Компоненты системы ABS. Краткое описание системы.
Антиблокировочная система тормозов позволяет сохранить управляемость и курсовую устойчивость автомобиля при экстренном торможении. Ее применение способствует уменьшению тормозного пути автомобиля до минимально возможного за счет исключения блокировки колес.
Антиблокировочная система — трехканальная, серии 5.3 фирмы
Bosch. В систему входят гидроблок (гидроагрегат), четыре датчика скорости вращения колес, сигнализатор неисправности АБС и датчик положения педали тормоза.
3.4.1 Гидроблок АБС установлен в моторном отсеке на левом лонжероне кабины и изображен на рисунке 38. Он состоит из модулятора давления и электронного блока управления АБС.
Рисунок 38 – Гидроагрегат АБС
3.4.2 Модулятор давления включает в себя трехпозиционные соленоидные клапаны и насос с электрическим приводом. К модулятору подсоединены две подводящие тормозные трубки и три отводящие. Подводящие трубки соединяют гидроблок с главным тормозным цилиндром, а отводящие трубки — с колесными цилиндрами (раздельно к левому и правому тормозным механизмам передних колес и общий к тормозным механизмам задних колес). Для контроля положения педали тормоза блок управления АБС соединен проводом с выключателем сигнала торможения. Таким образом, выключатель одновременно выполняет функцию датчика положения педали тормоза. На всех четырех колесах установлены датчики скорости вращения колес.
3.4.3.Датчики скорости вращения колес — индуктивного типа — реагируют на прохождение зубьев венцов, напрессованных на ступицы колес, как показано на рисунке 39. По частоте импульсов, выдаваемых датчиками, блок управления определяет скорость вращения колес. Датчики передних колес установлены в поворотных кулаках, а датчики задних колес — на балке заднего моста во фланцах крепления тормозных щитов. Датчики передних и задних колес не взаимозаменяемы.
Рисунок 39 – Зубчатый венец на ступице переднего колеса
Рисунок 40 – Зубчатый венец на ступице заднего колеса
Показания сопротивления датчиков должны быть одинаковы для всех колес. Если они разнятся, то это указывает на неисправный датчик.
Рисунок 41 – Сигнал исправного датчика скорости колеса
Индуктивный датчик АБС устроен следующим образом. Катушка вокруг магнитного сердечника. Постоянный магнит создает магнитное поле, которое проходит через катушку и зубчатое колесо, а затем назад. Вращение зубчатого колеса приводит к изменению поля, что в свою очередь возбуждает электрический ток (т. н. синусоида) в зависимости от наличия зуба. Данный датчик изображен на рисунке 42.
Рисунок 42 – Устройство датчика АБС
1 - Постоянный магнит; 2 – Корпус; 3 - Железный сердечник; 4 - Катушка; 5 – Зазор; 6 - Зубчатое колесо с опорным зазором - зуба нет;
Кроме того, в случае слабого сигнала (амплитуда синусоиды меньше, чем у остальных датчиков), то требуется очистить от грязи зубчатый венец на ступице и обезжирить его.
Тормозной механизм заднего колеса (рис.8) барабанный, с автоматическим регулированием зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматического регулирования зазора расположено в колесном цилиндре.
Примечание:
На автомобили, оснащенные антиблокировочной системой, устанавливают задние тормозные механизмы с оригинальными тормозными колодками Б, в которых предусмотрена прорезь для датчика А частоты вращения колеса.
Между тормозным барабаном и ступицей установлен импульсный диск, с прорезями. С помощью этого диска датчик системы ABS регистрирует скорость вращения колеса
Датчик тормозной педали потенциометрического действия.
Антиблокировочная система работает следующим образом. При интенсивном торможении или при торможении на скользком участке дороги колесо (или несколько колес) блокируется тормозной системой. Датчик заблокированного колеса не посылает сигналы электронному блоку управления АБС. Электронный блок выдает модулятору сигнал о понижении давления жидкости в соответствующем канале (в гидроприводе тормозного механизма заблокированного колеса). Колесо начинает вращаться, и в блок управления АБС поступают сигналы с датчика скорости вращения колеса. Гидроблок снова повышает давление в соответствующем трубопроводе, и колесо блокируется, после чего цикл повторяется. Время срабатывания клапанов модулятора — около 20 мс, поэтому давление в трубопроводе за секунду изменяется много раз.
Таким образом, антиблокировочная система поддерживает оптималный режим торможения на грани блокирования колеса, не допуская потери сцепления шины с дорожным покрытием. Аналогично исключается блокирование других колес автомобиля.
Убедиться в том, что АБС работает, можно по слабому дрожанию
педали тормоза. При отказе антиблокировочной системы в комбинации приборов загорается лампа сигнализатора АБС (ABS). Тормозная система сохраняет работоспособность, но при этом возможна блокировка колес.
Рисунок 13 – Компоненты системы АБС
Разделение системы на два раздельных контура тормозного привода повышает безопасность автомобиля при торможении. Если один из контуров неисправен, срабатывает второй контур и автомобиль можно остановить.
В автомобилях марки Škoda используется двухконтурная тормозная система с диагональной компоновкой.