров включает не только материальные блага, но и услуги врача, налогового инспектора, банков или государства и других, а поэтому общественный продукт есть результат двух сфер народного хозяйства — материального производства и сферы услуг. Показателем, характеризующим величину общественного продукта, является валовой внутренний продукт (ВВП).

Одними из основных макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности, являются валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

ВВП – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года, независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам).

ВНП – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. ВНП измеряет стоимость продукции, созданной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран – это называется чистые доходы факторов.

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы.

Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Разделив ВВП страны на количество ее граждан, получается показатель, который называется “ВВП на душу населения”. Чем выше ВВП на душу населения, тем выше уровень жизни в стране.

Конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления (то есть в производстве других товаров и услуг).

В ВВП не включаются затраты на приобретение товаров, произведенных в предшествующие годы (например, покупка дома, построенного пять лет назад), а также затраты на покупку промежуточных продуктов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., используемых для производства конечных продуктов).

Наши рекомендации