Срок эксплуатации троллейбуса – 10 лет.
Шасси троллейбуса
Шасси троллейбуса – совокупность агрегатов и механизмов вместе с основанием (рамой), на которой они размещены.
Рама шасси представляет из себя 2а лонжерона, соединенные 9ю поперечинами, фермами.
Лонжероны изготовлены из швеллеров, сваренных в виде коробки (коробчатое сечение).
Рама шасси предназначена для крепления на нем:
ü электрического оборудования;
ü пневматического оборудования;
ü механического оборудования.
Шасси служит опорой кузова и обеспечивает передачу веса кузова и нагрузки через подвеску на мосты; передачу вращающего момента от вала якоря тягового двигателя к ведущим колесам; а также управления движением троллейбуса.
1. В передней части шасси размещены:
1. Пусковая и тормозная педали;
2. Привод ручного тормоза;
3. Рулевое управление;
4. Гидросистема усилителя руля;
5. Тормозной кран;
6. Воздушные тормозные резрвуары – 2 шт.
2. На правой стороне шасси установлено:
1. 2а воздушных резервуара: магистральный и резервур пневмоподвески;
2. Регулировочный реостат;
3. Ящик аккумуляторноый батареи.
3. На левой стороне шасси размещены:
1. Групповой реостатный контроллер (ГРК);
2. Генератор со вспомогательным двигателем (ДВ) / (МВ);
3. Мотор-компрессор (ДК) / (МК).
4. По оси шасси установлены:
1. Ящик с пуско-тормозными реостатами;
2. Тяговый двигатель;
3. Карданная передача.
Вращающий момент от тягового двигателя через карданную передачу передается на центральный редуктор ведущего моста.
Оборудование размещено таким образом, что к каждому узлу обеспечивается свободный доступ для осмотра и ревизии.
Лекция № 3
Передний мост троллейбуса. Балка. Поворотная цапфа.
Крепление поворотной цапфы
Передний мост троллейбуса
Передний (ведомый) мост троллейбуса является управляемым. Предназначен для управления троллейбуса; движения по окружностям, кривым; восприятия веса; а также тормозных и тяговых усилий.
Рис. 3 Схема управляемого (ведомого) моста троллейбуса.
1. Колесо;
2. Поворотная цапфа;
3. Шкворень (штырь);
4. Кулак балки;
5. Балка;
6. Ступица;
7. Тормозной барабан;
8. Рулевой рычаг (Г- образной фомы).
Балка моста
Конструктивно передний мост представляет из себя стальную штампованную балку двутаврового сечения.
По концам балка имеет утолщения с отверстиями (кулаки), к которым крепится поворотная цапфа.
Сверху и снизу на балке имеются площадки для крепления подвески: пневмоэлементов и рессор.
В средней части балки на подшипниках установлен двуплечий рулевой рычаг (г- образной формы).
На поворотную цапфу через подшипники устанавливается ступица, к которой, в свою очередь, крепится тормозной барабан и колесо.
Шкворень (штырь) обеспечивает шарнирное соединение поворотных цапф с кулаками балки.
Шкворень плотно сидит в конусе кулака, а поворотная цапфа свободно вращается во втулках вокруг шкворня. Это обеспечивает поворот управляемых колес.
Поворотная цапфа
Представляет из себя конусооборазную ось, отлитую с двумя проушинами и площадкой.
В отверстия проушин впрессованы бронзовые втулки, выполняющие роль подшипников.
В нижней проушине устанавливается опорнвй подшипник, а также поворотный рычаг.
Назначение цапфы | - для восприятия веса; - для крепления на ней ступицы с тормозным барабаном и колесом; - для крепления на ней тормозного суппорта; - для поворота управляемых колес. |
Монтаж цапфы | Крепление поворотной цапфы на кулак балки осуществляется с помошью конусообразного штыря (шкворня). Поворотная цапфа заводится на кулак таким образом, чтобы отверстия кулака и проушин совпали. Предварительно в нижнюю проушины устанавливается опорный подшипник Штырь заводится снизу, проходит сквозь проушины цапфы и отверстия в балке, затем закрепляется. |
Элементы и особенности крепления | - толстая шайба; - тонкая шайба; - контргайка (затяжка контргайки максимальная – штырь в кулаке балки неподвижен). Цапфа на шковорне поворачивается в бронзовых втулках и на опорном подшипнике. Тонкая шайба загибается на грань контргайки (для ее фиксации). Установленный шкворень имеет наклон в бок и назад под углом в 8о и 1,5о соответственно. Этим наклоном преследуется цель: снять нагрузку со штыря, действующую на его излом, направив их на опорный подшипник, установленный в нижней проушине цапфы. |
Лекция № 4
Ступица переднего колеса.
Крепление ступицы на оси цапфы (монтаж).
Крепление переднего колеса (монтаж/демонтаж).
Крепление тормозных барабанов, суппорта
Передняя ступица
Представляет собой цилиндрическую отливку, внутренняя полость которой расточена под подшипники, а снаружи имеется венчик, для крепления к нему тормозного барабана.
Предназначена для установки на ней колеса с тормозным барабаном, а также для их вращения.
В конструкцию ступицы входит суппорт (или спицы) – он отлит вместе со ступицей и венчиком – предназначен для крепления на нем колеса.