Основные элементы логистики складирования в грузовом терминале
Склады являются важнейшими элементами логистических систем. Современная складская система представляет собой большой и сложный комплекс, требующий постоянного внимания и контроля. Движение через склад связано с затратами, что увеличивает стоимость конечного продукта. Проблемы, связанные с функционированием складов, имеют значительное влияние на движения материальных потоков в логистической цепи в целом. Необходимость в специально обустроенных местах для хранения и обработки грузопотоков существует на всех стадиях движения материального потока. Грузовые комплексы при аэропортах являются одним из звеньев цепи поставок грузов от производителя до конечного потребителя и осуществляют наземную обработку прибывающих и отправляемых грузов, а также оказывают определённые складские услуги.
На сегодняшний день авиаперевозки грузов носят характер весьма распространённой и востребованной услуги. Авиатранспорт способен преодолевать огромные расстояния и поставлять груз даже в труднодоступные места, и как следствие расширять территориальные границы бизнеса. В настоящее время доходность грузовых авиаперевозок несовместима с доходностью пассажирских и деловых, поэтому данному направлению уделяется значительно меньше внимания, а на развитие определённой инфраструктуры выделяется гораздо меньше средств. Кроме того, в России ещё нет автономных грузовых авиационных терминалов, которые бы использовались только для перевалки грузов. Все грузовые терминалы располагаются только при крупных пассажирских аэропортах, так как грузовое направление не является приоритетным для Российской авиации. Таким образом, происходит удорожание стоимости перевозки груза, и как вследствие, сокращение числа потребителей данной услуги. Затраты на обработку товаров в грузовых терминалах при аэропортах весьма высоки в силу специфики развития авиационного бизнеса в России. Одним из способов их снижения является рационализация движения грузовых потоков на территории транзитно-перевалочного склада, а также увеличение скорости обработки проходящих грузов (80% времени в пути от отправителя до получателя груз находится на земле), что в свою очередь непременно зависит от правильности расчётов параметров складского терминала и планировки его технических сооружений.
Грузовые терминалы при аэропортах выполняют следующие основные функции: перевалка груза, хранение и обработка груза, экспедирование груза [1].
Данные функции предусматривают выполнение следующего ряда задач: оформление договоров с клиентами; приём и обработка заявок; оформление транспортных и других сопутствующих документов; таможенная очистка груза и другие. Чаще всего самолётами перевозятся следующие категории грузов:
- легковесные;
- тяжеловесные;
- ценные;
- скоропортящиеся;
- «мокрые» груза;
- живность;
- опасные груза;
- радиоактивные материалы.
К особенностям обрабатываемого в грузовом терминале грузопотока можно отнести неравномерность грузового потока (авиаперевозки зачастую осуществляются по мере необходимости в силу особенностей перевозимого груза), отправку небольших транспортных партий (в силу влияния стоимости авиаперевозки).
Для характеристики грузовой единицы при стеллажном размещении следует принимать условную грузовую единицу (пакет) размерами 800*1200*800 мм и объёмом 0,768 , а для мелких партий грузов - пакет размерами 400*1200*800 мм и объёмом 0,384 .
Для характеристики грузовой единицы при контейнерном размещении за условные грузовые единицы следует принимать:
- авиационный контейнер УАК-5 размерами 299*2438*1900 мм и объёмом 14,2 ;
- жесткий поддон ПАВ-2,5 размерами 1456*2438*1900 мм и объёмом 4,75 ;
- багажный контейнер АК-1,5 размерами 2007*1562*1534 мм и объёмом 4,4 .
Весь технологический процесс функционирования грузового терминала можно разделить на три основные части: приёмка; отгрузка груза; ответственное хранение груза на терминале и оформление документации, перевозка груза между терминалами, местами отправления и назначения.
Самым первым этапом в логистическом процессе работы грузового терминала является оформление документации. Грузовая авианакладная является перевозочным документом, который удостоверяет заключение определённого договора между грузоотправителем и грузоперевозчиком. Помимо неё также оформляется и вся сопутствующая документация, представляются все необходимые документы, обговариваются условия перевозки. Следует помнить, что при перевозке авиатранспортом груз должен переносить длительное воздействие следующих факторов:
- температуры окружающей среды от -60 до +60 градусов С;
- понижения атмосферного давления (до145 мм. рт. ст.);
- вибрации с определённой амплитудой от 5 мм на частоте 7 Гц.
После этого отправитель должен в определенный срок предоставить груз грузоперевозчику. Обычно до грузового терминала груз транспортируется самим отправителем, после он проходит процедуру приёмки уже на самом терминале, а именно: упаковывается, взвешивается, проходит процедуру досмотра и маркируется. Упаковка груза должна соответствовать следующим требованиям: должна быть сухой и чистой, без острых выступов и углов; должна обеспечивать сохранность груза на всё время воздушного полёта; тара для жидкостей должна выдерживать внутреннее избыточное давление при падении наружного атмосферного давления. Досмотр груза осуществляется с помощью досмотрового оборудования и ведётся как при отправке груза, так и при его приёмке. Далее весь груз маркируется. Маркировка должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТа 14192-77, а маркировка опасных грузов – в соответствии с требованиями ГОСТа 19433-81. Транспортная маркировка может содержать как основные, так и дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки, ярлыки, предупредительные надписи.
Как только весь груз обработан и зарегистрирован на рейс, производится его погрузка в воздушное судно. Для этого используются, как правило, вилочные погрузчики, которые грузят товар на тележку и груз транспортируется до самолёта. Затем по конвейерной ленте поступает в отсек самолёта и распределяется по своим местам. Если же самолет только прилетел, то производится его разгрузка. Сначала выполняется выгрузка груза из самолёта посредством специальных трапов или конвейерной ленты, затем он на тележке транспортируется на склад. Обычно полная выгрузка из самолёта 100 тонн занимает около трёх часов. После доставки груза на склад, он проходит досмотр, процедуру таможенной очистки (если привезён из-за рубежа). С помощью автоматизированной системы он распределяется по ячейкам, иными словами по своим местам, затем специальным оборудованием помещается в них. При оприходовании груза на склад, отправитель и получатель информируются об этом, и уже после получатель забирает груз либо самостоятельно, либо обговариваются дополнительные условия его доставки в пункт назначения. Каждую операцию, совершаемую с грузом можно отследить с помощью информационных технологий, поэтому число потерь груза сводится к минимуму, хотя и бывают исключения.
Если рассматривать типовое устройство склада, то на транзитно-перевалочном складе при аэропорте должны присутствовать тёплый стеллажный склад (прибытия и отправки), склад хранения грузов с температурным режимом (наличие холодильных и морозильных камер), склад опасных грузов и радиоактивных веществ, открытые и крытые площадки для хранения негабаритных грузов и авиационных контейнеров. Помимо этого, в грузовом терминале должны присутствовать офисные помещения для участников перевозочного процесса, а также клиентский зал, которые обеспечены всеми необходимыми системами, а именно: системами отопления, кондиционирования воздуха, вентиляции, пожарной сигнализации, телекоммуникации, доступом в Интернет, возможностью подключения к телефонной линии, электроснабжением 220В; комнатой досмотра для таможенного, ветеринарного и фитосанитарного контроля; а также помещениями инженерно-технического назначения. http://www.sitebs.ru/blogs/29071.html
Основными задачами грузовых терминалов при аэропортах являются:
- обеспечение внутригородских и пригородных пассажирских перевозок по железным дорогам;
- обеспечение деятельности магистрального грузового железнодорожного транспорта;
- обеспечение деятельности автомобильного грузового транспорта;
- аренда грузового автомобильного транспорта с водителем;
- обеспечение деятельности морского грузового транспорта;
- обеспечение перелета воздушного грузового транспорта, подчиняющегося расписанию;
- обеспечение транспортной обработки прочих грузов;
- и другие задачи, не запрещенные законодательством.
Таким образом, на склад грузового терминала поступает различный груз, начиная от простого мелкогабаритного груза и заканчивая опасными грузами или радиоактивными веществами. Для этого на складах предусмотрены отдельные условия температурного режима, а так же специализированная грузовая тара. Опасные, скоропортящиеся и хрупкие груза обязуется обозначать специальными маркировками, разработанными в соответствии с ГОСТами. Для улучшения удобства, терминал так же использует автоматизированные технологии, и в связи с запросами клиентов предусмотренные условия удобства клиентских залов. Организация склада, должна быть рационально использована в работе и не иметь массовых перегрузок, а так же соблюдения требований охраны труда на складе.